E1
Погода

Сейчас-7°C

Сейчас в Екатеринбурге

Погода-7°

облачно, небольшой снег

ощущается как -13

5 м/c,

с-з.

730мм 71%
Подробнее
4 Пробки
USD 92,26
EUR 99,71
Реклама
Мой дом Полезные статьи В Индонезию за мечтой. Часть II

В Индонезию за мечтой. Часть II


Продолжение. Начало истории здесь

12 ноября. Авиакомпания Transnusa делает один рейс в день на остров Флорес в 9:00. На самом деле в корпорацию Transnusa входят две авиакомпании — Riau Airlines и Trigana Air. Поэтому не удивляйтесь, когда в названии рейса будут присутствовать другие буквы, отличные от Transnusa. Вылет предварительно нужно подтверждать по телефону или в офисе авиакомпании. Если этого не сделать, не знаю чего будет, но видимо могут не пустить на борт и отменить ваш билет. В аэропорту надо быть как минимум за час. Такси за 200 000 радостно доставляет наши тела в аэропорт Ngurah Rai, доместик терминал. Аэропорт смешной, по типу нашего Кольцово. Платим аэропортный сбор за вылет — 30 000 рупий, и самуль типа Fokker-50 взмывает в небо ровно в 9:00 без задержек. Самолет турбовинтовый, вмещает 52 пассажира. Сильно не трясло, но из-за затяжной посадки заложило уши. Длительность полета — 1 час 20 минут.


Пассажиров не выпускали из зала прибытия до тех пор, пока все не получили свой багаж — только тогда открыли ворота на выход. Местные жители ждут каждый день прилета самолета с нетерпением — это возможность заработать на туристах.

Информации в аэропорту никакой, есть только карта города с прилегающими территориями — и на том спасибо.

Куда двигать и куда податься? Турагенты и всякие помощники предлагают свои услуги, такси опять же. Вдруг откуда не возьмись, появляется bemo — это такая маршрутка с безумным водителем. Мы сразу к нему — типа так и так, нам надо до отеля Gardena. Он такой: без проблем, пацаны, знаю этот отель. Сторговались за 20 000. По дороге насадил местных на остановках, но до отеля довез, как договаривались.

Отель Gardena — лучший из недорогих. Красивый и зеленый, с большим садом. Достался за 165 000 рупий. Бунгало, правда, без AC, без басика, без горячей воды, с манди, но зато с завтраком! А что нам еще надо? :)


Портовый город ЛабуанБаджо состоит из одной улицы, протянувшейся вдоль берега моря на несколько километров. Ориентироваться очень просто.


Доллар в то время продолжал свой полет вниз, поэтому в ЛБ был самый «нехороший» курс за всю поездку — 8700 рупий за 1$.

Перед нами стояло две задачи: купить тур на острова Ринча-Комодо на 2 дня и 1 ночь и купить обратные билеты на большую землю. Выбраться с ЛБ можно тремя способами: 1) лететь обратно на самолете до Денпасара, цена вопроса — 1млн. 400 000 рупий (но мы планировали посещение Ломбока и возвращаться в Денпасар не хотелось); 2) есть туристическая лодка фирмы Perama, которая плывет 4 дня 3 ночи через острова Ринча, Комодо, остров Сатонда, Ломбок, но перспектива болтаться в море 4 дня не прельщала. Цена — 1 млн. 200 000 рупий; 3) Автобус + паблик паром до Матарама (Ломбок) через всю Сумбаву по цене 250 000, время в пути — сутки. Вот это как раз то, что нужно. Заодно и Сумбаву можно посмотреть и опять же с простым индонезийским народом.

Регулярные паромы в Индонезии ходят от одной крайней оконечности острова к другой. Паромов, которые бы перемахивали через один остров, не существует.

Экскурсию на варанов купили в агентстве, прямо напротив нашего отеля.

Сторговались до цены 700 000 рупий. Цену можно опустить еще ниже, если в лодке будет больше людей. Поэтому если вас мало, то лучше еще в самолете кооперироваться с народом для просмотра варанов. Потому как все потом разбредаются по разным агентствам, и в результате поездка для всех становится дороже.

Мне удалось «выцепить» одного голландца в соседнем агентстве и призвать на нашу сторону. Теперь нас было трое!

