поиск:    
  Бесплатная почта на E1.ru почта @E1.ru:  (регистрация)
пароль:

 
переход:  

Отдых
Отдых
Екатеринбург Онлайн
Сервисы:  Фотоальбомы  |  Новости:  Отдых  |  Публикации:  Кругосветка,   Красная Бурда,   Кинокритик,   Гороскоп,   Книги говорят,   Случайные мысли  |  Форумы:  Клубная культура,   Отдых и путешествия,   Спортивные



  Кругосветка  
 

Недавно вернулись из путешествия, и не знаете, с кем бы еще поделиться впечатлениями? Снабдите свой рассказ фотографиями и присылайте нам на почту. Самые интересные работы будут опубликованы!



  Архив статей  
 

2018
февраль  март 

2017
декабрь 

2016
июнь 

2015
январь  март  ноябрь 

2014
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  ноябрь 

2013
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2012
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2011
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2010
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2009
январь  февраль  март  апрель  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2008
январь  февраль  май  июнь  июль  август  сентябрь  октябрь  ноябрь  декабрь 

2007
апрель  июль  август  сентябрь  октябрь  декабрь 




  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
17 ноября 15:50

Памир—2010. Часть I

Hlek & SDTux
velo.darkanime.org

У нас в блокноте давно появился список мест, в которых бы хотелось побывать. Список такой не маленький — наверное, всей жизни не хватит, чтобы осуществить задуманное.

И Памир был далеко не в начале этого списка. Не потому, что не очень-то и хотелось — как раз наоборот, просто всегда было много сомнений: не рано ли? Хватит ли подготовки, опыта? Но, как говорится, достаточно захотеть… И мы сами не заметили, как уже в конце осени–начале зимы прошлого года начали собирать информацию и строить какие-то первоначальные варианты маршрутов. :)

Идея маршрута

Маршрут, как всегда, строился по принципу «объять необъятное» — регион огромный (хотя вариантов прохождения не так много), время ограничено двумя, максимум тремя, неделями, а посмотреть хочется как можно больше.

С местом старта определились почти сразу: ехать своим ходом из Душанбе было бы бюджетно, но слишком долго; начинать от Хорога — это значит пропустить немало красивых мест и возможность безболезненно пройти высотную акклиматизацию. Вариант ехать в обратном направлении, из Мургаба в сторону Душанбе, вообще не рассматривали — как-то страшно начинать сразу с четырех тысяч высоты (учитывая, что прежде выше 2000 м мы прежде не были). Поэтому точкой старта выбрали границу Горно-Бадахшанской автономной области, точнее — мост через р. Обихингоу, рядом с первым погранпостом ГБАО.

Дальше были такие варианты маршрутов:
– Хорог–Мургаб по трассе М41 Хорог–Ош (можно заехать на оз. Каракуль, можно выйти в Киргизию, можно попытаться вернуться вдоль Бартанга);
– завязать маршрут на посещении Сареза, возможно, с пешей частью;
– Хорог–Ишкашим–Ваханская долина–Мургаб.

Вариант с прохождением вдоль Бартанга был очень интересен для нас, но после расчета километража по дням пришлось от него отказаться — мы совсем не укладывались по времени.

После долгих обсуждений и подсчетов нарисовали такую нитку:
р. Обихингоу – пер. Хабуработ – Калаихумб – Рушан – Хорог – Ишкашим – Лянгар – пер. Харгуш – оз. Яшилькуль – Аличур – пер. Найзанташ – Мургаб – пер. Ак-Байтал – оз. Каракуль.

Здесь и длительный участок афганской границы, и горячие источники, и брошенные БТРы вдоль дороги, и возможность посмотреть разрушенные крепости и петроглифы, и, конечно, красивые и такие разные горы. (Забегая вперед — многое из этих достопримечательностей мы вообще не видели, но и не расстроились — на Памире, куда ни глянь, везде красивые и потрясающие места, и нет необходимости выискивать, что бы посмотреть по пути. :))

Приятно было узнать, что мы станем третьей группой свердловчан на Памире.

Заброска

Мы летели самолетом до Душанбе, но оттуда нам нужно было добраться до точки начала нашего маршрута. Вариантов заброски не очень много: частный автомобиль или через турфирму. Оба варианта одинаково дорогие. Дорогой бензин, плохая дорога и, соответственно, повышенные требования к машине. Мы выяснили цену заброски у того же товарища, который занимался оформлением наших документов, крепко задумались, когда прикинули цену, поизучали другие варианты, и согласились.

Первоначально мы планировали доехать от конечной точки (озера Каракуль) до Душанбе на попутном транспорте, но уже в Таджикистане приняли решение возвращаться из Мургаба, т. к. он является каким-никаким а транспортным узлом, а вот с Каракуля подходящие машины почти не ходят. Из Мургаба автомобили обычно идут с остановкой на ночь в Хороге или чуть дальше него — редкие маньяки едут по тем дорогам ночью без сна.

Наш водитель на пути обратно оказался «редким маньяком», и запасной день не понадобился. Да и не страшно, лучше провести день в Душанбе кверху пузом, чем опоздать на самолет.

Был бы интересным вариант пролететь самолетом от Хорога, но из той информации, которую удалось накопать, мы поняли, что билеты надо бронировать за неделю, и нет никакой гарантии, что самолет улетит в ту дату, на которую ты запланировал полет — это нам не подходило.

Официальное

При подготовке к этому походу пришлось больше, чем обычно, времени и денег посвятить оформлению документов: в Таджикистан можно въехать по российскому паспорту, но необходимо делать регистрацию в республиканском ОВИРе (оформляется при наличии оригинала паспорта — т. е. только на месте, но процесс можно ускорить с помощью местных турфирм), а в нашем случае еще и оформлять пропуск в ГБАО (это можно сделать удаленно, через душанбинские турфирмы — к нашему приезду пропуск был уже готов). Если бы мы включили в свой маршрут оз. Сарез, пришлось бы оформлять еще и разрешение в МЧС, также нужно специальное разрешения для посещения района озера Зоркуль.

Еще по законам Таджикистана требуется регистрироваться в МВД в крупных населенных пунктах по маршруту. Мы этого не делали, ограничиваясь регистрацией на блокпостах, как и большинство путешествующих.

До похода
12.06.2010, суббота

Вчера был последний рабочий день и отмечание отпуска, поэтому времени на сборы у нас — только утро. Но процесс сборов уже давно отлажен, и мы почти ничего не забыли. :)

Регистрация на рейс прошла без задержек — приятная почти что неожиданность (мы были морально готовы к переносу времени вылета и всем тем прелестям полета «Таджикскими авиалиниями», о которых написано много отзывов). Оплата за перевес. Долгая и придирчивая проверка документов на паспортном контроле.

