поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Кругосветка  
 

Недавно вернулись из путешествия, и не знаете, с кем бы еще поделиться впечатлениями? Снабдите свой рассказ фотографиями и присылайте нам на почту. Самые интересные работы будут опубликованы!



  Архив статей  
 

2018
февраль  март 

2017
декабрь 

2016
июнь 

2015
январь  март  ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  ноябрь 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2008
январь  февраль  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2007
апрель  июль  август  сентябрь  октябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
02 ноября 18:09

Бородатые на Алтае. Часть II

Алексей Деменев

Продолжение истории. Начало здесь

День первый
Четверг, 12 августа 2010 г.
Мыс Кырсай – р. Башкаус – ур. Аккурум
О! Куда мы попали-то!


Пройдено 49 км
Апхиллы 7,4 км
Спуски 6,3 км
Min 424.4м нум
Max 498.8 м нум
Набор высот 400.4 м
Сброс высот 357.7 м

Подъем в 05:30 по местному времени (в Екб в это время еще 4:30). Периодически начинается небольшой дождь. По-прежнему с озера дует хороший ветер и уносит низкие облака в долину Чулышмана. Верхушки гор не видно из-за облаков.

08:30 выходим со стоянки. Еще раз поменяли камеру в заднем колесе у вела Кати. Выяснена причина: отогнувшийся край ободной ленты прорезает камеру. Залечили просто: поверх ободной ленты намотали пару-тройку слоев черной ПВХ-изоленты. Ветер немного стихает. Проходим через кемпинг, за его оградой выходим на грунтовку, идущую вдоль р. Чулышман. На дороге после дождя много грязи и луж. Местами дорога каменистая, но в основном, грунтовка. Слева стремительно несет в Телецкое озеро свои воды река Чулышман, справа почти от дороги начинаются крутые склоны гор. Вся долина шириной всего около 1,5 км. Виды вокруг очень похожи на виды из фантастического фильма Джеймса Кэмерона «Аватар». Через полчаса начинается довольно сильный дождь, но быстро заканчивается.


После таблички «Балыкча» начинается большая поляна с отвратительной дорогой размытой после дождей, местами приходится идти пешком. Поляной оказалось урочище Ачелман с одноименным водопадом.

Село Балыкча не маленькое. Есть сельская администрация, пара магазинов, даже больница и церковь. До деревни была более-менее нормальная дорога, в деревне ее нет как таковой — сплошное месиво грязи и луж. В каждом дворе рядом с домом стоит аил — национальное жилище. ЛЭП не замечено, скорей всего, в Балыкче запускают дизель-генератор на несколько часов в день. На улицах много пьяных алтайцев. Пролетаем деревню, в спину слышим крики типа: «Дай сто рублей!» или «Сдохни на ходу!». Такие вот приветливые местные жители.


В районе островов Карагайлу набрали питьевой воды из Чулышмана. Остров Уядын обошли с запада, не пересекая притоки Чулышмана. Пуз заменил недавно набранную чулышманскую воду на более холодную, чистую и прозрачную воду в речке-итоге крушения водопада Билер. Состояние дороги в направлении Кок-Паша улучшилось: исчезла грязь, стало меньше луж, покрытие стало более каменистым.

Юго-западнее Кок-Паша расположен остров Краулак, через который нужно пересечь два моста через протоки реки Башкаус. Западный мост находился на ремонте, меняли настил и насыпь. Первый приток прошли по узкому металлическому временному мосту, второй уже по более широкому деревянному.


13:25. Обошли Кок-Паш южнее, въехали в урочище Кукпут. Тут солнце засияло в полную силу. Пейзажи заиграли яркими сочными красками. Пропустили два встречных джипа. Взяли курс на село Коо. По обочине дороги радостно росла хорошая чулышманская конопля, протянув свои листочки навстречу солнышку и своим потребителям. Многочисленные мелкие речушки и ручьи, являющиеся продолжением водопадов, местами преодолевались сходу, местами по настроению и возможностям вброд. Вода ледяная и вкусная.