Обязательно необходимо закрепить ваш маршрут передвижения с указанием времени прибытия в тот или иной пункт назначения на бумаге. И чтобы расписались посредник и капитан корабля. Желательно, чтобы капитан еще и говорил по-английски.

Наш маршрут такой:
1 день: старт в 7:00, в 9:00 мы на острове Ринча, осматриваем варанов. Далее возвращаемся около 11:00 и плывем снорклить, затем к 16:00 должны быть у острова Fly foxes, чтобы еще при дневном свете увидеть как они перелетают на кормежку. Ночевка.
2 день: старт в 6:30 до Комодо. В 7:00 мы на месте. Осматриваем остров до 9:00 и далее на pink beach снорклить, затем к острову Бидадари и в 16:00 должны быть в ЛБ. Таков был план.

Вечер коротали за поеданием сото, барбикю тунца с овощами и горячим чаем.
Потом ливанул теплый тропический дождь (все-таки сезон дождей), но быстро прошел.


Утром четко по графику загрузились в лодку и двинули на Ринчу. Команда к нам сразу прониклась уважением, видя серьезность наших намерений.


Всю дорогу не покидала подлая мысль остаться тут на необитаемом острове на пару-тройку дней. Острова и пляжи просто великолепные! Да еще при обилии кораллов и отличной рыбалки… Опять же черепахи плавают и откладывают яйца. :)

Ринча — второй по величине остров, где обитают вараны. Вход в заповедник — 190 000 рупий. Билет действует сразу на два острова и Комодо тоже. Без разницы, где его покупать: сразу там или здесь.
Прибытие ровно в 9:00.


Проводники предлагают различные маршруты по острову, самый длинный — 5 км по цене 10 000 с носа. Вот его и берем пока свеженькие с утра. Солнце уже начинает отжигать. Они там все жгунишки и черти! :)
Около самого лагеря лежат прикормленные и больные вараны — их нам не надо. Идем по тропе.

Ощущение, что находишься в затерянном мире, только птеродактилей не хватает. Гнездо диких пчел. Повезло, что они спали и сидели внутри.


Вероятность увидеть варанов тем больше, чем вы раньше приедете на остров. В жару они прячутся, и их не видно.
После 5 км по горам и жаре пьем только горячий чай, хотя хитрые рейнджеры предлагают Бинтанг по цене 30 000
и всякую кока-колу. :)

Далее был снорк на соседнем острове. Лепота!


Ровно в 16:00 мы на острове, куда прилетают летучие лисицы. Они забавно летят, постоянно меняя свой курс полета.

Фишка вся в том, что все лодки, как правило, приплывают сюда в 18:00, когда темно и ничего не видно.
Лисицы летят обратно с полными животами всяких фруктов. Поэтому планируйте свой трип так, чтобы быть здесь не позднее 16:00!
Летучие лисицы — это такие большие мохнатые рыжие летучие мыши.


Бросаем якорь и встаем на ночную стоянку.

«Сомалийские пираты» одолевают со всех сторон. Настойчиво предлагают купить деревянных варанов и прочие бусы.


На ночевку к нам приплыли еще 3 большие лодки. Сцепились все вместе — шум, гам, свет вокруг. Никакой романтики и звезд на небе — это существенный минус. Однако, этот момент можно обговорить с капитаном еще на берегу. Так что имейте это в виду!
Утро туманное, утро рассветное!
Комодо, наша лодка без названия.


Комодо — первый по величине остров с варанами. На других островах они не водятся. Более цивильный остров, но варанов здесь видели меньше.
Олень с дыркой в боку — откусил голодный варан.


Спросили у рейнджера: почему не помогаете бедной животине? А мы, говорит, только наблюдаем за природой и не вмешиваемся. Стало жутко …

Маршрут на сей раз выбрали покороче. Варанов насмотрелись вдосталь — сбылась моя детская мечта!
Розовый пляж с отличным снорком! Почему розовый — не понятно, песок обычный, желтый.


Остров Бидадари. Его откупил поляк и теперь там огороженная территория. Содержит пляжи и охраняет кораллы от разрушения. Отлично можно провести время, поплавать, понырять, позагорать.


В 15:30 уже были в отеле.
Там справа есть два фильдеперсовых отеля, дорогих. Там не были, поэтому только слухи.
Так живет местное население.