Готовились к штурму самолета (по тем же отзывам, граждане братской республики, которых в самолете 95%, занимают места как в маршрутке — какое больше понравится), но опять же все прошло мирно, и пассажиры были рассажены по местам согласно посадочным талонам. Здорово! :) Нам в попутчики достались девушка и парень, едущие в альплагерь, с которыми у нас сразу нашлись общие знакомые.

Время в полете пролетело незаметно, на подлете к Душанбе впечатлили заснеженные вершины гор, которые мы наблюдали из самолета. В аэропорту чуть задержались (заполнили миграционные карточки с рекламой Билайна на обороте — она там повсюду, получили багаж и подождали, пока толпа, атакующая выход, пройдет). Велы и рюкзаки даже не стали просвечивать — такое отношение нам понравилось. :)

Выйдя из аэропорта, мы тут же попали в цепкие лапы местного таксиста, который, зараза, сделал на нас дневную выручку — порядок цен на такси нам был немного известен, но, поскольку мы еще не обменяли деньги, то заплатили рублями и заплатили лишку. Ну да ладно, это был единственный финансовый прокол.

Гостиница «Фарханг». Мы изначально искали место подешевле, и не претендовали на особо комфортные условия. Гостиница оказалась весьма «советской», зато нас поселили аж в двухкомнатный номер с душем и туалетом. Перед заселением я сбегала до замеченного ранее банкомата. Ура! Теперь у нас появились местные деньги. :)

Беглый осмотр велов на предмет поломок после перелета. Мда-а-а. У Тукса вырвало спицу — точнее, оторвало головку ниппеля, и она болтается где-то внутри обода. Других поломок нет. Ладно, это даже хорошо — спицу мы заменили, а она, возможно, спасла от удара что-то другое.

Ужин, небольшая прогулка — воздух здесь совсем другой, тепло и темно (темнеет в это время года уже в районе 8 вечера) — и сон.

Мозг пока не понимает, куда его привезли, и что вообще происходит. Нет ощущения, что мы на старте нового похода.

13.06.2010, воскресенье

Сегодня ранний подъем — надо собрать велы, да и пора сразу привыкать к походному графику. В планах побродить по Душанбе, сходить в музей и прокатиться по недалеким окрестностям.

Выходим из гостиницы в 8:30, солнце припекает. Вчера мы видели город только в темноте, теперь уже смотрим по сторонам — и дух захватывает: мы находимся в центральной части города, а за зданиями, вдалеке, виднеются горы… Красота!

Пешком дошли до Национального музея древностей, сделав по пути несколько кадров и встретив котенка. :) Музей работает с 10, тем лучше — можно нормально позавтракать и погулять. Центр Душанбе производит приятное впечатление: старые деревья дарят тень и прохладу, работают многочисленные фонтаны. Характерно, что большинство женщин ходят в национальной одежде, хотя встречаются и одетые по-европейски. А вот подростков с пивом и куревом как-то не заметно, и не потому что еще утро: просто не принято.

Другое дело — вопрос чистоты… С выбросом мусора никто сильно не заморачивается — зачем нести бумажку до урны, когда можно выбросить в канаву или на газон. Да и урны встречаются нечасто, а вот стихийные свалки несколько раз попадались на глаза. Причем это во всех населенных пунктах так, к концу похода мы уже везли с собой объемный мешок мусора, в надежде где-то от него избавиться. Хотя, надо отметить, что в центре Душанбе достаточно чисто — видимо, своевременно все убирают.

К открытию музея возвращаемся, ходим, смотрим, изучаем, фотографируемся со «Спящим Буддой». :)


После обеда — уже на велах — на Варзоб (это искусственное озеро на одноименной реке). На улице жара за 30 градусов, но тучи, висящие на горах, как раз по направлению нашего движения, намекают на дождь. И верно — не успели выехать из города, он и полил.

Спрятавшись от дождя на остановке, мы стали свидетелями колоритной сценки соперничества между водителями троллейбусов. Вы когда-нибудь видели, как троллейбусы обгоняют друг друга? Увлекательное зрелище! Троллейбус разгоняется, из него выскакивает парень-кондуктор, сдергивает «рога» с проводов, и троллейбус по инерции обгоняет собрата, стоящего на остановке. Побежденный троллейбус пытается быстро стартовать, но не тут-то было: «рога» быстро ставятся обратно. Пассажиры на остановке эмоционально поддерживают «соревнующихся». Жаль, не было возможности заснять эту красоту на видео. :)

Дождь кончился, мы продолжили длинный выезд из города на Варзобское шоссе. Трасса порадовала широкой асфальтовой обочиной. На самом озере Варзоб оказалось много народа и грязновато, купаться не стали, зато подкрепились в ошхоне и двинулись обратно в город, устроив на въезде шикарный душ (на 30 км/ч по недавно образовавшимся лужам).

В этот день мы выслушали немало криков «Hello!», на что обычно отвечали «Здравствуйте!», и уже успели пожалеть об отсутствии на нашей форме надписей «РОССИЯ» или советского флага. :)

Множество эмоций у нас вызвали местные гайцы (работники БДА, если по-местному) — их палки, пардон, жезлы были не привычно полосатыми, а красными.

Вечером мы объедались дешевыми спелыми фруктами. А в нашем душе обнаружился дождевой червяк. :)

14.06.2010, понедельник

Программа на сегодняшний день планировалась не менее насыщенная. Решили уже с самого утра передвигаться на велах.

В 8:30 мы встретились с Дмитрием, который занимался оформлением наших документов. Получили пропуска в ГБАО, рассчитались, обговорили еще раз условия по машине, сдали паспорта на регистрацию.

А дальше было весело. Дальше нас начали пугать.

Видимо, мы выглядим недостаточно внушительно, чтобы не возникало вопросов к нашей подготовке. За десять минут выяснилось, что маршрут нам не пройти, тем более за 2 недели, что на перевалы мы будет тащить велы на себе, на маршруте — о ужас! — будут участки, где вообще никто не живет; а еще обычно ездят большие группы, а нас тут внезапно двое, и вообще опыта у нас недостаточно. Красота! :)

Справедливости ради, надо сказать, что и полезных сведений нам тоже сообщили немало, и работа, за которую мы заплатили, была сделана отлично. Плюс записали еще пару контактов в ГБАО, к которым в случае чего мы сможем обратиться.

Следующий пунктик — газ. Газ в Душанбе можно купить всего в паре мест и по заоблачным ценам – 12,5 баксов за баллон. Мы предусмотрительно заказали сразу 4 в фирме MATVC и сегодня заехали за ними и расплатились.

Ненадолго заскочили в гостиницу, и снова в седло — едем смотреть Гиссарскую крепость.

