поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Кругосветка  
 

Недавно вернулись из путешествия, и не знаете, с кем бы еще поделиться впечатлениями? Снабдите свой рассказ фотографиями и присылайте нам на почту. Самые интересные работы будут опубликованы!



  Архив статей  
 

2018
февраль  март 

2017
декабрь 

2016
июнь 

2015
январь  март  ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  ноябрь 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2008
январь  февраль  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2007
апрель  июль  август  сентябрь  октябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
02 ноября 18:07

Бородатые на Алтае. Часть III

Алексей Деменев

Продолжение истории. Первая часть, Вторая часть

Среда, 18 августа 2010 г.
День седьмой
Купчегень – перевал Чике-Таман – Нижняя Талда

Пройдено 60.3 км
Подъемы 21.34 км
Спуски 20.67 км
Набор высот 921.7 м
Сброс высот 861.7 м
Макс. высота 1276.3 м нум
Мин. высота 734.2 м нум

Подъем традиционно в 6 утра. Прохладно, однако все ж не так, как на Улаганском плато. Завтрак: на газу приготовили традиционную гречку с сушеным мясом плюс ништяки, на костре — 3 литра чая. Со стоянки снимаемся двумя группами. Первая — в 8:00, вторая — минимум через полчаса позже. Подъем на перевал Чике-Таман представляет собой «асфальт «kill-roller». После завтрака че-то лениво катить по злому асфальту, местами переходил пешком. Подъем на перевал со стороны Купчегени — серпантины. Опасные участки — это крутые повороты со скальными прижимами — не дай бох оказаться в зоне встречного разъезда двух грузовиков. Наибольшая опасность от колхозных грузовиков, кузов которых битком набит сеном, выходящим далеко за лимитированные габаритные пределы. Первая подгруппа пришла на Чике-Таман на час с копейками раньше второй подгруппы. На перевале — смотровые площадки и торговые ряды с сувенирами и едой. Телеграммы на Родину, чай с горячими пирожками. Договариваемся ехать двумя подгруппами и встретиться за Онгудаем. Спуск с Чике-Тамана в сторону Хабаровки хороший, несмотря на лютый асфальт и оживленный трафик. Полтора десятка километров пролетели за чуть более чем полтора десятка минут. Ветром обдувало будь здоров — во время спуска стало очень холодно. Северо-восточнее Хабаровки по долине реки Урсул видно строительство высоковольтной ЛЭП. И видна накатанная тяжелой спецтехникой грунтовая дорога.


После Хабаровки ландшафты немного изменились. Вместо гор пошли крупные холмы, степная растительность, много хищных птиц в небе, глупые тёлки на добротно унавоженных остановочных комплексах да суслики в полях.

Онгудай — центр одноименного района. По размерам больше, чем Улаган. Река делит Онгудай на две половины, наш путь прошел по северной части Онгудая. Магазины, кафе, автозаправки. Перекусили в полутора километрах западнее Онгудая.

Снова телеграмма на родину. Двигаем к дер. Курота через дер. Шашикман. А вот и добротный шашикманский мемориал воинам, павшим в Великой Отечественной войне.


По состоянию на август-2010 западнее Шашикмана лютый асфальт сменяется на более гладкий и накатистый. Мне от этого ни жарко, ни холодно, так как тяжелый фрирайдных двухподвес. Грунта бы, грунта, мать!

В дер. Курота резко сворачиваем направо, в сторону дер. Нижняя Талда, откуда запланирован выход на Ороктойский перевал. От Куроты до Нижней Талды 5 км хорошей годной ямисто-каменистой грунтовки. Амортизационные вилки Marzocchi, Rock Shox и задние амортизаторы FOX радостно включились в работу, пороглатывая камни и неровности, при этом жизнерадостно издавая горячие влажные звуки из порнофильмов. Чав-чав-чав! Чав-чав-чав!

Впереди едущему (то есть мне) пришлось децл поразгонять с дороги стадо козлов и их куда более крупных подруг.

На северо-западной окраине Нижней Талды дорога упирается в брод через быструю р. Башлан, стекающую с Ороктойского перевала. Во время перехода этого ручья местные жители после того, как мы уточнили у них нужное нам направление движения, кричали нам в спину, чтоб мы не ходили на Ороктойский перевал, «там дикари живут!!!» Дорога от Ниж. Талды до ороктойских полей и пастбищ являет собой разбитую профилированную грунтовку.



На стоянку мы встали рано, около 17:30. Потому что темнеет в горах, однако, быстро. Поиски подходящего под стоянку места заняли чуть более получаса, перебрали три поляны между дорогой и р. Башлан, в итоге встали на высоте 1005 м в излучине ручья, скрытые от дороги густым подлеском и крутым склоном.
Устроили банный день.
Было приятно помыться в холодной бурной горной речке.

На ужин как обычно, «пиво-сэмки и фкуснажрать». Снова контрольная телеграмма на Родину. И прямо в момент отправки телеграммы неподалеку от нас проскакал конный алтаец с собакой-лайкой. Конные алтайцы — вездесущие! Появляются неожиданно, казалось бы на первый взгляд, в укромных местах, в стороне от грунтовых дорог.
Ночью речка громко шумела чуть ли не прямо под ушами. Однако — выспались!