Пришло время переезда на остров Ломбок. Есть интерес не столько к самому Ломбоку, сколько к островам Гили Мено, Гили Траванган и Гили Эйр, которые находятся в северо-западной части Ломбока. Поэтому у нас есть билет на паром + автобус за 250 000 и паблик-паром уже отправляется через 15 минут из порта Лабуан-Баджо.

На самом деле время отправления очень неконкретно, и паром отправляется тогда, когда будет полностью загружен грузовиками с бананами, автобусами, мопедами и т. д. Лучше всего приходить на паром в 8:30, заранее. Он ходит один раз в день на остров Сумбава, а второй паром приходит в ЛБ вечером в 18:00. Так они и плавают туда-сюда. :)


Время в пути — 7 часов. На пароме можно заняться просмотром кинофильмов, общением с иностранцами или местными. Можно спать, смотреть в окно или читать книгу. Загорать на верхней палубе или еще чего-нибудь.

Примерно в 16:00 паром прибывает в город-порт Sape — это самая восточная часть Сумбавы. Еще на выходе с парома шустрые водители маршруток «вылавливают»пассажиров и рассаживают всех по небольшим автобусам.

И затем везут до города Bima — это крупный город в восточной части Сумбавы. Смысл этого действа в том, что в этой самой Биме есть крупный автовокзал, где всех рассортировывают по автобусам, идущим по различным маршрутам. Таким образом можно добраться даже до Джакарты.

Ехать до Бимы около 2 часов, и мы пересаживаемся в комфортабельный автобус с AC и действующим туалетом.

Этот автобус выполняет ночной переезд по всей Сумбаве и утром, примерно в 4 часа (рассвет), автобус целиком заезжает в другой паром, идущий уже с западной части Сумбавы до Ломбока в порт Лабухан (плыть около 2 часов). В 2 часа ночи есть остановка на поздний ужин, который входит в стоимость переезда.

Паромы передвигаются исключительно в светлое время суток и когда отсутствует сильное волнение на море.
В результате в 8:00 мы уже были в городе Матарам — это столица острова Ломбок.

Ломбок — небольшой остров с 2,5 млн. жителей. Он расположен в 40 км восточнее Бали.
Главная достопримечательность острова — это второй по величине вулкан Индонезии Гунунг-Ринджани, высотой 3726 метров. Вокруг вулкана раскинулся природный парк.

Дожди выпадают преимущественно в центральной части острова, на южных склонах вулкана, поэтому там пышная растительность. Западная часть и южная часть острова более засушливы.

Сенггиги и острова Гили привлекают туристов прекрасными белоснежными песчаными пляжами. В южной части Ломбока есть свой городок Кута, который мало напоминает город–тезку на Бали. Тишина, спокойствие и уединенные пляжи на восток и запад от Куты.

С одной стороны переезд несколько утомителен, в плане недосыпания. С другой стороны, оптимален с точки зрения экономии и попадания с ЛБ на Ломбок, минуя Денпасар (это если лететь на самолете).

На автовокзале Матарама находим маршрутку, идущую до порта Бангсал, — это как раз в северо-западной части Ломбока, оттуда рукой подать до островов Гили. За 50 000 торгуемся сразу до Гили Аэр — красота. Потом оказалось, что водителю было сильно по пути, и нам просто повезло. :)

Маршрутка привозит в кафе, неподалеку (300 метров) от порта Бангсал. Здесь выдают билеты на лодку до Гили Айр и — ждите. Весь прикол в том, что лодка эта ходит на остров только тогда, когда соберется достаточно народу, чтобы не гонять порожняк. :) Основная масса туристов ломанулась на Гили Траванган. А на Айр не было никого. Поэтому нас садят в обычную лодку с местными.

Прикольно. Вокруг бананы, ананасы и прочая еда, которую везут в отели острова Айр. Три живописных, райских острова Гили (слово gili означает «остров») обладают собственным, неповторимым обликом. Гили-Айр — самый близкий к побережью и самый малонаселенный из островов Гили. Центр городка расположен прямо около причала. Кокосовые плантации разбросаны по всему острову. На восточном побережье расположены недорогие гостиницы, рестораны. Западная часть острова совершенно пустая и немноголюдная. Море здесь мелкое и теплое. Нырять с маской лучше всего за 30 метров от берега, где заканчивается мертвый коралловый шельф.