Поездив пару дней по дорогам Душанбе, мы поняли, почему водители маршруток у нас в городах ТАК ездят. Да и сами начали приближаться к ним… Это надо один раз увидеть. Светофоров немного, понятий «главная» и «второстепенная» дорога особо нет — всем пофиг. Характерное одиночное бибиканье — «Дорогу!» — у кого клаксон громче, тот и прав. При этом, говорят, аварийность здесь довольно невысокая.

По пути в Гиссар вызывали бурный восторг у детей. Среди не отличающихся оригинальностью «Hello!» выделилось восклицание одного мальчика: «Молодцы, дарагой!».

Осмотр крепости занял не очень много времени — комплекс строений (крепость, мавзолей, медресе) действительно впечатляющий и имеет интересную историю, но экскурсовод плохо знал русский, поэтому мы больше бродили сами по себе.




После посещения крепости — обед в чойхоне, в тени огромных старых деревьев.

В самом Гиссаре (крепость находится в 6-7 км от него) Тукс был отправлен на базар за сухофруктами, и купил их у деда, который 2 года продавал арбузы в соседнем с нашим родным городом Нижнем Тагиле (и таких встреч впоследствии было множество). Еще нас угостили щербетом и наотрез отказались брать деньги. Вообще, когда узнавали, что мы из России, как правило, отношение к нам сразу становилось замечательным.

На обратном пути ловлю себя на мысли, что начинаю уже думать с акцентом, и песни, которые крутятся в голове, тоже уже с акцентом. Ну и дела. :)

Вечером мы вернулись в Душанбе, покатались по парку в районе президентского дворца, умылись в фонтане, были прогнаны блюстителями порядка от памятника Сомони, и, наконец, наелись мороженого на площади 800-летия Москвы.

Там же получили обратно наши паспорта и регистрации, подписали бумажки о том, что сами за себя несем ответственность (конечно, такая бумажка не имеет никакой юридической силы, но раз людям так спокойнее — почему бы и не подписать) и договорились о времени выезда на следующий день на машине.

Вечером купили продукты, симку Билайна, собрали вещи, попили местного пива и снова объелись фруктами.


15.06.2010, вторник
День первый
р. Обихингоу (в районе границы ГБАО) – поворот на к. Сагирдашт

Выезд в 7 утра на митсубиси-паджерике с отличным водителем и его напарником. Велы упакованы, уложены на пенки и крепко привязаны к багажнику на крыше. Первые 90 км — ровный асфальт (недавно положен китайцами), затем начинается «бездорожье», как называют его местные — горная дорога с обрывом с одной стороны, скалой с другой. За окном открываются шикарные виды, но иногда в него не хочется смотреть — местами дорога настолько узкая, что кажется, что колеса зависают над обрывом. :)


«Пробка» на дороге — пастухи гонят баранов. Водитель ворчит: «Пастухи у них тоже бараны! Могли бы отогнать стадо в сторону». Обед в одном из кишлаков. Небольшая поломка — едем медленнее, но по времени укладываемся. Уже недалеко от места нашего старта объезжаем участок дороги, размытый селем. Объезд накатан почти по реке, дорога изгибается между больших камней, впереди медленно ползут фуры.

Около 17 часов мы прибыли к мосту через Обихингоу, начали сбор велосипедов и регулировку. Откуда ни возьмись, вокруг нас образовалась толпа детей — они молча наблюдали за процессом и периодически пытались что-нибудь потрогать, к счастью, без фанатизма и без желания открутить.

В итоге мы стартовали на велосипедах уже ближе к 18 часам. Сегодня нам надо проехать совсем немного, и становиться на ночлег — на перевал полезем уже завтра. Подъем в горку, первый небольшой брод, граница ГБАО, пост. Проверка документов. Пока нас записывают в журнал и расспрашивают, появляются дети, которые пытаются продать нам молоко и что-то еще неопределенное. Нам пока продуктов не надо — отказываемся. Дети продолжают молчаливо окружать нас. На посту узнали, что подъем на перевал — 35 км, спуск столько же, а начинается подъем практически с этого места. (Ooops! А мы, оказывается, молодцы — посчитали, что 35 км — это и подъем, и спуск. Поздно искать виноватых, придется просто проходить чуть больше в день.)

Дорога — каменистая грунтовка, иногда показываются куски раздолбанного асфальта.


 Нас догоняет караван КамАЗов, которые торопятся пройти перевал до темноты. Потом они остаются у чайханы в кишлаке Инкух, а мы ползем дальше. Потом снова играем с ними в догонялки. Уже пора становиться на ночлег, высматриваем место, но, как назло, дорога прижимается к скале с одной стороны и обрывается вниз с другой.

Доползаем до поворота на кишлак Сагирдашт, решаем уйти с основной дороги… и через 5 минут оказываемся в потрясающем сказочном месте: в ущелье, с одной стороны — река с голубой водой, зелень и достаточно места, чтобы поставить палатку, а с другой — шумит водопад.

Правда, вскоре выяснилось, что мы здесь не одни — из кустов на берегу реки вылезли дети с удочками. Ну вот, теперь весь кишлак будет знать, что мы здесь встали…

Ночь опустилась молниеносно, и в наступившей бархатной темноте мы слушали шум реки и грохот водопада, и размышляли о предстоящем дне и первом перевале. Всего первый день похода, а мы уже ночуем на 2000 метрах. :) 


16.06.2010, среда
День второй
поворот на к. Сагирдашт - пер. Хабуработ (3252 м) – к. Калаихумб – к. Даштак


Утром, вскоре после будильников, мы подпрыгнули от свиста и ора, раздававшегося снаружи. Первая мысль — дети с утра пораньше привели своих товарищей и окружают палатку; вторая, уже спокойно — да это пастухи гонят скот по дороге.

С утра было облачно, но день обещал быть теплым. Мы поднялись к водопаду, сначала по тропе, потом по мокрым камням, полюбовались на мощный поток и зеленое ущелье с высоты, вдыхая влажный от водяной пыли воздух.

Выезд в 09:20. Следующие несколько часов мы нудно крутим в горку на 1-3, 1-2, а то и 1-1. Впрочем, «нудно» это только в плане крутячки — а так мы только и вертим головой из стороны в сторону, заглядываясь то на склоны гор, то на реку, бегущую в ущелье, то на изгибы нашей же дороги вдалеке. Дорога не очень широкая, но 2 машины разъедутся, преимущественно каменистая грунтовка, во многих местах размытая ручьями.


Через 12 км от места ночевки появляются снежники, дорога становится все более влажной и грязной, да еще и начинает моросить дождь. Минут 15 он моросил, а потом полил в полную силу. Едем в дождевиках, пальцы рук и ног начинают подмерзать.

Но вот и перевальная точка! Высота, координаты и еще какие-то неизвестные нам значения нарисованы на автобусной остановке. 3252,8 м. :)


Радостно закатываемся под крышу остановки, здесь хотя бы не поливает. Делаем по глотку настойки, поздравления друг другу, и скорее вниз — пережидать дождь можно часами, а здесь все-таки холодно, да еще и руки–ноги мокрые.
Дорога вниз идет ощутимо круче, встречным потоком ветра холодит руки, и первый десяток километров приходится останавливаться и отогревать пальцы. Но вскоре дождь кончается, становится теплее, а с выходом, из-за остающихся позади туч, солнца даже жарко. Проезжаем мимо бархатных зеленых гор, заглядываем с края пропасти в ущелье, где далеко внизу бежит река — нам надо спуститься к ней, озираемся по сторонам — на скалы и водопады. Такими разными оказались две стороны перевала.

Лихо спускаемся по крутому каменистому серпантину в ущелье, едем вдоль быстрой реки, поворачиваем, и вскоре оказываемся возле второго на нашем пути погранпоста. Снова нас «посчитали».

Дорога все идет вдоль голубой реки Обухумбоу, а вскоре начинается полоса кишлаков, первый из которых — Ширг — мы сразу между собой окрестили Широм: очень симпатичным он показался, утопающим в зелени, с плетеными заборами и цветущими садами граната.


В Калаихумб, где голубая Обухумбоу впадает в серо-коричневый Пяндж, и где расходятся дороги на Куляб и Хорог, мы прибыли под вечер, сбросив почти 2000 метров высоты, планируя остановиться здесь или в окрестностях.

Остановились в кишлаке Даштак, который является практически продолжением Калаихумба по дороге на Куляб, в гостинице. Что характерно, управляющий гостиницей предлагал нам остановиться в комнате у местных жителей, т. к. это в разы дешевле. Но нам хотелось спокойного сна, без кричащих за стенкой детей, и с возможностью пользоваться благами цивилизации в виде душа.

Ужинаем в ошхоне в Калаихумбе, в качестве бонуса к ужину нам принесли по несколько кусочков арбуза — приятно. :)
 
Крики детей «Hello!», «Good morning» (в любое время суток!) и прочие «How are you?» потихоньку начинают раздражать.

17.06.2010, четверг
День третий
к. Даштак – развилка на к. Ванч – к. Хихек


Из гостиницы выезжаем около 08:00, а солнце уже припекает. В связи с нашим «просчетом» на этапе планирования маршрута имеем однодневное отставание от графика — будем потихоньку сокращать.


Дорога идет берегом Пянджа, то высоко поднимаясь над рекой, то спускаясь почти к самой воде. В течение практически всей ближайшей недели мы будем ехать вдоль реки, постепенно набирая высоту. На том берегу — Афганистан, то чуть дальше, то буквально в 100-200 метрах от нас, видны кишлаки, видно людей, которые ходят по дорогам и тропам, едут на ишаках, стирают ковры на берегу реки.

На «нашей» стороне тоже часто встречаются кишлаки. На детей мы, похоже, насмотрелись не на одну жизнь вперед, и это только начало! Они местами назойливы, тянут руки и так и норовят броситься под колеса… Туксу начинает казаться, что скоро коровы начнут кричать «Hello!», а петухи уже точно вовсю стараются. :) Хотя есть и польза — кое-где они продают фрукты за смешную цену, и мы этим пользуемся.


Сегодня встречена первая брошенная и раздербаненная бронетехника, и первые предупреждения о минах. Еще наше внимание привлекли стоящие на плоских площадках на берегу реки машины «Скорой помощи», и только позже мы узнали, что здесь активно ведутся работы по поиску и обезвреживанию мин.


В ближайшие дни придется уделять большое внимание местам ночевки — мы едем практически непосредственно по границе (если точнее — она проходит по Пянджу), и в случае стоянки на берегу нас могут вполне законно доставить на ближайшую заставу для разбирательства.

Дорога — все больше асфальт, справа Пяндж, слева разнообразные склоны гор. Дорожная болтовня на тему возможностей развития здесь фрирайда, проведения КК-многодневок. Часто появляется желание проехать по этой дороге в хорошем темпе и налегке — рельеф интересный и непростой, а покрытие достаточно неплохое (преимущественно асфальт, с участками каменистого грунта).

Наблюдали местный ямочный ремонт — дед с лопатой засыпал выбоины щебнем и какой-то соломой. :)

Около 11:40 обед в чойхоне, берем шурпо. Как мы выяснили опытным путем, этот суп лучше всего подходит нам для обеда: сытно и не тяжело в желудке. Солнце шпарит, температура уже явно перевалила за 35 градусов.

После обеда рельеф стал более выраженным, стали попадаться места небольших обвалов и оползней, асфальт часто сменялся участками каменистой грунтовки.

Через некоторое время на пути нашего следования образовалось огромное облако, и мы всерьез начали готовиться к дождю. Но нам достались лишь редкие капли — дождь опередил нас, мы ехали по мокрому асфальту, а впереди висела яркая радуга.


Недалеко от развилки на Ванч дорога оказалась частично засыпанной, частично смытой — мы повернули на грунтовый объезд и почти сразу выехали к посту БДА. Проверка документов и крутим дальше, сразу набирая около 90 метров высоты на коротком и довольно крутом подъеме, что вкупе с жарой отнимает немало сил, зато после спуска мы сразу останавливаемся и беремся за фотоаппараты: виды и на «нашей», и на афганской стороне потрясают воображение. На афганском берегу на многоярусных полях раскинулся огромный кишлак, утопающий в зелени, а на таджикском в небо взмывают стены гор.


Еще несколько километров, и на афганской стороне начинаются овринги. Кадры, снятые именно с этого места мы уже находили в Интернете, но увидеть своими глазами — это совсем другое дело. Вид узких, крепящихся к отвесной скале «тропинок» завораживает.

Уже вечер, план по километражу давно перевыполнен — нам пора останавливаться на ночлег. В небольшом симпатичном кишлаке Хихек нашли ошхану, с некоторым трудом (в плане языкового барьера) договорились об ужине, и, самое главное — о возможности нашего ночлега в абрикосовом саду на берегу Пянджа. Нам разрешили поставить палатку и уверили, что с пограничниками проблем не будет.

Мы неспешно разбили лагерь в саду. Ужин готовить нет необходимости, рядом есть чистая вода и возможность перекусить — на этот вечер мы свободны. Поэтому, вооружившись фотоаппаратами, мы пошли на обрывистый берег Пянджа любоваться оврингами в лучах заходящего солнца. Все было безоблачно до тех пор, пока в траве не обнаружилась еле заметная красная табличка с черепом, костями и надписью «Danger! Mines!». И тут мы в полную силу прочувствовали, что поход обещает быть очень интересным…


18.06.2010, пятница
День четвертый
к. Хихек – Рушан – к. Пастхуф


Позавтракали в ошхоне (здесь очень популярны яичница и сосиски, а традиционная еда готовится только ближе к обеду), неспешно собрались и выехали около 08:30. С самого утра припекает солнце, днем точно будет под 40 градусов.

За первые два часа движения у нас дважды проверили документы погранцы, причем второй раз это произошло в месте схода небольшой осыпи на дорогу (здесь уже вовсю работали бульдозеры, и одна полоса для движения была относительно расчищена). В ходе проверки меня, как обычно, долго сравнивали с паспортом и недоуменно говорили, что на вид мне лет на 10 меньше. Интересно, долго ли еще я буду производить впечатление вечного студента-первокурсника? :)

Кстати, что забавно: хотя русский паспорт здесь является действительным, погранцы —таджикские солдаты-срочники — ориентируются в нём довольно слабо, и подолгу ищут страничку с фотографией.

У одного кишлака, где расположена воинская часть, мы изо всех сил убеждали друг друга, что на этой стеле художник действительно хотел изобразить собаку! Но между нами картина тут же получила название «Боец и его верный ишак».

Здесь же была встречена единственная змея. Она буквально выпрыгнула из-под колеса Тукса и молниеносно сбежала за пределы дороги — как ни пытались ее разглядеть и сфотографировать, нам это не удалось.

Афганская сторона порадовала нас не только оврингами, но и еще несколькими шикарными зарисовками. Сначала мы услышали звук отбойного молотка, и стали высматривать его источник. Источник обнаружился «на тот сторона» — суровый афганский мужик стоял без страховки на практически отвесной скале и долбил отбойником где-то у себя под ногами. Рядом работали еще несколько афганцев.

Вот так. Это мы тут катаемся, а они дорогу строят… О чем тут же сложились строчки на мотив Шнура:

«Вот уже лето, а они не на даче —
На стене отвесной овринг фигачат»

Вторая сцена была не менее колоритной. С берега мы увидели, что на той стороне по узкой тропе передвигается какая-то процессия, но что за люди и что они несут, мы не поняли, пока не посмотрели в объектив… Они несли чемодан. И здоровенный музыкальный центр. Видимо, эти предметы более всего необходимы при передвижении по узкой скалистой тропинке, вдали от кишлаков. «Загадочная афганская душа».


Днем рельеф вместе с жарой начали нас выматывать. Да еще и с питьем немного прокололись: минералка кончилась, а в «магоза» в кишлаках ее не продавали. Зато продавали яблочную газировку.


В кишлаке Дех устроили фотосессию местным детям, а потом и взрослым, и даже попробовали выяснить адрес, чтобы после похода отправить фотографии… Правда уже вскоре выяснилось, что детям интересен сам процесс (просьбу о котором они показывают жестами), а результат не важен вовсе — разве что поглядеть на экране фотоаппарата.

Сегодняшний день оказался, похоже, самым жарким, и поэтому самым тяжелым. В одном из кишлаков, где мы вновь покупали газировку и конфеты, подул сильный ветер, порывы которого практически сбрасывали с вела. В воздух поднялась дорожная пыль и песок. Это продолжалось буквально 5-10 минут и чем-то напомнило пыльную бурю, в которую угодили 4 года назад в Улан-Удэ.

Ближе к концу дня мы выехали к месту, где Пяндж разливается и течет широким спокойным потоком. Рельеф наконец-то стал более пологим, и, что радовало, и он должен был оставаться таким практически до самого Хорога — мы уже почти набрали нужную высоту.


Ехать дальше — одно удовольствие. И мы снова, без особых на первый взгляд усилий, перевыполнили наш километражный план.

Под вечер проскочили кишлаки Дерушан, Бахрушан и, собственно, Рушан, где наконец-то была найдена минералка. Это практически сплошная полоса кишлаков длиной километров 15, где мы были многократно атакованы детьми с заколебавшим до глубины души «Hello!» Под вечер их было особенно много, и атаковали они, конечно же, на крутых подъемах. Появилась шутка о том, что в таджикские кишлаки можно возить на экскурсии сомневающихся чайлд-фри. :)

Дети повеселили еще тем, что, несмотря на практически незнание русского, запоминают фразы так, что любой попугай позавидует. После отсутствия реакции на очередное «Hello!» дети начали показывать нам знание инглиша, и самый продвинутый, видимо, крикнул нам «F*ck you!». Тукс попытался объяснить ребенку, что так говорить не надо — можно и по башке получить от особо впечатлительных, а ребенок тут же расширил свой словарный запас, повторяя «по-баш-ке-по-лу-чишь». :)

В одном из кишлаков до Рушана был замечен ребенок на тюнингованном веле: на нем стоял руль от автомобиля. Выглядело это презабавно и неудобно, но, по местным меркам, наверняка очень круто. Подобный тюнинг мы видели и впоследствии, а уж в украшательстве велов цветной проволокой-звездочками-мигалками и прочей мишурой таджикским детям нет равных.

После Рушана проехали своротку на Бартанг и начали высматривать место ночевки. Спустились к Пянджу — всего несколько метров от дороги — и умылись (нельзя, конечно — граница — но очень хотелось).

С ночевкой снова повезло. На подъездах к кишлаку Пастхуф обнаружилась отдельно стоящая ошхона и сад, опять-таки на берегу, в красивом месте, где Пяндж широко разливается, и открывается отличный вид на оба берега и притягивающие взгляд горы. Здесь мы и поужинали, и решили остановиться, спросив разрешения поставить палатку под деревьями.

Ночь была лунной и звездной, в реке плескалась рыба, а с афганской стороны время от времени раздавался рев ишаков.


Высота ночевки снова около 2000 м.

19.07.2010, суббота
День пятый
к. Пастхуф – г. Хорог (полудневка)


Место ночевки оказалось отличным, а вот ночь не очень. У меня поднялась температура и знобило, при этом не было никаких кишечных или простудных проявлений, видимо, вчера все-таки перегрелись. Таблетка жаропонижающего, и к утру самочувствие стало более бодрым. Сегодня нам надо проехать всего лишь 50 километров до Хорога.

Позавтракали в ошхоне и выехали позже обычного, в 09:50. Первые 10 километров прошли довольно бодро — солнце еще не поднялось высоко. Дальше — тяжелее: и мое состояние еще не в норме, и жара. Едем, считая километры.

Дорога шла через длинную полосу кишлаков. Что хорошо в кишлаках — это тень и прохлада от деревьев и арыков, а что плохо, думаю, можно догадаться по нашим предыдущим дням — атакующие дети. Сегодня от них был услышан такой перл, как «F*ck is my name!». :)

В планах у нас было переждать часы самой злой жары в чайхоне, но, как назло, ближе к Хорогу они попросту кончились — видимо, водителям нет смысла останавливаться перекусить на финишном участке пути. Логично, в общем-то, но для нас не радостно.

Жара утомляла. Вспомнили байкальскую практику пихания головы во все встречающиеся ручьи и речки. Потом сверху шлем — и голове почти хорошо. Только бы ее не застудить.

Въезд в Хорог был длинным, но, к счастью, спуском. Мы полюбовались разлившимся Пянджем и направились вниз. Мимо пролетели две истерично бибикающих машины (именно истерично, т. к. к «приветствиям» в виде сигнала и махания рукой из окна мы уже привыкли). Возможно, свадьба.

В Хороге еще пришлось покружиться в поисках гостиницы, хотя одна есть на въезде, но мы по рекомендации водителя хотели поселиться в «Памир лодж», где должен был быть еще и выход в интернет. Но мы немного заблудились (неудивительно — таблички с названиями улиц и номерами домов здесь вообще редкость), и заселились в гостиницу «Бизмич», стоящую как раз на дороге в Ишкашим, наверху над основной частью города.

Меня сначала несколько напрягли цены и то, что велы в номер не поднять — их предложили поставить в помещении запирающегося склада. Но самочувствие было не лучшим, да и надоело кружиться в поисках гостиницы, а цену еще и удалось скинуть, немного поторговавшись.

Душ. Почувствуй себя человеком!

После небольшой стирки решили прогуляться по городу — как-никак, полудневка. В изначальных планах было наведаться с Хорогский ботанический сад, где в конце 70-х работала мама Тукса, но в выходные он, скорее всего, закрыт.

Неподалеку от гостиницы нашлась и едальня, где мы опрометчиво заказали, кроме двух порций лагмана, один шакароб. У нас под этим названием продают овощную нарезку, а здесь — полноценное блюдо из помидоров, огурцов, лука, сметаны, масла и лаваша, которое подается теплым в посуде внушительных размеров. В общем, как мы ни старались, но победить весь шакароб не удалось. :)

После обеда (или уже ужина...) пошли бродить, прогулялись по хитросплетениям узких улочек, перешли мост через Гунт и оказались в центральной части города, которую мы уже проезжали сегодня. Кстати, несмотря на предостережения, что к нам возможно повышенное внимание в связи со скорым визитом президента в Хорог и еще ряд населенных пунктов по нашему маршруту, у нас даже не проверили документы.


Здесь впервые была замечена девочка на велосипеде (разумеется, с местным тюнингом), прежде попадались только велодети мужского пола.

Прогулка завершилась покупкой арбуза и небольшим пополнением запасов в магазине возле гостиницы.

А потом мы ели арбуз, в номере, и я снова валялась с температурой, кожа горела, хотя солнечных ожогов не было (по-хорошему, мне и гулять по городу не стоило, но когда еще успеешь здесь осмотреться?) Но сегодня была хотя бы возможность отоспаться и прийти в себя.

Ближе к ночи гостиницу заметно тряхнуло, так что задребезжали окна и «подпрыгнул» пол. Но мы не беремся утверждать, было ли это землетрясение или просто проводились какие-то работы.

20.07.2010, воскресенье
День шестой
г. Хорог - к. Андароб - р. Дараистаж


Утром самочувствие оказалось непривычно бодрым. Легкий завтрак, душ, сборы, поиски тех, кому можно заплатить за номер и с кого стребовать наши велы (надо отметить эту традиционно восточную ненавязчивость — работников гостиницы было не видно и не слышно, что на наш взгляд делало отдых еще более комфортным). Еще здесь чаще всего деньги за жилье берут уже утром (за исключением Душанбе, конечно).

Предусмотрительно упаковалась в веломайку с длинными рукавами, не буду пока подставляться солнцу. Хотя жара, вроде бы, уже не такая лютая, в тени с утра было даже прохладно.



Сегодня планировали доехать до Андароба, оттуда подняться в Гарм-Чашму и переждать жару на горячем источнике. Но одно дело планы, а другое...

В кишлаке Пиш, на крутом подъеме, переключаюсь... и с бодрым хрустом закидываю переключатель в спицы, в первый момент еще не соображаю, почему стопорнулось колесо, и добавляю усилие на педаль, параллельно выстегиваясь из контактов.

Повезло. Переклюк загнуло почти восьмеркой, но металл выдержал — ура SRAMу! Одну из спиц немного погнуло, но это ерунда, учитывая как им досталось, — теперь уже хвала DTSwiss и отличному сборщику колес J.Random Psycho. Все, с благодарностями закончили, теперь надо вернуть вел к жизни.

Поломка-то, как назло, случилась посреди кишлака, рядом с магазином. Так что недостатка в зрителях, затаив дыхание наблюдавших за мастер-классом «устранение поломок в походных условиях», мы не испытывали. Многие подходили и предлагали помощь, сначала это немного напрягало — не очень приятно, когда лезут под руку, да и никто из них не понимал характера поломки:
— Колесо спустило, да?
— Нет!
— А-а-а, вижу, цепь. Надо запасной иметь
— *вырезано цензурой*!

Но и от этих разговоров была польза. Вскоре выяснилось, что при ударе не только переключатель скрутило в бараний рог, но и погнуло болт, крепящий переклюк, и открутить обломок петуха было проблематично.

Проблему решили заботливо предоставленные местным жителем молоток и гвоздь: пара точечных ударов, и осколок петуха удалось снять. Распрямили (насколько это возможно) переклюк плоскогубцами, поставили новый петух и новую цепь (старая тоже пострадала), подрегулировали. Работает. Сердечно поблагодарили мужчину, который поделился инструментом.

А как было бы обидно завершать маршрут из-за такой дурацкой поломки — запасного переключателя у нас не было...
Анализируя причины «внезапного» заброса переключателя в спицы, мы пришли к выводу, что дело здесь не во внезапности, а в невнимательности. После сборки велов, уже в Душанбе, мне периодически казалось, что переклюк стоит неровно, и иногда пытается перекинуть цепь через звезды, но я совершенно наплевательским образом никак это не исправляла. Вывод: источник большинства проблем чаще всего в нас самих. :)

Прежде я никогда не могла понять, как люди умудряются ломать переклюки. Теперь понимаю.

А вот Гарм-Чашма, похоже, отменяется — времени на ремонт потратили немало, а нужно еще и пообедать. В поисках съестного мы остановились у ошхоны возле прозрачной горной речки, бегущей со склона, где наверху, в тени деревьев, можно было покушать за каменным «столиком». Место шикарное, вот только никакой существенной еды не оказалось, и мы двинулись дальше.


Примерно в 10 км от к. Пиш мы остановились на берегу прозрачной речки и сварили обед на горелке. И первый раз за время похода встретились с другими велотуристами. Это оказались ребята из Швейцарии — Бенни и Лена. И, что произвело на нас очередное впечатление, они были в пути уже 5 месяцев и ехали своим ходом от порога дома. Из разговора мы поняли, что среди европейцев очень популярны путешествия по Великому шелковому пути. А вот первыми встреченными ими в Азии россиянами стали мы.

Если говорить об их снаряжении, первое, что нам бросилось в глаза — это жесткие вилки. Впоследствии нам не встретилось ни одного туриста с амортизационной вилкой! Это объясняется тем, что груз равномерно распределяется и на заднее, и на переднее колесо — на вилку крепится багажник, и уже к нему пара водонепроницаемых сумок. Такую систему загрузки мы встречали потом абсолютно у всех европейцев на нашем пути: на заднем багажнике 1 сумка сверху и 2 по бокам, на переднем 2, и сумка на руле. Жесткие вилки, дорожные рамы, контакты или туклипсы, седла Brooks — тоже очень характерные элементы.

В кишлаке Андароб, на посту БДА, у нас проверили документы и задали забавный вопрос: много ли нам платят за путешествия? Даже не знаю, поверили ли нам, что все делается по собственной инициативе и за свои деньги. Что забавно, неоднократно нас спрашивали: «А чего вы сюда поехали? Тут же ничего интересного!» Ну что сказать, это, конечно, точка зрения людей, которые здесь прожили всю жизнь и особо больше ничего не видели, но мы каждый день ехали с раскрытым ртом и то и дело хватались за фотоаппараты. :)


После Андароба мы снова встретились со швейцарцами, и долго ехали рядом и болтали. За общением километры по жаре пролетали незаметно. :)

Кому что, а у меня сегодня событие: Ноконы все-таки скрипят! (Тормозные рубашки марки Нокон, поставленные еще весной, по многочисленным отзывам, скрипят при повороте руля, и некоторым они не нравятся по этой причине. Мои до этого дня вели себя тихо, я уж думала, бракованные попались - ан нет! :))

Тукс сегодня норовит меня убить. То подталкивает к обрыву, то сам пытается на меня упасть, не вовремя выстегнувшись, а в довершение всего еще и заехал мне в глаз цифромыльницей — хорошо, что не зеркалкой!

В этот день у нас удачно решились проблемы питья и ночевки: возле дороги оказался нарзановый источник, рядом с ошхоной, а местный дед рассказал нам, что буквально в трех километрах есть участок зелени, где можно хорошо переночевать, а в восьми — санаторий.

Санаторий нас интересовал мало, а до зеленого «оазиса» мы добрались. Это оказался сад, но расположенный не в кишлаке — целый остров зелени, длиной и шириной в несколько километров. Здесь росли и фруктовые деревья, и какие-то растения на грядках, и повсюду были прорыты небольшие каналы, по которым стремилась мутноватая вода.

Мы поставили палатку под абрикосовым деревом, и тут появился первый местный житель — дедушка с ишаком. Поинтересовались у него, нет ли чего плохого в том, что мы тут стоим — «Конечно нет! Отдыхайте!»

И мы отдыхали... А поздним вечером Тукс пожаловался на какую-то нетипичную усталость, ночью началось то же, что недавно у меня — озноб и температура. Только еще в более выраженной форме.

21.06.2010, понедельник
День седьмой
р. Дараистаж - Ишкашим - Ишкашимский канал


Подъем в районе 7 утра. В саду начали появляться люди — поливают, копают что-то, ведут навьюченных ишаков. Вода в «каналах» стала почти прозрачная.


Это у меня подъем, а Тукс валяется в палатке с температурой и слабостью. Только после завтрака смог выползти наружу. Но рвется в бой — никаких остановок, идем по плану.

Стартовали в 10:00. К счастью, первая пара десятков километров практически пологая. Время от времени останавливаемся померять пульс, но толку от этой затеи немного — мы раньше за ним особо не следили, и не знаем, каким он должен быть в норме для каждого из нас. Повышен — факт, но непонятно, насколько.


Вкручиваем в очередную небольшую но крутую горку, останавливаемся замерить пульс, начинаем считать удары и Тукс падает на меня вместе с велом и баулом. С полминуты удерживаю его и два велосипеда с баулами. Отпустило.

Пришлось спуститься вниз с дороги, в тень, к ручейку, и организовать там временное лежбище. Около двух часов в теньке, полегчало — решаем медленно и осторожно ехать дальше, хотя бы до Ишкашима, а там посмотрим.

Кстати, судя по карте, мы сейчас едем по Ганджабарской степи. Неоднозначное какое название.

Около 14:00 въехали в Ишкашим, где полным ходом шли приготовления к приезду президента. Заехали в кафе «Сарез», и провели там, в тени, больше часа, отъедаясь и окончательно приводя в себя Тукса. В зале к нам пришла «пш» — кошка — и была очень рада кусочку мяса из шурпо.

На выезде из Ишкашима — длинный тягун (90 м на 2 км), а на спуске с него мы встретили очередных европейцев — трех парней из Франции и девушку из Германии. Они путешествуют в течение разного времени — кто два года, а кто несколько месяцев, а пересеклись где-то по пути. Все те же жесткие вилки и другие характерные атрибуты. От них же узнаем, что швейцарцы, с которыми мы вчера вечером расстались, идут впереди нас, опережая на 30 километров.
После Ишкашима едем через длинную череду кишлаков. Все больше встречается женщин с закрытыми лицами. Помогли одному местному велосипедисту насосом, некоторое время проехали вместе. Увидели указатель на крепость Каахка, и собрались направиться к ней, но тут десяток-другой детей, купавшихся в какой-то луже рядом с подъемом к крепости, увидев нас, устроили такой истошный визг и писк, что мы ускорились и проскочили это место как можно скорее. После, в телевик, поглядели на остатки стены — там мало что осталось от крепости. Было бы любопытно заглянуть в музей, но он уже оказался закрыт.


Дети детям рознь, буквально в следующем кишлаке нас остановили несколько ребят и попросили помощи в ремонте вела. Ремонт заключался в заклепывании цепи, что для нас было совсем несложно.

На ночевку встали в поле, за кустами, недалеко от Ишкашимского канала. Из неудобств здесь были только колючки, а так место всем хорошо: скрыто от дороги, относительно ровное, есть вода. Снежные вершины на другом берегу Пянджа кажутся такими близкими.

Высота стоянки около 2650 м. Немного ветрено.

Пока готовили ужин, заметили несколько раз какое-то движение среди камней, а потом разглядели хвост — судя по всему, за нами наблюдала любопытная лисица.

22.06.2010, вторник
День восьмой
Ишкашимский канал – к.Вранг – к.Зугванд


Тукс выздоровел, и по этому поводу поднялся в половине пятого, вылез из палатки, бродил по окрестностям, лазил по скалкам, фотографировал и что-то бубнил, чем и разбудил меня. Зато приготовил завтрак. :)


В конце первой десятки километров Тукс проколол или пробил камеру – первая неполадка такого рода за более чем неделю движения по дорогам с острыми камнями и колючками на обочинах.

Веселимся, читая названия кишлаков (они еще и расположены один за другим).


В этот день начали встречаться мазары, а вот асфальт кончился — сначала пропадал кусками длиной в несколько километров, а прямо напротив очередного родника, украшенного закрученными рогами исчез и сменился мелкощебеночной (а местами и каменистой) трясучей грунтовкой. Впрочем, мы ожидали от этой дороги худшего и даже удивлялись, что столько удалось проехать по асфальту.

Сегодня очередные дети просто взбесили — когда мы проигнорировали просьбу сфотографировать их (не будешь же останавливаться каждые пару километров для этого), нам вслед полетели мелкие камушки.

После кишлака Шитхарв начались длинные тягучие подъемы, местами с песком на дороге и повсеместно с мелкими камешками, вылетающими из под колес — приходилось постоянно подруливать и ехать стало тяжелее. Зато после преодоления длинного тягуна, когда мы остановились передохнуть и осмотреться на обрывистом берегу Пянджа, подъехала «буханка» и из нее вышли люди явно европейской внешности, которые захотели с нами сфотографироваться. Они оказались украинцами, так что удалось пообщаться на русском. А их водитель из местных показал на видневшемся впереди снежном склоне пики Маркса и Энгельса.

Жара перестала быть столь изнурительной. Где-то по пути мне на губу село насекомое, я в него плюнула, чтоб согнать, а оно меня ужалило! Минут 10 я ехала в ожидании, что губу сейчас раздует на половину лица, но как-то обошлось без этого.


Когда подошло время обеда, и мы настроились где-то встать, потянулась сплошная полоса кишлаков и полей, заполненных людьми и детьми (15-20 км). Надо сказать, что, поскольку эта дорога не является основной, то и чайхоны и ошхоны уже не встречаются, да по большому счету, уже после Хорога на готовую еду рассчитывать сложно.

Кстати, на этой дороге, точнее в стороне от нее, есть немало интересных мест — развалины крепостей, петроглифы. Но всего не повидать… А картины природы прекрасно компенсировали нам то, на что нам не хватило времени или желания.


Полоса кишлаков завершилась самым здоровенным — Врангом. Здесь был замечен ребенок на ашаноподвесе (мы побоялись даже приблизительно прикинуть, сколько он весит). После Вранга мы остановились на обочине на берегу Пянджа и решили все-таки приготовить еду. Наш суп почти сварился, когда подъехал внедорожник с надписью «Soviet Europe Asia». Из небольшого разговора мы поняли, что эти товарищи (как позже выяснилось — болгары) совершают пробег по бывшим союзным республикам. А несколько километров назад они встретили швейцарцев. (Ура! Мы их обогнали! Мы-то уже думали, что из-за промедления в связи с самочувствием Тукса они далеко обошли нас).

Про суп все забыли, поэтому он просто опрокинулся с горелки — мы идиоты. :)

Решили хотя бы немного перекусить и дождаться швейцарских попутчиков. Разлеглись на пенках на обочине пыльной, попивая чай с сушеным лимоном (отличная вещь, рекомендуем!) и печеньками.

И действительно, вскоре мы снова встретились. Да еще и получили полезную информацию о том, что километрах в 10 есть горячий источник, и где-то в его окрестностях можно поставиться на ночь в палатках.

Источник был скорее теплым, но не горячим, и провести в нем полчаса было настоящим удовольствием. Во время ожидания наших швейцарских товарищей Тукс успел зазнакомиться с начальником разведки Ишкашимского района и обменяться с ним телефонами (типа в случае чего звоните — поможем!), а также узнать про место, где можно поставить палатку — в низине на берегу Пянджа не доезжая кишлака Зугванд.

Место, действительно, оказалось уютным и скрытым от дороги — ровная площадка на песчаном берегу Пянджа (но не у самой воды). Вместе с Бенни и Леной мы разбили лагерь, приготовили еду, и долго болтали о дальнейших планах и на самые разнообразные темы.

Памир—2010. Часть II

Рейсы по направлению Дашанбе-Екатеринбург уже более 5 лет осуществляет компания «Уральские авиалинии». Расписание и стоимость полетов – на www.uralairlines.ru.

   просмотров: 14493 | обсудить


  E1 > Отдых > Кругосветка  
 
02.11.2010 18:07 Бородатые на Алтае. Часть III

Бородатые на Алтае. Часть III

Заключительная часть рассказа о велопробеге по республике Алтай.


02.11.2010 18:09 Бородатые на Алтае. Часть II

Бородатые на Алтае. Часть II

Алексей Деменев продолжает рассказ о двухнедельном велосипедном туре по Горному Алтаю.


02.11.2010 18:12 Бородатые на Алтае. Часть I

Бородатые на Алтае. Часть I

«Ё! Куда мы попали-то - зашибись!», — екатеринбургские велосипедисты делятся впечатлениями от поездки на Алтай.


09.11.2010 18:56 Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Зеленый континент. Австралия, Голд Кост

Незабываемые две недели на Золотом побережье Австралии.


12.11.2010 14:37 Русский экспресс. Часть II

Русский экспресс. Часть II

Путешествие по европейским городам: Генуя, Барселона (парк развлечений Порт Авентура), Лион, Амстердам.


13.11.2010 10:22 Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Побывать не в Турции, а в Стамбуле

Путешествие по городу-музею.


17.11.2010 15:30 Памир—2010. Часть II

Памир—2010. Часть II

Hlek & SDTux продолжают свой рассказ о велотуре по горной Средней Азии.


17.11.2010 15:50 Памир—2010. Часть I

Памир—2010. Часть I

Кручу, кручу, педали кручу. Велосипедисты из Екатеринбурга на Памире.


25.11.2010 12:29 Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Необыкновенный Устюрт, или Путешествие в прошлое длиной в двенадцать дней

Отчет о поездке в Казахстан.


29.11.2010 18:54 Хайнань — остров вечной молодости

Хайнань — остров вечной молодости

Душа просится в отпуск на море? Долой муки выбора — едем на Хайнань!