15:10. Перед Коо встретили двигавшийся встречным курсом ГАЗ-66, загруженный рафтом и радостно горланящими из окон кунга туристами-рафтерами. В Коо центральная улица представляет собой непрофилированную грунтовку из укатанного чернозема, параллельные колеи, отходы жизнедеятельности кишечника крупного рогатого скота. Замечена христианская церковь и два работающих магазина на центральной улице. Пуз зашел в один из них за сигаретами и заодно проверить широту ассортимента и уровень гуманности цен. Сигареты продают по запросу, из-под прилавка. Ассортимент небогат, но достаточен для туриста: тушенка, хлеб, пиво, ништяки к чаю, бакалейные и макаронные изделия. Цены гуманные, на уровне средне-екатеринбургских. Продавщицы — две бабки-алтайки лет далеко за 50.

15:30. Проехали остров Ару, дважды пересекая по мостам один из протоков Чулышмана. Перед островом разминулись с группой не совсем трезвой алтайской молодежи, возвращавшейся в Коо с острова, где они строили основательный деревянный мост. Приближаясь к урочищу Аккурум, увидели шикарную картину. Впереди, за изгибом Чулышмана, возвышались горы со снежниками наверху. Горы уже относились к Алтайскому заповеднику. Высота тех вершин, которые предстали перед нами, составляла 2893 и 3028 метров. Эти вершины видны довольно издалека, еще от впадения р. Башкаус в р. Чулышман. Южная часть урочища Аккурум находится на высоте 510 м над уровнем моря. Горы вдоль дороги имеют высоты 1823, 1857, 2193 м. Этакий коридор-каньон.


Встали на левом берегу в излучине Чулышмана, меняющего направление своего движения с севера на запад. Берег галечно-песчаный, хорошие заросли облепихи. Дров мало, в основном, топляк да облепиховый сушняк. Судя по приметам, данное место часто используется для стоянки как автотуристами, так и велотуристами. Обед.


Затем группа разделилась: трое ушли на тот берег Чулышмана к каменным грибам, двое остались присматривать за имуществом, заниматься хозяйственными делами, собирать дровишки для костра. Пока то да се, в лагерь приходил алтаец-подросток. На коне и с собакой. Поинтересовался, будем ли мы кататься на лошади. Ответили, что на сегодня уже накатались. Сказал, что его зовут Вадим, ему 9 лет и живет в Коо.

Через пару часов из пешей радиалки вернулись Миша, Паша и Настя. Темнеет в горах быстро. Ужин, разговоры у костра. Отбой в 22:00 местного времени. Ночь наступила теплая и безоблачная. Небо притягивало своей бездонностью и тысячами сотен тысяч звезд.



День второй
Пятница, 13 августа 2010 г.
Урочище Аккурум – перевал Кату-Ярык – урочище Тураля.
Вознесение

Пройдено 39 км
Подъемы 13.28 км
Спуски 5.35 км
Набор высот 1262.7 м
Сброс высот 317.3 м
Макс. высота 1433 м нум
Мин. высота 489 м нум

Подъем в 6:00. Завтрак-сборы.


Около 8:20. Выдвинулись. На выезде из урочища Аккурум, как только мы миновали кемпинг, расположенный в паре километров юго-восточнее от нашей стоянки, нас догнал позитивный человек. Слава из Питера. Дауншифтер. Велосипедист. Вел ему был предоставлен кем-то из алтайских. Чудо велостроения: двухподвес CHALLENGER. Уровень навески — ниже Турнея. Слава нисколько не комплексовал по этому поводу, ездил на нем хорошо. Приветствия, стандартные вопросы-ответы: Откуда? – Куда? – Что? – Как? – Чекаво? Попрощались и покатили дальше.


Далее скальный коридор стал сужаться с километра ширины до полукилометра, а в самом узком месте каньона, в районе р. Утукая, ширина коридора составила четверть километра. Дорога в этом месте находится на 590 м нум, а вершины стен заканчиваются на отметке 1581 м с запада и 1193 м с востока. Как вы это себе представляете? ;)


12:30 Висячий мост в урочище Кату-Ярык. Десятиминутка на отдых и фото. Далее проехали мимо кемпинга «Эзен», купили в нем хлеба. Хлеб пекут в кемпинге, цена по 60 рублей за булку. Булка тяжелая и увесистая, весом под добрый килограмм. Свою цену хлеб оправдывает на все сто. Полновесно, вкусно и сытно.

13:00 Расположились на двухчасовой отдых и обед на левом берегу Чулышмана в тени деревьев перед кемпингом, который расположен у подножия перевала Кату-Ярык. Во время обеда наблюдали за разнообразными автомобилями, заезжающими/съезжающими на/с перевал(а) Кату-Ярык. Самая экзотика из увиденного: ГАЗ-20 М «Победа» и Москвич-412.