Гили-Мено — самый маленький и самый спокойный островок. Здесь несколько недорогих гостиниц. В центре есть озеро и парк птиц. Условия для дайвинга и снорклинга лучшие из всех островов. Можно встретить морских черепах.

Гили Траванган — более оживленный остров, здесь множество туристов и высокие цены на проживание и питание. На острове есть школа и мечеть. В центре острова можно забраться на гору, откуда открываются отличные виды на другие острова.
Здесь много самых разнообразных ресторанов.

На всех островах отсутствует автомобильный транспорт, поэтому передвигаться можно исключительно пешком или на таких вот повозках.


Остров Гили-Айр. Селимся недалеко от пристани в отеле Villa Karang за 150 000, с бассейном и AC. Предаемся беззаботному и расслабляющему отдыху в отсутствии людей, суеты и т. п. вещей. Испытываем острый приступ счастья! :)


Описывать пляжный отдых дело неблагодарное, поэтому просто смотрим.


Скромный ужин рыбкой груффер под пение индонезийских песен Рони и Тиенгом.

Будете в тех краях, обязательно передавайте парням привет! Реальные чуваки, играют на гитаре хорошо! :)
А чем заняться вечером на практически необитаемом острове двум мужикам с Урала при отсутствии женщин? Правильно! Пробуем мейджик грибы. :)

Порция медиум стоит 60 000. Порция стронг — 80 000. Порция вери стронг из свежих грибов — 100 000; вот ее мы и берем. Специально для нас с Ломбока приехал крупный специалист в этом деле и привез синих поганок на длинных ножках. В дело идут только шляпки, ножки безжалостно выбрасываются. Потом шляпки засыпаются в миксер, туда добавляются кусочки фруктов, пакетик сухого молока и два колпачка джина. Вся смесь взбалтывается и получается готовый продукт. Вода — бесплатно. :)

Тикет ту зе мун! Билет на луну. Вкус горечи перебивается вкусом фруктов.

Расположились на берегу океана в ожидании прихода. Смысл этого действа в том, чтобы получить свою порцию яда. Действует на всех по-разному. С каким настроением пьешь этот коктейль, такие видения и бываю. Или разгоняет на депрессуху, или все в кайф и радость.

Вечерело, я смотрел на часы и пытался отловить момент начала. 10-20 минут. Николай, ты как? Пока никак. Лежим дальше. 30 минут — ничего. Странно, может, черти не то подсунули? Николай, у тебя чего? Ничего, только деньги на ветер. 45 минут — началось у меня. :)

Окончательно стемнело, и взошли звезды. Пространство и время вдруг начали искажаться. На часы не было необходимости смотреть. Нужно расслабиться. Сознание четкое и ясное, опьянение совсем не такое как от алкоголя. В южном полушарии совершенно другие созвездия. Звезды начали передвигаться, оставляя за собой шлейф. Небо превратилось в большой кусок желе и мягко вибрировало. Жуть. :) Через три часа отпустило, по внутренним ощущениям прошло 15 минут. Сильно хотелось воды. По окончании развело на ха-ха. Смешно было от всего, чего угодно. Подтянулись Рони с Тиенгом, одной гитары уже не хватало на двоих. :) :)


В общем, гадость порядочная. Не рекомендую, больше употреблять не буду.
На следующий день, на удивление, с желудком было все в порядке. Выдвинулись на остров Гили Траванган для того, чтобы ощутить разницу в настроениях и испытываемых эмоциях.

Шаттл-бот стоит 23 000 рупий. Плыть около часа. Селимся в бунгало Creative за 200 000 рупий. Отель для дайверов Блю Марлин подорожал до 45$ за ночь, имейте в виду. Там есть бассейн, но в нем обычно тренируются новички, а также моют загубники и маски.

Траванган более цивильный остров, заточенный под туристов, цены соответственно выше. И вечерами в кафе играет музыка. Есть жизнь. Но особых тусняков и движухи не заметили, может не сезон?


Прощай Траванган… Ну здравствуй, Бали!

Наш вылет обратно был запланирован из Денпасара. Поэтому решено остановиться близ аэропорта в Куте (Бали).

Как добраться?