Четверг, 19 августа 2010 г.
День восьмой
Нижняя Талда – перевал Ороктойский – р. Катунь (ур. Аккая)

Пройдено 41.9 км
Подъемы 11.5 км
Спуски 18.76 км
Набор высот 893.6 м
Сброс высот 1528.0 м
Макс. высота 1641.7 м нум
Мин. высота 474.7 м нум

Подъем как обычно, в 6:00 местного. Утро выдалось теплым. Завтрак+безлимитный тцай с костра. Выдвинулись в начале девятого часа. Перешли поток по останкам моста. В контактных тапочках переходить по двум отдельно-параллельно лежащим бревнам — «Пешеход! Будь бдителен!».


Начались так называемые «поля перед Ороктоем». Температура воздуха ощутимо поднималась все выше и выше. Набор высот присутствует, плавненько так, полого. Несколько километров хорошо укатанной непрофилированной грунтовки.

После полей встретились ворота, которые обязательно надо закрывать за собой. «Закрой ворота! Маралы!» Между прочим, не единственные ворота по пути к Ороктойскому перевалу.

Далее… кладбищенские надгробия пеньки от спиленных деревьев. И ларек «ВелоАвтозапчасти».


Дорога потихоньку становилась все хуже и разбитее. Вошли в зону пастбища, которое тянется на несколько километров, начиная с отметки высот 1150 и заканчивая где-то на 1500 м над уровнем моря. На пастбище клубились благородные и не очень «дамы и господа»: коровы с детьми, табуны лошадей, одинокие быки-производители, которые громко орали на всю долину р. Башлан.

Блондинка Ороктойский перевал

Один из быков (довольно крупный такой мускулистый рогатый бычара) перегородил мне дорогу и стал люто-бешено смотреть на меня. Я, наверное, был в неадеквате, потому что продолжал двигаться прямо на него, не снижая темпа движения и ласково смотря на него, как на аппетитную ветчинку/окорочок/карбонад/салями. Бык очень изумился и, когда расстояние между нами составляло менее 30 метров, чуть ли не бегом отвалил с дороги в поле и обошел меня далеко стороной. Я же, пройдя 150-200 м пути, услышал лютый-бешеный утробный рёв какого-то крупного животного. Чо это? Оглядываюсь по сторонам, ничего подозрительного не замечаю. Двигаюсь дальше до ближайшего дерева, где устроил перекур. Там же меня нагнала пешая Катерина и устроила «строгий выговор»: бык с красными бешеными глазами бежал на нее, прошел рядом с ней и утробно орал. И Катерине было очень страшно. Ндя-я-я…

Встретили группу под предводительством Алекса «Алтайского». Стандартные вопросы, стандартные ответы. От Алекса узнали, что вчера вечером тут проходила группа москвичей. Еще узнали, что у нас слишком маленькие баулы для алтайских велопоходов. Три замечания за весь поход про баулы — видимо, мы не соответствовали общепринятому стандарту велотуристов.

В первом часу взошли на перевал Ороктой. Отметка высот по GPS: 1640 м над уровнем моря. На перевале тихо и не ветрено. Кругом кедры, лиственницы, ели. А вот и своего рода «визитная карточка» Ороктойского перевала (↓) 

Первыми спуск с перевала начала группа Велеса. Гуд-бай, аптечка и медик! Замыкающим участникам, начавшим спуск на 20 минут позднее, придется блюсти осторожность на спуске. Ибо тем, кто оторвется вперед на несколько километров, в случае «уборки» задних участников, придется возвращаться обратно за несколько километров с набором высоты как минимум полкилометра...

Дорога ухудшилась: многочисленные колеи, рытвины, местами трава, местами ямы и промоины с вязкой грязью и лужами. Тормоза издавали вопли, способные вызвать лютый-бешеный понос у окрестных медведей. А вот один из поворотов на спуске с Ороктойского перевала в сторону с. Ороктой.


Ближе к середине спуска дорога стала децл получше (↓)


Однако в условиях мельтешения в глазах — свет-тень-свет-резкая тень-яркий свет на дороге — приходилось местами хорошо гасить скорость. Ибо травмы в походах — плохое дело. Это не многократно обкатанная тренировочная трасса, это проходится в первый и последний раз. Два раза мне приходилось дожидаться Катерину: ее навыки вождения и управления байком (тем паче груженым) не позволяли проходить спуск в седле. Ближе к уже другим, по ту сторону перевала, «полям перед Ороктоем» характер леса сменился с таежно-горного на умеренный смешанно-лиственный, появился чернозем. Одна речка форсирована с разбегу. Затем стремительный чуть ли не «полет» к второму броду через р. Ороктойм. Брод с разбегу не взят. Перешел его с велом в руках. Течение мощное и бурное, вода — до колена (при моем росте 174 см и длине ног 77см). Начинаю разбортовывать заднее колесо. На оставленном позади берегу группа женщин косит косами траву. Чувствую вибрацию почвы, оглядываюсь по сторонам, ничего подозрительного не замечаю. Продолжаю разбортовывать колесо.

Оглядываюсь, вижу позади себя бухого конного алтайца с здоровым ножом на поясе. Начинается разговор. С каждой минутой разговора алтаец звереет все больше и больше… Я смотрю-заглядываю ему в «глаза — зеркало души».

Вот что пишет Настя: «Сначала он не поверил, что Леша русский, потом не поверил, что Леша едет один, потом не поверил, что у Леши нет с собой ящика водки и кучи денег».

Еще добавлю, что он не поверил, что я в течение недели побывал на Телецком озере, затем в долине Чулышмана, на Улаганском перевале, в долине Чуи, на перевале Чике-Таман и, наконец-то, сегодня на Ороктойском перевале… Алтаец употреблял много мата. Я тоже изредка позволял себе употреблять немного мата. Общение надоело нам обоим, алтаец отчалил в Ороктой, а я продолжил заклеивать и забортовывать камеру. Наконец-то появилась Катерина. Перешла р. Ороктойм вброд — не по перекатам, а напрямик через те места, где поглубже. Начался обмен «горячими впечатлениями» и обвинения руководителя-сволочи в том, что он стоял на берегу и наблюдал за тем, как она переходит речку вброд вместо того, чтоб по-джентльменски помочь даме перейти. «Меня чуть не унесло водой!» (с)

Выговорившись, двинули дальше. Объезжая огромную лужу, снова напоролись еще на одного пешего пьяного алтайца. Снова неприятные разговоры: стандартные вопросы + «давай деньги и водка» (с). Отвязались от алтайца, продолжили спуск в долину р. Катунь. Село Ороктой пролетели, останавливаться там не видели смысла, хватило общения с двумя пьяными.

с. Ороктой, вид с запада. В левом краю фото виден тот самый конный алтаец

Упс! Сброшено 1200 м высоты. В нескольких километрах после Ороктоя встретились с первой группой. Обменялись впечатлениями. Обеда не было и не будет, обеденное время пропущено давно и безвозвратно. Решено, что двигаемся дальше вдоль р. Катунь в сторону д. Еланда и встаем на ночевку на рафтерских стоянках.


Пересекаем р. Катунь по висячему мосту. Фотосессия. Наблюдаем за порогами и сплавщиками.


Двигаем дальше, попутно сканируя прибрежную линию. Кругом поля дикой конопли.


В двух километрах севернее р. Чеба, перед излучиной р. Катунь, находим хорошую двухуровневую стоянку. Костровища, сухие дрова. Миша там же находит саранчука, крепко вцепившегося в шнур от палатки длиной чуть менее метра. Сильная упячка!


В 18 ч. солнце заходит за горы. Тень накрывает всё вокруг. Начинает темнеть. Традиционно как всегда, вечером «пиво и сэмки». Двойная порция ужина, безлимитный чай. Большой костер. В 21:50 ночь окончательно приступила к исполнению своих обязанностей. Тьма укутала головы велотуристов и погрузила их в Матрицу внутри спальников.

День девятый
Привет, человеческая цивилизация!


Пройдено 49.3 км
Подъемы 11.29 км
Спуски 18.56 км
Набор высот 396.3 м
Сброс высот 516.6 м
Макс. высота 517.0 м нум
Мин. высота 409.0 м нум

Сухое солнечное утро. Выдвинулись несколько позже обычного. Спешить особо некуда, впереди 50 км до Чемала по долине Катуни.


Проехали мимо заброшенных штолен в районе Еландинских порогов. К штольням возят автобусами сотни туристов. Уныло запахло цивилизацией и окончанием похода. Кругом мусор. В штольни не заглублялись, без мощной светотехники туда нечего заходить.

Через несколько километров после штолен — дер. Еланда. Ларек, пиво, газировка, ништяки. Севернее Еланды началась асфальтовая дорога, так называемый Чемальский тракт.


И десятки турбаз, кемпингов, баз отдыха. Как например, эти в логу Айрья Ярык. На автостоянках при кемпингах и турбазах — автомобили ценой от $35 000 и вплоть до 100 000, включая авто представительского класса.

Автобусная остановка за 7 км до Чемала. Клиентура автобусных остановок Горного Алтая — тёлки. Блондинки и рыжие. С большими титьками, да-да-да!


Въезжаем в Чемал — вижу, березки начинают сбрасывать желтеющие листья. «Пора собирать детей в школу, однако!», — подумалось мне.

В зоне Чемальской ГЭС сотни машин, кругом упаковочный мусор и тысячи человеков. Нерадостно как-то. Снова ларек, пиво, телеграмма на родину. Едем дальше, искать кемпинг.

На центральной улице Чемала — много магазинов. Заехали в хозяйственный, купили полиэтиленовые тепличные рукава и скотч. Для упаковки велосипедов при выброске.

Далее искали подходящий по цене/услугам и расположению кемпинг, попутно высматривая кафе/столовые. На центральной (транзитной) улице Чемала оказалось на удивление мало кафе. А те, что были, поразили нас люто-бешеными ценами. Армянское «Ван» и узбекское, название которого я запамятовал. В конце концов, была обнаружена пирожковая/беляшная, где объелись свежими горячими с пылу, с жару пирожками и беляшами, запив их пивом. Цены гуманные.

На западной окраине Чемала в паре сотен метров от р. Катунь нашелся подходящий кемпинг, с радостным названием «Лазурный берег».


Пять двухместных домиков. Баня. Стоянка. Летняя веранда с электроплитой. Летний душ. Готовить самим. Хозяин — алтаец, зовут Байрам. Прайс: 200 руб. в сутки с палатки, 300 руб. с человека в сутки за домик (двухместный), баня 500 руб./час (сторговались на 500 руб. за 2 часа, на человека вышло по 100 руб.)
Взяли много разливного пива. Упились от души. Сходили в баню. Баня добротная. Снова пиво, сэмки и разговоры.

Договорились с Байрамом об утренней заброске на Каракольские озера. Отбой.

Суббота-воскресенье, 21-22 августа 2010 г.
Лютый «труъ матрасъ». Отравление печеньем. Радиалка на Каракольские озёра


Статистика по велодвижению — отсутствует
Статистика по пешему движению у тов. Veles.

Суббота
Утро началось в 5 часов.
Как оно началось… «Отравление печененкой». Цитирую отчет фельдшера: «Осмотр участников пациентов выявил интересную особенность местного пива: оно было очень живым. У Пашки понос, у Леши наоборот. Облегчила аптечку. Накормила всех. Из-за отказа Леши ехать, решили перенести отъезд на завтра и пошли дальше спать. Мишка ворчал, что его заставили собрать дом–палатку он, как самый дисциплинированный, убрал сразу. Поставил палатку снова и тоже уснул. Байрама предупредили о нашей временной неспособности к передвижению с целью приобщения к местным красотам, он отменил машину от кемпинга, пожелал выздоравливать. Проспали полдня».

Вот такое отравление безобидной «печененкой».

Днем осторожно позавтракали. В обеденное время. Я осторожно попил пива. Всё ок. Отдали местным котэ куриную тушку на растерзание.


Съездили на Чемальскую ГЭС в тамошний аналог ЦПКиО (Центральный парк культуры и отдыха). Не впечатлило. Пыль, тысячи людей, десятки торговых рядов с местными сувенирами и атрибутикой, мёдовые киоски, аттракционы. Attraction (англ.) — замануха, привлечение.


Впадение р. Чемал в р. Катунь — видно, как прозрачные воды Чемала смешиваются с бирюзовыми водами Катуни.

Встретили катачку барнаульца Евгения, с которым познакомились еще 10 дней назад, во время дневки на южном берегу Телецкого озера.


Евгений практически каждые выходные тусит по всему Горному Алтаю: для барнаульцев отдых в тех краях — такое же естественное явление, как для свердловчан — отдых на челябинских озёрах.

Снова ларек и пиго в терапевтических дозах, до наступления легкого общего наркоза. Наступил вечер. Быстренько стемнело. Да-да, горизонт завален. За неимением фотоштатива, съемка велась с перевернутого вверх дном ведерка. Афтора фото просьба не пинать, он снимает, как может, с помощью древней цифромыльницы.


Воскресенье
Утро началось в 5 часов
А на завтрак — доширак, по которому, кажется, даже успели соскучиться
За вами уже выехали (c)

Сначала Honda CR-V, к нашему сильному удивлению
Довезли до АЗС на выезде из Чемала.
Затем вот такой фрирайдный газенваген.


Отдали водителю по 800 рублей с человека. Продолжительность заброски 2 часа 15 минут в каждую сторону.
В утробе пузове кузове газенвагена установлены жесткие пластиковые сиденья со спинками. Помимо нас, насчитал в кузове еще 14 граждан. По-городскому экипированных! А-а-а-а-а-а-а! И эти люди собираются в горы?!

Первая остановка–перекур через час езды. Наш «автобус» нагнал еще более фрирайдный газенваген. ГАЗина-66, «шишига».


К слову, езда в таких «автобусах» ни фига не матрасная. Подвеска этих машин — реально жесткая. По сравнению с велосипедами — двухподвесами — все равно что ригид. Люто-бешено трясет-болтает-подбрасывает. Мозг мечется по черепной коробке, наверное, как желток куриного яйца. Через полчаса такой езды начинает вырубать в сон.

Дорога от Элекмонара в сторону Каракольских озер — твердая каменистая грунтовка, добротно укатанная внедорожными грузовиками. Ахтунги на этой дороге: утренний и вечерний грузовой трафик, много луж, бродов от рек и ручьев. Если передвигаться большой велосипедной группой, путь в горы может затянуться как минимум, на полдня. Ибо три десятка километров плюс броды.

Стоянка грузовиков представляет собой гигантскую поляну между двумя хребтами. Кострища, «мусорницы» в грузовых покрышках. Выгрузились, были проинструктированы водителями. Крайний срок возвращения к стоянке: 18:30.

Пошли вверх. Пока я шел вверх, наблюдал за степенью экипированности остальных граждан. Часть из них в городской одежде. Некоторые тетки — в шортах и майках. Кое-кто в топике и совсем-совсем коротких шортах на грани стриптиза и плюсом к этому, в белых кроссовках. Один мужичок вообще в садовых остроносых галошах.

Что поделаешь, Алтай все-таки, кровожадных и люто-бешено жалящее-грызущих насекомых тут не водится. Некоторые граждане вообще с битком набитыми полиэтиленовыми пакетами в руках. И это — с расчетом на 1000 м набора высоты, 5,5 часов пешего хода! А мы что? Как обычно, туристическая одежда, треккинговые рюкзаки с едой и питьем на весь день, контактные туристические «тапочки».
На пешей тропе в первой трети подъема и ближе к середине подъема обнаружены тучи мусора. Неразумное городское турьё.

Основной характер тропы — такой.



Цитирую Настю: «Тропа очень красочная, тайга. Внизу бурная горная гречка.
Огромные деревья, вымытые корни, лесная «лесенка».
До нижнего озера шли около двух часов. Высота около 1600 м. Дошли.
Озеро, как в сказке, гладь воды, немного деревьев и небо, огромное и низкое-низкое! Вот видели вы когда-нибудь передачи о медведях гризли? Там часто показывают именно такие озера. Вода прозрачная и чистая, вкусная, холодная. Облюбовали на берегу сваленное дерево. Перекусили. Обнаружила несметные сокровища — целые поля черники. Наелась, накормила Пашку. Пришел Леша. Без Кати. Катя нашлась через 20 минут, в 300 метрах дальше по озеру — тропок около озера несколько. Пока они делили еду и выясняли отношения, мы ушли дальше. Все остальные озера мы смотрели втроем. До второго (шестого сверху) озера подниматься было недалеко. Тропинка явно виднелась впереди. Вода холоднее.
Но само озеро больше, вокруг горы, склоны осыпаны, как будто там россыпи песка. На самом деле, при подъеме к следующим озерам запомнилась именно дорога, потому что в озерах все та же прозрачная, холодная вода, виднеющееся дно».


Нижнее озеро

Средние озера


Вода — очень вкусная. Выпил ее много. Без кипячения, как обычно.

Пешком обратно спускаться оказалось децл посложнее; потребовалось больше внимания — смотреть под ноги. В дождливую и сырую погоду спуск был бы куда явно непростым.

Обратная дорога на газенвагине заняла чуть меньше времени, всего два часа. Снова дикая тряска и болтанка. В Элекмонар въехали уже затемно. В Чемале высадились у круглосуточного магазина, где набрали пива и еды. Часть участников ужинать не стали, сразу отправились спать. День был на редкость насыщен новыми впечатлениями.

Понедельник, 23 августа 2010 г.
Дождь. Дождь! Дождь! 111 О-ло-ло!
Чемал - Бешпельтир - перевал Салганда - р. Ярунду

Пройдено 42.74 км
Подъемы 13.82 км
Спуски 10.91 км
Набор высот 1037.1 м
Сброс высот 918.8 м
Макс. высота 952.2 м нум
Мин. высота 375.2 м нум

Подъем/загрузка мозга жизненно важными приложениями (NO Windows) традиционно в 6:00.
Утро теплое, сухое и пасмурное.
Перед выездом на территорию кемпинга забрело невиданное доселе нами жывотное, при ближайшем рассмотрении оказавшееся молодым яком, драным в три шкуры.
Выезд из кемпинга около 9:00.

Вид с северной окраины Эликманара в сторону Чемала.

Перед с. Узнезя прогулялись по навесному мосту, ведущему через р. Катунь на противоположный берег, в село Анос, где расположен музей-усадьба Чорос-Гуркина.


Въезжаем в село Узнезя

Вид на Узнезю

В Узнезе обнаружен срытый на стройматериалы склон горы

Участок Узнезя — Бешпельтир — хороший пустынный асфальт, 15 км.
Ландшафты поменялись.



Тут, на въезде в Бешпельтир, дождь зарядил уже капитально. В Бешпельтире обнаружены строения непонятного назначения.
И лошади с лютым взглядом.


В Бешпельтире обнаружен фельдшерский пункт, пара магазинов, сельский дом культуры, отделение связи, детский сад/школа.
В местном магазине пообщался с алтайцами, покупающими водку. Порасспрашивал про дороги, ведущие на перевалы Салганда, Карача и Чичке. Насчет перевала Чичке алтайцы отнеслись нормально, а на вопрос про перевал Салганда — посмотрели на меня как на клинического идиота. Дорога на перевал Чичке берет из центра Башпельтира на северо-восток. Нам нужно было найти одного человека и передать ему привет, поэтому двинулись на север по вот такой дороге, ведущей к развалинам Элюнда и урочищу Уйтушкен. А дождь шел и шел…

Нашли искомое. Были приглашены на чай. Отогрелись, поговорили, напились горячего крепкого чая. Дождь затих на пару часов.

Дальше нам — туда:


Вот и развалины Элюнда. Заброшенное поселение (даже по картам 1983 года), заброшенное кладбище, заброшенные поля.


Нам — на перевал Салганда. Начало подъема на перевал. Конная тропа, местами исчезающая, местами переходящая в болотины, местами трава по пояс.

Вид с перевала назад, в южную сторону

Наконец-то поднялись на перевал. По энергозатратам подъем на этот незначительный перевал оказался не таким легким, как казалось вначале. Чике-Таман дался куда легче. Улаганский — тоже. Первая треть подъема пологая, вторая — нормальный такой уклон, а последняя треть подъема — довольно крутой уклон, идти тяжело.