15:00 Снялись с обеда и начали подъем на перевал Кату-Ярык. Сфотографировались у дорожного знака и начали подъем.

Хорошо, что солнце вышло из зенита, и большая часть перевала оказалась в тени. Приятная прохлада. Первая треть перевального взлета довольно крутая и продолжительная, пешком идти тяжело. Остальные две трети перевального взлета являют собой серпантин с 7 изгибами. Протяженность подъема на перевал указана как 3,5 км.


Набор высот около 560 м (с 680 м нум до 1250 м нум). Взятие этого перевала не означает, что подъемов дальше не будет: вы поднялись на самый край Улаганского плато, впереди еще несколько километров тягунов, с дополнительными несколькими сотнями метров набора высот вплоть до высоты 1640 м. От вершины нижней части перевала Кату-Ярык (куда мы поднялись) до ближайшего ручья, пересекающего дорогу — не менее 4-х километров.

При подъеме на перевал рекомендуется иметь с собой запас воды с таким расчетом, чтоб пополнить его из безымянного ручья в районе зимника Батуринская Будка. Из нашей группы самый сильный участник поднялся на Кату-Ярык за 1 час 37 минут, самый последний за 2 часа. Слава _Питерский поднялся за час (первый взлет шел пешком, остальной серпантин — заехал). Среднее время подъема среди велотуристов составляет около 2-х часов. По сведениям с интернетов/новосибирских/барнаульских/джиперских форумов, летом 2010 года грейдерную дорогу с перевала Кату-Ярык в долину Чулышмана расширили, на изгибах серпантина устроили места для разъезда встречных машин. Ширина дороги достаточная для свободного проезда по ней автобусов типа ПАЗ, грузовиков типа ЗИЛ-131; покрытие грейдера вполне позволяет проезжать полноприводным легковым иномаркам и отечественным легковым автомобилям, имеющим клиренс не менее 160 мм.

Около 20:00 разместились на ночевку на южном склоне горы 1623,4 в 400 метрах от пересечения ручья с дорогой, на высоте 1432 м. Сильно ощущалась сырость и «дыхание холода» с близлежащих снежников, расположенных на высотах 2600 – 3000 м в 15 километрах севернее.

К 21:30 температура воздуха упала до +2 градусов. Ужин и условно-безлимитный чай готовили на газу, не желая выдавать свое присутствие потенциальным пешим и конным алтайцам. Отбой наступил в 22:00.

День третий
Суббота, 14 августа 2010 г.
Зимник Батуринская Будка – с. Балыктуюль – с. Улаган – р. Кубадру
Улаганское плато. Разграбленные скифские захоронения

Пройдено 54.6 км
Подъемы 15.87 км
Спуски 19.77 км
Набор высот 1045.5 м
Сброс высот 1121.9 м
Макс. высота 1646 м нум
Мин. высота 1215 м нум


В 6:00 подъем. Люто-холодно для середины августа. +2…+3 градуса по Цельсию. Однако воздух прогревается все сильнее и быстрее.

Сходили за 400 метров к ручью, пополнить запасы воды. Снялись со стоянки около 8:20. Продолжение движения по Улаганскому плато представляло собой «качели» со ступенчатым набором высот. Дорога хорошая, сухая укатанная грейдерка. Немногочисленные снующие в обе стороны ЛендКрузеры с новосибирскими номерами. В верхней точке Улаганского плато, где открывается вид на лежащее в котловине озеро Учкёль и дальние виды на заснеженные вершины Айгулакского хребта на юго-западе и снежники Алтайского государственного заповедника на севере, встретили двух пеших туристов, там же нас догнал Слава Питерский.


Снова пообщались и совместно поехали к Пазырыкским курганам. Безоблачно. Солнце начало жарить все сильнее и сильнее. Начиная с лога Вершина Тужара и вплоть до лога Сарговый, что северо-восточнее Пазырыкских курганов, стали часто встречаться покосы с местными жителями, приезжающими туда на уазиках и мотоциклах с колясками. Я так понял, что вставать на ночевку на покосах не очень желательно — возможно нежелательное общение с пользователями данных территорий.

11:50. Севернее зимника Тужар встретили двух велосипедистов из Кемерово. Стандартные вопросы с обеих сторон. Обмен информацией о дорожной обстановке и потенциальных опасностях. Узнаем, что в селе Балыктуюль кемеровчане были «обстреляны» камнями, а по улицам райцентра Улаган ходят-бродят пьяные алтайцы. Принято к сведению. Взаимно фотографируемся. Пожелания хорошего наката и удачи на дорогах. Двигаем каждый в свою сторону.



13:20. Преодолеваем безымянный перевал в паре километров северо-восточнее Пазырыкских курганов, обозначенный на километровке Генштаба как 1455,0 / I – XII. Скатываемся к Пазырыкским курганам. Ориентир: километровый знак «104 км».



Пока группа осматривала остатки курганов, лазала по ним и фотографировалась, Пуз немного подремал у подножия кургана. Собираемся двигать дальше. И тут благостную тишину, окутывающие древние скифские захоронения, разорвал вопль Пуза: «!!!». Прокол задней шины. Очень даже «вовремя и в нужном месте». Экспресс-замена камеры. Двигаем дальше. Перед спуском в Балыктуюль обговаривается тактика прохождения данного поселения.

Проходим успешно. На самом выезде из Балыктуюля за последними тремя участниками увязалось трое алтайских детей на велосипедах, но отстали метров через 150, ибо скорости не те.

Дорога между Балыктуюлем и Улаганом представляет собой хорошо укатанный грейдер с тонким слоем мелкофракционной гравийной отсыпки, редкими россыпями щебня. В общем целом, в сторону Улагана идет плавный сброс высот, с редкими «качелями». Проезжающие машины поднимают в воздух много пыли. Река Большой Улаган, изгибами текущая вдоль дороги, в качестве источника питьевой воды непригодна: вода мутная и удобренная отходами жизнедеятельности крупного рогатого скота, в изобилии пасущегося между Балыктуюлем и Улаганом. Территории вдоль дороги между этими селами для стоянок непригодны; а ближе к Улагану — большие огороженные территории, занятые посевами.

Ближе к 16 часам въезжаем в Улаган, административный центр Улаганского района, считающегося одним из самых удаленных и труднодоступных в Республике Алтай. На одной только центральной улице по всей ее протяженности находятся, по крайней мере, 7 магазинов, отделение Сбербанка, Пенсионного фонда, районный Дом Правосудия, адвокатская контора, здание районной администрации, школы, больница, гостиница (нет горячей воды, 450 руб. с человека в сутки).


По ходу движения посетили 3 магазина и перекусывали прямо у магазинов: пиво, булочки, мороженое, газировка, бананы, печенье с начинкой. Покормили улаганского пса, помесь восточноевропейской овчарки с крупным «двортерьером». Алексею нездоровится уже несколько часов подряд: хроническое ощущение сильной усталости, пульс 140 ударов в минуту даже в состоянии получасового покоя, постоянно хочется пить. Вероятно, самый пик процесса акклиматизации. Ибо на следующее утро его самочувствие стало не то что бодрым, а очень бодрым.

От конного алтайца, заходившего в магазин за покупками, узнаем о наличии подходящего места стоянки в районе пересечения дороги Акташ – Улаган с рекой Кубадру. До данной стоянки примерно 10 километров пологого подъема. Решили поступить так: Павел, Настя и Миша уезжают к стоянке, находят ее и обустраивают лагерь, а Алексей с Катериной добираются до стоянки в своем темпе. Стоянка представляет собой поляну в конце тупикового заросшего травой грунтового съезда с трассы и находится в 40-45 метрах восточнее дороги и скрыта от нее деревьями.

Ужин, децл пива, костер, безлимитный чай и отбой через час после наступления темноты.


День четвертый
Воскресенье, 15 августа 2010 г.
р. Кубадру – перевал Улаганский (2090м) – оз. Узункёль
Улаганский перевал. Рукомойник «Энчибисти»


Пройдено 20.5 км
Подъемы 12.41 км
Спуски 2.60 км
Набор высот 878.7 м
Сброс высот 231.0 м
Макс. высота 2097.1 м нум
Мин. высота 1366.1 м нум

Продолжение подъема на Улаганский перевал. Дорога большей частью грейдерная, особенно на крутых подъемах и поворотах. Виды в южную и юго-западную сторону — на многие километры. Все время встречный юго-западный ветер (такая тут роза ветров). По ходу движения явственно проявляется оптический обман: едешь-едешь, визуально видишь, что дорога идет на понижение; ощущаешь обратную связь от вращения педалей, отслеживаешь показания абсолютной высоты в GPS и понимаешь, что в процессе езды ты только набираешь высоту и никак иначе. И так несколько раз на разных участках дороги. На Среднем и Южном Урале мне не доводилось встречаться с так ярко выраженным эффектом оптического обмана.


В нескольких километрах от Улаганского перевала находится самодельный рекламный щит «Озеро Балыкту-кёль. Баня. Рыбалка. Домики» у съезда с дороги в сторону озера Балыктукёль, которое находится на расстоянии чуть больше километра от трассы Акташ – Улаган. Туда мы не пошли.

Около 14:20. Улаганский перевал. На картах Генштаба отмечен как перевал высотой 2080 м. Наши GPS показывали 2090 м. Небольшой отдых, фотосъемки. Замечена парковочная площадка для отдыха водителей, беседка, туалеты М/Ж на северной стороне дороги. Ветви деревьев на перевале обильно повязаны ленточками белого цвета, изредка синими.

С Улаганского перевала открывается хороший вид в юго-восточном направлении, на горный массив, относящийся к северной части Курайского хребта. Снежники. Отметки высот на карте ГШ: 2900 м, 3085 м, 3159 м, 3355 м. Улаганский перевал считается у алтайцев сакральным местом, что предполагает определенные правила поведения на перевале (там же установлен щит со списком правил и просьбой соблюдать их).




Снова встретились со Славой Питерским, оставившим нас в предыдущий день незадолго до прохождения нами села Балыктуюль. Слава, как обычно, имел выспавшийся, отдохнувший вид, много улыбался, радостно излучая лучи позитива. В этот раз он ночевал где-то недалеко от перевала, предположительно рядом с дорогой в месте пересечения ее с ручьем, вытекающим из безымянного озера с отметкой уреза воды 1925,2.

Начинаем спуск с Улаганского перевала к озеру Узункёль. Через 3 км въезжаем на территорию летней турбазы «Узун-кёль».


Узнаем интересующую нас информацию: еда и пиво+цены, размещение в домике+цены, баня+цены. Цены нас удовлетворили. Полноценный обед в районе 120-140 рублей. Завтрак/ужин чуть дешевле. Размещение в 6-местном домике: 350 рублей с человека в сутки. Баня на 2 часа: 100 рублей с человека. Делаем заказ на приготовление обеда и ужина, получаем ключи и идем размещаться в домике.


Пиво. Затем вкуснейший обед. Салат, борщ, макароны с двумя котлетами из мяса маралов, пиво. Котлеты весьма вкусные. Благодарности поварам. Снова пиво. Попутно сделали заказ на приготовление ужина к определенному времени. Пешая радиалка на берег озера. Конкретные виды на Айгулакский хребет со снежниками (вершины 2467 м, 2647 м, 2359 м, 2709 м) и его отроги чуть меньшей высоты. Погода начала конкретно портиться….


Резко потемнело, и полил холодный дождь. Баня на 2 часа. Веников на базе нет и не держат. Сходил в кафе, переговорил с хозяйкой, получил разрешение нарубить в лесу через дорогу карликовых берез и несколько сосновых лап. Сделал из них два веника. Отстойных, но веника. В бане помимо мытья еще и постирались. Дождь к тому времени закончился.


В кемпинге включили освещение (постоянного электричества у них нет, включают генератор на несколько часов в день). Ужин, горячий плотный ужин. Благодарности поварам за вкуснейшую еду. Еще раз пиво. Возвращение в домик. Настольные игры и личное время. Отбой наступил не помню во сколько, так как я лег спать раньше всех остальных.

День пятый
Понедельник, 16 августа 2010 г.
День большого сброса высот. Выход на трассу М-52
Озеро Узун-кёль – Акташ – М52 – Белый Бом (Ак-Бом)


Пройдено 74 км
Подъемы 10.88 км
Спуски 46.34 км
Набор высот 567.0 м
Сброс высот 1178.7 м
Макс. высота 2041.6 м нум
Мин. высота 924.2 м нум

Поздний выезд из кемпинга. Около 11 часов. Пасмурно. Северные склоны Айгулакского, Тонгулакского и Курайского хребтов затянуты дождевыми тучами. Сразу после кемпинга асфальт заканчивается, переходя в укатанную гравийную дорогу, набухшую от периодических дождей. Трафик минимален, одна-две машины в 10-15 минут. Долгий пологий спуск, местами то набирающий крутизну, то опять становящийся пологим. Периодические локальные дожди. В районе озера Чейбеккель участок свежевыложенного асфальта типа «антинакат». Далее очередной спуск и вот она, достопримечательность «Красные ворота». Красные ворота — так называется место по дороге после Акташа (через 7 км) в сторону Улагана. Дорога, разделяющая Айгулакский и Курайский хребты, постоянно набирает высоту (если двигаться от Акташа в сторону Улагана). Асфальта здесь нет. В здешних породах содержится много ртутных руд (киноварь), которые и придают склонам гор красно-розовый оттенок. Поэтому ущелье и называется Красные ворота. В самом узком месте могут быть камнепады, что создает определенные сложности для прохождения этого места или фотографирования. Высота над уровнем моря здесь — 1760 м. Далее начался самый захватывающий дух участок спуска в Акташ. В Акташе останавливаемся у придорожного ларька, торгующего несколькими видами пирожков, молоком, сувенирами. Контрольная SMS-телеграмма на родину. Двигаем дальше, на трассу М-52. Акташ представляет собой довольно большое село, вытянутое от трассы М-52 на север и так далее на северо-восток. Инфраструктура села Акташ вполне сравнима с инфраструктурой Улагана. Наличествует GSM/GPRS от «Мегафона».
Выезжаем из Акташа, берем курс на запад. Дорога идет по долине р. Чуя. На Алтае каждая долина более-менее крупной реки имеет свой неповторимый ландшафт. Чуя, Чулышман, Катунь (в верхнем, среднем и нижнем течениях), Башкаус — широкое разнообразие ландшафтов и видов. Стабильно идем вперед. Между р. Бельгебаш и р. Бока нас догнал Слава Питерский, остановившийся в Акташе; вернул Пузу зарядное устройство от фотоаппарата CANON, получив назад свой фотоаппарат, оставленный как залог. Рассказал про встреченного им англоговорящего испанца на зеленом рекумбенте (лежачий велосипед) с 20-дюймовыми колесами, едущем из Москвы в Улан-Батор. Пообщались, попрощались и разъехались каждый в свою сторону. Пасмурно. Видны локальные дожди. Попали под кратковременный заряд дождя. Надевать–снимать дождевики, снова надевать–снимать дождевики. Впереди идущая группа заприметила годное для обеда место за мостом через р. Ярбалык. Остановка. Костер, обед, безлимитный чай. На соседней стороне реки — заброшенное кладбище.

Двигаем дальше. Трафик совсем минимальный, чаще грузовой. Небо опять хмурится и безуспешно пытается разродиться полноценным дождем. Впереди — Белый Бом. Белый Бом (или Ак-бом) находится на 742 км Чуйского тракта между селами Иня и Чибит. Это большая белая (известняковая) гора, которая нависает прямо над Чуйским трактом. Рядом расположено кафе с одноименным названием. Работает до часу ночи. Цены в кафе «Белый Бом» довольно гуманные, за 100-150 рублей можно очень плотно покушать. Возле кафе есть фонтанчик, вода из которого бьет без применения электропривода. Тут останавливаются обедать дальнобойные грузовики, частный транспорт и рейсовый пассажирский транспорт, курсирующий между населенными пунктами Кош-Агач, Улаган, Барнаул, Новосибирск. Данную остановку можно использовать как возможность эвакуации заболевшего/поломавшегося участника велопохода. Прежде это место значилось, как самое опасное на Чуйском тракте. Тропа была узкая. Пройти по ней могла только одна лошадь. Кто приходил первым, шел вперед без лошади и оставлял шапку на тропе. Другой путник, приблизившись с другой стороны, заметив такой знак, ожидал, пока не освободится тропа. В 1957 году здесь был установлен памятник в честь трагически погибшего отряда красноармейцев во время гражданской войны начала прошлого столетия.

На старых картах Белый Бом обозначен как нежилой пункт. На сегодня это место активно обустраивается. Имеется небольшая база с предложением проживания в домиках, бани и экскурсий. Есть несколько жилых домов. Высота над уровнем моря (по уровню Чуи) — 905 м. Высота Белого Бома около 1400 м, далее за ним еще одна ступень высотой до 2000 м. Цены по состоянию на август 2010 года: размещение в домиках 350 рублей с человека в сутки, 150 рублей с палатки, первые две охапки дров — бесплатно, последующие охапки по 50 рублей.


При каждом домике имеется мангал (платно), беседка. Воду для готовки мы набирали из р. Чуя. Там же, у кафе была встречена/обздорована очередная группа москвичей-велосипедистов, остановившихся на ночлег на территории соседнего кемпинга.

Ужин и завтрак готовили в домике. Кипятили воду в электрочайнике, затем переливали ее в котелок и готовили на газу. Экономия газа :)
Традиционно — пиво и сэмки на ужин.



Вторник, 17 августа 2010 г.
День шестой
Асфальт с утра до вечера
Белый Бом – Иня – Купчегень


Пройдено 72 км
Подъемы 18.32 км
Спуски 22.98 км
Набор высот 763.4 м
Сброс высот 805.4 м
Макс. высота 963.4 м нум
Мин. высота 692.4 м нум

Выход из кемпинга около 8:45. Утро выдалось облачное и ветреное. Дорожное покрытие по-прежнему злой асфальт «kill-roller». Трафик совсем минимальный — одна машина раз в 5-10 минут. Проехали Иодро, скалы Минихин-бом, бом Ялбак-Таш, бом Калбак-Таш. Калбак-Таш находится на 723 км Чуйского тракта. На карте это место может обозначаться как Ялбак-Таш. В ста метрах, на небольшой возвышенности, стоит деревянный дом и беседка.

Справа от дома на ближайших огороженных скалах находится множество рисунков. Перед ними имеется плакат со схемой для осмотра наскальных рисунков. Вдоль скал натоптаны тропы, по которым можно пройти и найти древние рисунки. Здесь на вертикальных и горизонтальных поверхностях скал имеется множество наскальных рисунков. Возраст их, вероятно, от 2 до 5 тыс. лет. Калбак-Таш в переводе означает «калбак» — «ложка», «таш» — «камень». Высота над уровнем моря здесь — 830 м.


Далее в нескольких километрах западнее, место слияния рек Катунь и Чуя. Смотровая площадка, обо. Виды хорошие. Признаки присутствия тысяч туристов, посещающих сие место.


После стрелки Катуни с Чуей дорога спускается к бому Бачикту-Кая. Между бомом и Иней через р. Катунь переброшен висячий мост, ведущий на Инегень и так далее по так называемой Катунской тропе в погранзону, в Усть-Коксинский район.

Село Иня. Магазины. Новый мост через р. Катунь. Смена ландшафта. Спящие пьяницы. Вперед к светлому будущему! Бдыньщ-машинам проезд запрещен!


Привал в дер. Малый Яломан у одноименной реки. Там же встретили чешских велотуристов, представившихся Ханой и Ондреем. Разговор сначала шел на английском языке, затем по инициативе Ондрея перешли на русский и общение пошло значительно живее.

Общались с ними на протяжении всего времени привала (полтора часа), угостили их ништяками и чаем; от предложения отведать только что сваренного густого супа чехи отказались, сославшись на то, что пообедали незадолго до встречи с нами. Хана — переводчик с норвежского и английского (и еще каких-то) языков. Ондрей — свободный архитектор. Велотуризмом занимаются очень давно, изъездили большую часть Европы. Что такое одна европейская тысяча километров для европейца? Это несколько стран, языков и культур, множество природных и техногенных ландшафтов. Что такое одна российская тысяча километров для европейца? О-о-о-о… «Мы едем-едем-едем… за 3,5 месяца проехали свыше 5 тысяч километров и все еще Россия, Россия, Россия…». Чехи «риальне фшоке» от масштабов российской территории. Деньги на это путешествие откладывали два года. Перед началом путешествия бросили обжитую благоустроенную арендованную квартиру в Праге, распродали ненужное имущество и в путь! На вопрос Пуза, что вам больше всего не понравилось за все время вашего путешествия по территории России, после короткого раздумья Ондрей выдал ответ: «Водятлы!» Пуз солидарен с его ответом. Представляю, как им пришлось ехать по федеральным трассам М-7 и М-5 (а Уральские горы они пересекли через Башкирию в самый разгар жары по участку Уфа – Златоуст - Челябинск). В процессе поездки чехи научились употреблять исконно русские неблагородные выражения и словосочетания.


Тут же, на привале, Миша нашел останки труЪ камабайка (↑).

Ондрея очень заинтересовал атлас-километровка республики Алтай. Он начал фотографировать его. Пуз решил подарить ему атлас. Ондрей отказался принять атлас в дар, сославшись на то, что ему достаточно запечатлеть нужные страницы на цифрозеркалку и вообще, они по Алтаю проезжают транзитом.

Ближе к 15:00 мы расстались. Нам — к перевалу Чике-таман и так далее через Онгудай до Куроты, курс Ондрея и Ханы — на юго-восток, к российско-монгольской границе через Акташ и Кош-Агач.


В 15:15 пройдены скалы Яломан-бом.


Далее 5-километровый участок трассы начинает прижиматься к скалам Уркошбом и Коргучубом и, виляя, приходит впритирку со скальными стенами. Фуры-длинномеры американского производства, «камазы» — основные опасности на этом участке, особенно когда велосипедисту «повезет» оказаться в зоне встречного разъезда.


Стрелка р. Катунь с р. Большой Ильгумень — наличествует летняя база/кемпинг. Мост через р. Большой Ильгумень, где можно спуститься вниз и пополнить запасы питьевой воды. Дорога теперь идет вдоль р. Бол. Ильгумень и начинает приобретать положительный градиент: впереди село Купчегень и так далее, перевал Чике-Таман. В Купчегени посетили пару местных магазинов: хлеб, пиво, «ништяки», минералка, газировка, сигареты, мороженое.

На ночлег встали в «охранной зоне» р. Большой Ильгумень (со слов конных алтайских егерей, сделавших устное внушение не засорять территорию). Большая поляна с редкими деревьями и кустарником, отлично просматриваемая с федеральной трассы М-52. Речка Бол. Ильгумень здесь разливается на несколько рукавов. В двухстах метрах западнее нас разместилась компания джиперов: бухоч и пальба из ракетницы в темнеющее небо (Нафига? Терпят бедствие? Ха-ха-ха! Вооруженные и экипированные джиперы. Куда им до безоружных нищебродов-велосипедистов.)


После ужина у нас было оргсобрание, на котором обсуждались «стратегия и тактика прохождения оставшегося маршрута, вопросы поддержания корпоративной идеологии и командного духа». Окончание оргсобрания сопровождалось ритуальным сожжением телеграфного столба, своего рода наглядная 3D-иллюстрация о действиях советских партизанских отрядов и нацистских зондеркоманд в Великую Отечественную войну.

Продолжение истории здесь

   просмотров: 12143 | обсудить  (4)


  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
02.11.2010 18:07 Бородатые на Алтае. Часть III

Бородатые на Алтае. Часть III

Заключительная часть рассказа о велопробеге по республике Алтай.


02.11.2010 18:09 Бородатые на Алтае. Часть II

Бородатые на Алтае. Часть II

Алексей Деменев продолжает рассказ о двухнедельном велосипедном туре по Горному Алтаю.


02.11.2010 18:12 Бородатые на Алтае. Часть I

Бородатые на Алтае. Часть I

«Ё! Куда мы попали-то - зашибись!», — екатеринбургские велосипедисты делятся впечатлениями от поездки на Алтай.


09.11.2010 18:56 Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Незабываемые две недели на Золотом побережье Австралии.


12.11.2010 14:37 Русский экспресс. Часть II

Русский экспресс. Часть II

Путешествие по европейским городам: Генуя, Барселона (парк развлечений Порт Авентура), Лион, Амстердам.


13.11.2010 10:22 Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Путешествие по городу-музею.


17.11.2010 15:30 Памир—2010. Часть II

Памир—2010. Часть II

Hlek & SDTux продолжают свой рассказ о велотуре по горной Средней Азии.


17.11.2010 15:50 Памир—2010. Часть I

Памир—2010. Часть I

Кручу, кручу, педали кручу. Велосипедисты из Екатеринбурга на Памире.


25.11.2010 12:29 Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Отчет о поездке в Казахстан.


29.11.2010 18:54 Хайнань — остров вечной молодости

Хайнань — остров вечной молодости

Душа просится в отпуск на море? Долой муки выбора — едем на Хайнань!