Вот несколько основных путей: самолет Матарам-Денпасар — цена вопроса 350-400 тыс. рупий, лететь 40 минут. Скоростной катер от компании Perama — стоимость 350 тыс., выходит из Сенггиги (Ломбок) до Паданг Бей (Бали) в пути 2 часа + 2 часа на минибасе до Куты. Паблик-паром, выходит из Лембара (Ломбок) до Паданг Бей (Бали), в пути — 4-5 часов + 2 часа на минибасе до Куты по цене 150 000 рупий.

На протяжении всей истории Бали местные жители считали район Куты совершенно бесполезным и безжизненным. Земля здесь неплодородная, сильные волны, мало рыбы. Повсюду обитают демоны, которые, по балийской космологии, связаны с морем, противоположностью священному вулкану Гунунг-Агунг. Ситуация поменялась, когда голландский купец Мадс Ланге начал торговлю в Куте.

Сейчас западный берег юга Бали включает некогда разрозненные деревушки: Тубан, Кута, Легиан, Семиньяк, Петитенгет — в единый комплекс. Основных улиц две: Набережная и улица Легиан, протяженностью 6 км.
Вечерело. Минибас из Паданг Бей высадил нас в центре Куты, около мемориала жертвам террористического акта в 2002 г. Тогда погибло 202 человека.


Куда идти, куда податься? Есть у меня базовый отель в списке — Sri Ratu, по адресу улица Three Brothers, и все. Про такую улицу никто ничего не знает, такси брать бесполезно — будут возить кругами и привезут обратно. Двинули наудачу на север, в сторону Легиана по улице Legian. Ближе к искомому месту местное население стало махать руками еще дальше на север — общий вектор найден, значит нам туда. :) Язык до Киева доведет! Чисто случайно видим табличку с указанием нескольких отелей, среди которых значится Sri Ratu. Ура! Для ориентира — 300 метров на север от улицы Padma, и налево будет улица three brothers. Но тут во всем районе гаснет свет. Новолуние, тьма непроглядная. Где-то лают собаки. :) Далее, освещая шахтерским фонариком и телефонами себе путь, идем еще добрую сотню метров с поворотами. Видим рецепшен отеля и горящую свечу! Оно! После небольшого торга селимся за 210 000 рупий. :)

Утром, оглядевшись, разобрались — нормальный отель, только фиг найдешь. Расположен между Кутой и Легианом.


В районе Куты обязательны к посещению храм Улувату, Тахан Лот, просмотр танца кечак и местечко под названием Джимбаран, где можно поесть сифуда.

Храм Улувату находится на юг от Куты примерно в 16 км. Есть острое желание взять мопеды на прокат, но интенсивное движение и возвращение домой в темное время суток не добавляют оптимизма. Решено взять 2 мопеда, но с местными водителями за 55 000 каждый. Старт в 16:00. Заправляем топливные баки бензином в бутылках из-под водки Абсолют.


Танец Кечак. Вход стоит 50 000 рупий.


Краткое содержание танца: в лесу Дандака Сита видит танцующего золотого оленя и она просит своего мужа Раму поймать его. Но Рама беспокоится о том, что небезопасно оставлять Ситу в диком лесу одну и просит своего брата Лаксману побыть с ней. Вскоре брат уходит на помощь Раме, и Сита остается одна. Тут сразу появляется Рахуана (демон с 10 головами) и пытается схватить Ситу, но Гаруда спасает ее. Большая белая обезьяна Ханоман, наделенная магической силой, хочет передать кольцо Сите, но ее вылавливают великаны. Сита хочет покончить с собой. Птица Триджята переносит Ханоману к Сите, отдает ей кольцо. Потом приходит Рама и воссоединяется с Ситой. Мораль — не отправляйте своих мужей за золотыми оленями! :)

На обратном пути заезжаем в ресторанчик морской кухни в Джимбаране. Выбор блюд достаточно скудный по сравнению с Таем или Вьетнамом, но видимо в Индийском океане больше ничего и не ловится.

Лобстер вытягивает на 250 000 , а маслс на 70 000. Хотел отведать своих любимых — шелл, но видимо не судьба, в другой раз.