На перевале и по всем его сторонам нет никаких источников воды. А ее у нас оставалось буквально чуть более литра на пятерых. Вершина перевала Салганда представляет собой две поляны на двух уровнях. Высота перевала 949 метров над уровнем моря. Тракторных дорог нет. Только пешие и конные тропы. Там же встретились с конным алтайцем из дер. Бирюля, двигавшимся в с. Бешпельтир. Он просветил нас насчет троп в Бирюлю.
Тут снова полил дождь. Ровно и уверенно. Питьевой воды осталось совсем ничего — перешли в режим жесткой экономии.

Цитирую Настю: «Первое, что поразило на перевале, — с него не было спуска. То есть даже той узкой и растоптанной тропы не было. Одновременно с нами с противоположного склона (по которому мы как раз собирались спускаться, хотя бы теоретически) на поляну поднялся конный местный. Трезвый и дружелюбный. Поговорили. Он сказал, что спускаться надо левее по склону — там полого, до реки километра три, у реки тракторная дорога до села Бирюля. Однако Леша повел нас по навигатору. Сначала было подобие пешей тропинки по лесу. В бессчетном количестве попадались грибы и ягоды. Дождь по-прежнему шел. Не моросил, не изредка капал, а именно шел. И мы шли за ним. Вскоре блуждание по тропам кончилось. Леша, как руководитель, начал прорубать дорогу себе сам, хотя пока не прорубать, пока только протаптывать».

Конные тропки сменились пешими охотничьими, а затем те сменились звериными. И затем исчезли. Начались джунгли. Короче, пришлось прокладывать путь по азимуту. Напролом. Через заросли травы по грудь и кустарник, поваленные деревья.

«Периодически попадались следы жизнедеятельности медведя. Склон спускался к реке под 60-градусным уклоном. Просто взять и спуститься мы не могли: все вокруг скользкое и мокрое, ботинки скользят по стволам кустарников и по стеблям травы, велосипед очень рьяно устремляется вниз, несмотря на крепко зажатые тормоза. Пошли дальше вперед с небольшим отклонением влево — вниз. Вскоре лес, по которому еще можно было хоть как-то пройти, закончился буреломом. Попытка спуститься вниз (на этот раз Леша полез с топором) опять же не увенчалась успехом. Пока поднимали Лешу до уровня всей группы, нашли кусты очень вкусной дикой красной смородины и объели местного мишку на два куста. Время стремительно приближалось к 19 часам. У Кати стали сдавать нервы и кончились силы. Ее велик периодически спускал Мишка. Мне было непонятно, зачем мы сюда вообще пошли, если был перевал Чичке, и не покидала мысль, что с перевала хотя бы спуск должен быть похож на «я на велике», а не «я тащу велик, а велик старательно тащит в пропасть». Но в целом ситуация не напрягала. Ягода вкусная и много, еще около часа светлого времени у нас было, до реки недалеко, и все живы. Усталости не было, даже дождь уже привычно шуршал по анораку. После неудавшейся попытки Алексея спуститься «напролом», Мишка взял разведывательную часть в свои руки. Дело не то, чтобы пошло быстрее, оно вообще куда-то пошло. Вскоре, где-то через полчаса, Мишка нашел вполне приличный спуск с одним невысоким обрывчиком, поймал наши велики и помог спуститься самим (сам Мишка на этом обрыве чувствительно плюхнулся на попу — его никто не ловил). При спуске левее (ниже той тропы, где шли мы по лесу) были замечены очень внушительные скалы, с которых мы бы точно не смогли спуститься. Буквально через 15 минут (очень быстрых, поскольку уклон все еще был чувствительным, и за великом приходилось бежать) мы оказались на той самой тракторной дороге, слева шумела речка. Пришло чувство облегчения — ну хоть ночевать на склоне не надо будет. Берега оказались затопленными и кочковатыми, прошли дальше в поисках стоянки. Особого выбора не было — дождь усиливался, солнце село, сумерки стремительно заканчивались. Выбрали полянку около брода через реку прямо на дороге, которая оказалась сильно развороченной тракторами, растоптанной конями и размытой дождем. Край неба полыхал закатным заревом, яркими всполохами, как будто небо раскрасил кто-то большой и смелой кистью. Быстро поставили палатки. Занялись ужином. Место оказалось популярным: нашли ложку, на поляне были две больших березовых колоды, из которых Мишка наколол щепок. Скрепя сердце, он же срубил сосенку. Около костра пытались посушиться, дождь немного поутих. Меня хватило только на ужин, и я ушла спать».

Костер раздували долго. Не ради еды и безлимитного чая, а чтоб просушиться и обогреться. Вымокли все и всё. Ужин был сделан в двойном количестве. На газу. Чай — тоже.


Вторник, 24 августа 2010 г.
День тринадцатый, кажется
Лог Барсукчигень – дер. Бирюля – р. Майма


Пройдено 18.6 км
Подъемы 2.06 км
Спуски 8.13 км
Набор высот 224.2 м
Сброс высот 479.3 м
Макс. высота 610.6 м нум
Мин. высота 345.6 м нум

Подъем и загрузка мозга традиционно в 6 утра. Однако… тут снова полил дождь, перешедший в ливень. Доброе утро!


Пришлось залезть обратно в палатки и проспать до половины десятого, пережидая сильный дождь до тех пор, пока он не поутих и превратился в моросящий дождик. Вылезли, начали пытаться свернуть лагерь и приготовить завтрак. Холод. Всё мокрое. Мокрые велосипеды, палатки, мокрые баулы, отсыревшие спальники, мокрая обувь, мокрая одежда, мокрое всё. Позавтракали, собрались как-то. Когда всё мокрое, собираться и паковаться — сомнительное удовольствие.

Выдвинулись под дождем. Сразу перешли вброд речку, пересекающую тракторную дорогу. Дорога — раскисшая жирная земля. Колеса, обутые в Kenda Nevegal, Maxxis HighRoller, Kenda Small BlockEight, Kenda Short Tracker, Schwalbe Smart Sam, с удовольствием заховывали и наматывали на себя землю. Что 2.35”, что 2,10”.
А нам все равно, а нам — все помхо…

Тракторная дорога с каждым километром понемножку улучшалась и улучшалась. После лога Барсукчигень пошли покосы со скошенной и убранной травой. Бродов, правда, не становилось меньше. Многочисленные притоки р. Бирюля. Переходили их раз девять, включая саму р. Бирюля. Там же, в этих притоках, споласкивали кучи грязи с велосипедов. Обновляли воду внутри ботинок. F5 Refresh. Ещё раз F5 Refresh.

Некоторые притоки текли прямо по тракторной дороге.


«Пошли по покосам. Идти не сложно, мягко и ароматно. Если честно, мне было хорошо. Просто вот так по-человечески хорошо. Вокруг были невысокие холмы, пахло природой, умытой и чистой. Небо было низкое и близкое. До Бирюли оставалось около 5 км. Переходя очередной брод, я подумала, что пора бы уже и поехать. И точно, Мишка поехал, и мы собрались. Договорились встретиться перед деревней. Ехать было прикольно. Никогда не думала, что смогу по такому ехать! Глубокие лужи липкой жирной грязи, осыпающийся мокрый гравий. Ближе к деревне дорога вообще стала человеческой, грейдер с мелкой россыпью. Ехать! Господи, какое это счастье — ЕХАТЬ! Когда скорость твоего движения превышать 5.6 км/ч! Вот на этом участке я и нацепляла на велик тонну грязи, глины и прочих прелестей жизни. Прямо перед деревней остановились около ручья, смыли крупную грязь. Подождали Лешу с Катей. Не знаю, как много они проехали, а не прошли».

Я как увидел, что Велес-Настя-Миша поехали, тоже поехал. На пониженных передачах ехалось небыстро, но ненапряжно и уверенно. На лужи и прочую грязь можно было не обращать особого внимания. А Катерина непонятно почему отказалась сеть на велик и поехать. Видимо боится грязи и луж. А чего их бояться-то? Главное, крути-крути на пониженных передачах, помогай велу переезжать/давить это унылее гэ! Накатом переезжать УГ не рекомендуется, велик застрянет.

Более-менее нормальная (в понимании проезжаемости двухподвесов) дорога началась за 3 километра до Бирюли, в месте впадения р. Акая в р. Бирюля. Стали встречаться местные на мотоциклах и вазовской классике, ездящие на покосы и лесозаготовительные делянки, расположенные вдоль притоков р. Бирюля — р. Акая и р. Тулуган.

Южная часть дер. Бирюля поразила обилием коровьего поноса. Срачъ! Срачъ! Труъ срачъ! Дорога опять испортилась из-за деревенских тракторов. Катерина снова начала переходить пешком грязные и заводненные участки дороги. Вот не надоедает же человеку слезать-залезать-слезать-залезать на велик.

Выбрались на асфальт. Организм посетило новое чувство. Чувство приобщения к Человеческой_Цивилизации, я б так выразился. Посетили местный магазин. Еда-мороженое-хлеб-пиго-ништяки.

Дорога — гладкий, местами дырявый асфальт, по одной полосе в каждую сторону. Преобладающий трафик — грузовые авто сельскохозяйственного назначения. Были замечены пара пригородных автобусов сообщением Горно-Алтайск – Бирюля – Александровка. Как подходящий вариант для экстренной эвакуации.

Подходящее для дневки место нашлось за полкилометра до моста через р. Майма, после которого через 2,5 км дорога пересекалась с дорогой Кызыл-Озек – Карасук.

«Около странного щебеночного ответвления дороги перед мостом через р. Майму остановились и отправили Лешу на разведку. Леша вернулся и сообщил, что обнаружено несколько рыбацких стоянок. Приехали. Место хорошее. Есть щебеночный пляж 15 метров в длину, есть дрова, относительно ровные места, изгиб реки, лес через реку. От дороги далеко. Небо светлеет. Теплеет. Постирали вещи, чтобы хоть что-то было сухое и чистое, бросили сушить все остальное. Помыли велосипеды».


Катерина приготовила праздничную еду — суп с горохом, специями, сырокопченой колбасой, обжаренным на растительном масле луком и картофелем, который вез на себе Леша еще из Чемала. В трехлитровом костровом котле на двух горелках сразу (а картоши с луком набралось на добрый килограмм). Пиво было в наличии. Лично у меня — литр. Обед был хорош! Еще раз выражаю благодарность Катерине.

Чисто вымытые велики радовали глаз

После праздничного обеда продолжили заготовку дров и просушку имущества. 


Среда, 25 августа 2010 г.
День четырнадцатый, наверное
The End. Выброска в Барнаул.


Пройдено 9.08 км
Подъемы 0.87 км
Спуски 1.43 км
Набор высот 30.7 м
Сброс высот 82.4 м
Макс. высота 402.8 м нум
Мин. высота 316.4 м нум

Утро началось… неважно во сколько. Главное, тепло, сухо и солнечно. Звонок водителю патибаса, последние договоренности о месте и времени выброски. Визуальное сканирование территории на предмет «никто не забыт, ничто не забыто». Весь путь — 100% асфальт, с обочинами, обильно удобренными чуть подсохшим коровьим поносом. Проехали в этот день совсем мало, всего 9 км, гыгыгыыы! Девять километров. Ехалось хорошо, крейсерская 24-27км/ч, местами все 32 км/ч. Мишка ехал за мной и ругался, что я не объезжал коровьи говешки, в результате чего его душевно отмытый вчера велик (и не только его велик) был забрызган кусочками ароматной органики биологического происхождения.
Ларьки в Кызыл-Озеке. С душевным пигом и квасом.

Маршрут закончился на территории АЗС «Горноалтайнефтепродукт», между границами Кызыл-Озека и Горно-Алтайска.


Через дорогу от заправки расположен магазин, в котором взяли еще пару-тройку видов пига на пробу. Теперь можно бахнуть и, никуда не торопясь, разбирать и упаковывать байки в полиэтиленовые рукава.

Под ногами и между велосипедами постоянно путалось алтайское котэ, которое затем было отловлено и взвешено. 1100 грамм.
Финальная просушка вещей, подмоченных на перевала Салганда.

Через час-два часа приехал пативэн с водителем Вадимом. Загрузка прошла быстро, аккуратно, успешно.

Выбрасываемся в Барнаул. Патибас TOYOTA Hiace оказался куда более комфортабельным, чем предыдущий NISSAN.

Ехать предстояло по федеральной трассе М-52 (международная АН-4) через Горно-Алтайск (столица Республики Алтай), Майму, далее въезд в Алтайский край, далее с. Сростки, Бийск. В Майме было замечено огромное двухэтажное здание магазина, перетянутого по стенам баннером. На боковой стороне здания крупным шрифтом: «БОЕПРИПАСЫ», на фасаде «ПРОДОВОЛЬСТВИЕ». Как выехали из Горно-Алтайска, рельеф и ландшафты начали быстро-быстро уменьшаться в размерах и сглаживаться. Пока не сгладились до состояния равнинной местности. А равнинная местность — это типа Курганская область и юг Челябинской области.

В селе Сростки (родина писателя Шукшина) традиционная остановка у пирожково-медовых рядов. Фкуснажрать и пить чай.

М-52 между Бийском и Барнаулом — люто-бешеная трасса. Очень плотный трафик. Движение двухполосное: одна полоса туда, одна обратно. Сродни Режевскому тракту. Этот участок является самым аварийноопасным, на велах катать я не рискну и другим не рекомендую.

На окраине Барнаула было куплено ведро обских раков. 500 рублей.

Вот, собственно, проезжаем через р. Обь:


В Барнауле разместились в квартире мамы Катерины.
Ужин в комментариях не нуждается:


Поход закончен.

   просмотров: 13020 | обсудить  (2)


  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
02.11.2010 18:07 Бородатые на Алтае. Часть III

Бородатые на Алтае. Часть III

Заключительная часть рассказа о велопробеге по республике Алтай.


02.11.2010 18:09 Бородатые на Алтае. Часть II

Бородатые на Алтае. Часть II

Алексей Деменев продолжает рассказ о двухнедельном велосипедном туре по Горному Алтаю.


02.11.2010 18:12 Бородатые на Алтае. Часть I

Бородатые на Алтае. Часть I

«Ё! Куда мы попали-то - зашибись!», — екатеринбургские велосипедисты делятся впечатлениями от поездки на Алтай.


09.11.2010 18:56 Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Незабываемые две недели на Золотом побережье Австралии.


12.11.2010 14:37 Русский экспресс. Часть II

Русский экспресс. Часть II

Путешествие по европейским городам: Генуя, Барселона (парк развлечений Порт Авентура), Лион, Амстердам.


13.11.2010 10:22 Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Путешествие по городу-музею.


17.11.2010 15:30 Памир—2010. Часть II

Памир—2010. Часть II

Hlek & SDTux продолжают свой рассказ о велотуре по горной Средней Азии.


17.11.2010 15:50 Памир—2010. Часть I

Памир—2010. Часть I

Кручу, кручу, педали кручу. Велосипедисты из Екатеринбурга на Памире.


25.11.2010 12:29 Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Отчет о поездке в Казахстан.


29.11.2010 18:54 Хайнань — остров вечной молодости

Хайнань — остров вечной молодости

Душа просится в отпуск на море? Долой муки выбора — едем на Хайнань!