Любителям просто поплавать в море сюда не надо! Здесь сильные волны и течения — рай для серферов! :) Также серфингистам можно рекомендовать пляжи Букит-Бадунг на острове Нуса-Лемборган. Для новичков существует множество школ, а снаряжение можно взять напрокат в магазинчиках, которых очень много в окрестностях Куты. Самостоятельно овладеть искусством серфинга нереально — деньги на ветер, тем более за 1-2 дня. Оптимально — школа на 7-10 дней.

Спа и массаж. Концентрация спа на Бали самая высокая во всей Юго-Восточной Азии. Они есть на крупных, роскошных курортах, например в Нуса-Дуа, Семиньяке и Убуде. Также уровнем попроще, практически на каждых 10 метрах улицы Legian вам будут ненавязчиво предлагать балинезийский массаж. Лично мне понравилось как делает массаж девушка по имени Ketut из Putru Bali, около нашего отеля. :) Цена — 75 000 рупий за час.

Гольф. На острове есть несколько полей для гольфа. Они раскинулись между пологими зелеными холмами. Особый интерес представляет единственное в мире поле, расположенное в кратере вулкана (в Бедугуле), а также поле, разбитое Грегом Норманном, в Табанане.

Шопинг. В Куте есть 2 основных супермаркета: Bintang market (ближе к Семеньяку на Jalan Raya) и Matahari Store (на Kuta Square). Там в основном представлены магазины известных международных брендов, но и есть местные товары: ткани, батик, изделия народных промыслов, живопись, поделки из дерева, мебель, куклы, керамика, всякие сувениры.

Быстро пролетело время. Вроде целый месяц — а как один день! Очень не хотелось уезжать. Атмосфера в Индонезии самая располагающая к отдыху. Неспешность, отсутствие суеты постепенно засасывает и очень тяжело возвращаться обратно. Происходит ломка сознания. Новые эмоции и впечатления, огромный заряд энергии — вот то, за чем туда стоит ехать!

Из Sri Ratu на мопеде с водителем за 30 000 рупий в уже знакомый аэропорт Ngurah Rai. Аэропортный сбор доместик — 30 000 . Регистрация на «любимую» AirAsia. На табло написан 17 гейт, в посадочном талоне — 16, а запускают через 15-й. Черти! :)

В Джакарте стыковка между рейсами с Катарскими авиалиниями — почти целый день. Думаем поехать в порт Сунда Келапа, поглядеть на старинные суда. Экскурсионных автобусов из аэропорта нет, только такси — 200 000 туда и обратно, там ждут 1 час. Потом пошел тропический дождь. Залег спать на мягком диване в конторе по розыску багажа, он находится в конце зала терминала F. Добрые индонезийцы напоили кофе и не тревожили сон до конца рабочего дня — 17:00. :)

Покушать лучше всего в аэропорту Джакарты — самое начало терминала D1, вход c улицы в японский ресторанчик. Вполне едабельная пища, всякие макдональдсы отдыхают. Едят палочками, недорого. Комплекс из трех блюд + рис + всякие соусы стоит 25 000 рупий.

Аэропортный сбор интернешнл из Джакарты — 150 000 рупий. Не забывайте!
В Сингапуре, на проверке багажа (см. начало повествования), кулема в платочке пытается из ручной клади отобрать мой ключ от двери подъезда. Хотя по пути сюда к нему не прикопались. Он такой плоский металлический и с зубчиками. Я обиделся, позвали начальника охраны. То да се, говорю, опасности не представляет, а домой попадать как-то надо. Я, конечно, всеми руками за безопасность полетов, но до маразма доводить тоже не надо, ага? Воду сам отдал. :) Ключ вернули, а за воду пришлось расписаться в специальном журнале — типа добровольное пожертвование, тоже черти! :)


Стыковка 8 часов. Лучше всего сидеть на трех креслах в самом дальнем правом углу транзитного зала — не слышно громких объявлений по радио на местном языке, — кушать сушеные манго и думать о Родине. :)

Уже в Москве, разбрызгивая снежную кашу шлепками на босу ногу, думая о доме, я постепенно понимаю, что здесь уже зима, около нуля градусов, пора возвращать свою реальность! Что в S7 не подают рукава, и что пока самолет не заправят, мы не улетим. Стыковка — 7 часов, полет 2 часа, накормили. 26.11.09. Кольцово! 2 градуса! 6 часов утра! Ура! Целую землю. Маршрутка. 100 рублей. Я дома! Вырубился на двое суток.

The end

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления