Сейчас-1°C

ощущается как -4

сев.

Неделя в Пекине

Прошёл год с тех пор, как мы ездили в отпуск, и, почувствовав голод по свежим впечатлениям и новым местам, я решила зайти в турагентство, узнать на предмет горящих туров. Был выбран экзотический для нас Китай. Поскольку страна необычная, да и мало кто там говорит на английском, решили взять Экскурсионный тур по Пекину. Сразу скажу, что потом пожалели о своём решении, так как вполне можно было путешествовать самим, преодолевая языковые преграды с помощью записочек с иероглифами, которые писали нам для таксистов англоговорящие портье в отелях. Да и карта всегда под рукой — ткнёшь пальцем таксисту, он тебя и привезёт в нужное место.

Удивлялись много. Первый «шок» был по прилёту в аэропорт Пекина: встретившие нас китайские гиды долго выстраивали толпу туристов в длинные шеренги, выкрикивая на ломаном русском наши фамилии и имена. Здесь было несколько групп: у кого Пекин+Хайнань, у кого просто Пекин, у кого ещё что-то, по срокам отличающееся от остальных... И у всех одна групповая виза. :-))) И всех нужно построить и провести через таможню. Проковырявшись около часа, мы наконец-то поехали в город (аэропорт с городом соединяет электричка). Дело было в конце апреля, и Пекин встретил нас холодным ветром, но день был солнечный, хотя хотелось закутаться.

День первый

Наш гид очень хорошо говорил по-русски. Представился он Олегом. Китайские экскурсоводы всегда берут имена тех народов, с которыми работают. Потому что настоящее его имя, как он сказал, было трудно перевариваемо для русского мышления. И правда, я его не запомнила... В первую очередь нас повезли на завтрак. Из окон автобуса смотрели на город — большой стеклянный муравейник, футуристическая архитектура (дома как наш отель Хаятт), много замысловатых архитектурных изысков, там, где нет стеклянных высоток, традиционный красный и синий цвета, красные фонари и шары, расписные крыши, среди стеклянных зеркальных домов низенькие серые хутонги бедных кварталов, буддийские храмы.

Олег удивил нас своей продуманностью и практичностью - у китайцев эти черты характера особенно выражены. Он в деталях описал, как вести себя в ресторане, коронная фраза, сопровождающая каждый обед: «Сначала места, потом туалет». Подразумевается, что сначала мы должны занять места, а уж потом идти в туалет. Уселись мы за круглый вертящийся стол со множеством разных блюд: особо приготовленное сладкое мясо маленькими кусочками, рыба, ещё мясо с острыми приправами, разнообразие вареной или пареной травы, среди которой я смогла опознать только листья салата (китайцы любят готовить всё на пару), суп из чего-то непонятного и специфического и обязательно рис в центре стола и чай, по желанию можно запросить ещё колу. Всё это стояло на вертящемся круге, который надо крутить как барабан в поле чудес, чтобы положить себе еду. Завтрак был сытный и вкусный, хотя и специфический.

Прогуливаясь среди дворцов, мы увидели горы Сяньшань, и мне пришла в голову шальная мысль, которую мы осуществили в последний день.

Ещё в этот день нас ожидала дегустация чая. Чаев напробовались разных, даже взбодрились после бессонной ночи в самолёте. Чай пьют из очень маленьких стаканчиков, его особо заваривают, потом подают, перевернув стаканчик на блюдце вверх дном, таким образом, что чай не выливается. Нужно его обратно перевернуть, насладится ароматом и выпить.

Некоторые наши туристы, эдакие разбитные парни из девяностых годов, негласно прозванные нами «клоуны» за высказывания не к месту, не выдержали процедуры чайной церемонии и ушли в автобус со словами «когда ещё она разродится» — это относилось к ожиданию чая и к девушке, которая нас обслуживала. В такие моменты становилось стыдно за сограждан (ещё один минус путешествия группой).

Ужинать пошли в соседний от отеля ресторанчик. Взяли суп из чего-то достаточно вкусного, но специфического, салат, правда он оказался острый, и вкусные блины с начинкой. Официанты накрывали спинку стула зелёным чехлом так, чтобы сумка, которая стояла сзади на сиденье или висела на стуле, оказалась закрытой этим чехлом. Наелись до отвала, а заплатили по 100 руб. в пересчёте на русские деньги. Вообще еда там дешёвая и не вредная, скорее наоборот, если исключить обилие острых приправ. Причём то, что для них не острое, для наc — невозможно есть. У меня под конец путешествия начали слезиться глаза, если попадалась острая пища, причём очень странным образом — слёзы текли и не останавливались несколько минут.

День второй

Завтрак в отеле представлял собой европейский шведский стол и мало чем отличался от шведского стола в Испании, разве что отдельной китайской кухней. (Мюсли, колбасы, сыры, яйца по-разному приготовленные, хлеб обычный, к которому мы привыкли, хлеб специфический — возможно, из рисовой муки, в виде треугольных трюфелей, серого в крапинку цвета, — очень вкусный банановый хлеб, рис, овощи, приготовленные и сырые, фрукты: груши, ананасы, абрикосы консервированные, личи, бананы, какие-то экзотические недозревшие фрукты, соки, чаи, кофе, кольца кальмаров, мясо, пельмени, острая лапша и ещё что-то китайское.) На завтрак мы опять съедали в три раза больше, чем дома. Подкрепившись всем этим, выезжали на экскурсии.

Перед экскурсией в историческое место нас обычно завозили в коммерческие заведения типа жемчужной и шёлковой фабрик, нефритового и фарфорового музеев, а также в торговые центры, где мы должны были оставить часть финансов. Правда, на это отводился ограниченный отрезок времени, и порой приходилось выскакивать из гардеробной с недомеренной одеждой и мчаться к автобусу. :)

Закончив с покупками на жемчужной фабрике и в нефритовом музее, мы поехали на Великую китайскую стену. И дорога, и горы - всё напоминало Монсеррат в Испании. И само место достаточно коммерциализировано и наводнено туристами, много путешествующих из разных районов Китая. Две девочки-китаянки изъявили желание сфотографироваться с нами. На весь участок Стены нужно затратить 6,5 часов, но нам дали 1,5 — бегом по лесенкам вверх, бегом вниз, параллельно наслаждаясь видами гор и фотографируя. Потом остаток путешествия болели икры.

Вечером перед цирком оставалось время, и мы с подругами зашли в небольшой уютный парк, где местный житель занимался цигуном. Съели там хлебобулочные изделия, оставшиеся с завтрака, и пошли смотреть представление китайских акробатов. Хороший цирк, хорошие акробаты — Китай этим славится. Жаль не попали на китайскую оперу, говорят, впечатляющее зрелище. Из цирка первый раз добирались до отеля самостоятельно — оказалось ничего сложного: дал таксисту визитку, где написано название отеля, он тебя везёт спокойненько до места. Такси — очень удобный и дешёвый вид передвижения. Расплачиваться нужно по счётчику, только никогда не узнаешь, наматывает таксист лишние круги по городу или нет. :-) Но всё равно у нас всегда выходило дёшево — не больше 20 юаней=100 рублей на троих, причём на приличные расстояния. А другие наши сотоварищи жаловались, что их надували.

Около цирка мы первый раз почувствовали отсутствие правил дорожного движения в Пекине, когда никак не могли перейти дорогу: ни на какой свет светофора. Никто не собирается пропускать пешеходов даже на зелёный свет, и даже если они двигаются прямо на автомобиль. Водитель всё равно едет и хоть бы хны — приходится отскакивать и ждать, когда наберётся приличная толпа и уж потом идти. Все едут в куче: и машины, и велорикши, и велосипедисты, и мотоциклисты. Ещё вопиющий случай был, когда наш таксист выехал на встречку и дружелюбно так помахал водителю встречного автобуса, который ехал на нас.

День третий

Утром нас повезли на экскурсию в Летний дворец императрицы Цыси, который расположен недалеко от Пекина. Действительно живописное место: и озеро есть, и пагоды, и буддийские храмы, и горы видны за озером, только вот туристов слишком много, причём большинство составляют сами китайцы. Здесь мы впервые увидели, как люди занимаются каллиграфией — вырисовывают на асфальте иероглифы, макая кисть в ведро с обыкновенной водой. Всё это конечно тут же высыхает.

А теперь немного об особенностях торговли в Пекине. После Летнего дворца нас завезли в местный торговый центр. С виду здание как здание, торговый центр, не иначе: четыре этажа, а внутри — муравейник. Очень не хотелось туда внутрь. Поэтому мы решили одним глазом глянуть на сувениры, а потом пойти гулять. До этого в автобусе гид объяснил, как вести себя с назойливыми работниками торговли. Только посмотришь на приглянувшуюся вещь, на тебя сразу налетают, хватают за руки, просят купить. А ты им: «Бо ё», — мол, извините, ребята, не надо нам это. И быстро вырываешься и уходишь. Ну а если действительно захотелось купить что-то, то нужно торговаться, так как наценку для туристов делают большую — почти в 10 раз больше, чем для китайцев. Так, Марина купила пиджак за 1000 рублей = 200 юаней, хотя предлагали его за 1300 юаней=6500 рублей. Цены пишут на калькуляторе, поскольку разговаривать ни на каком языке, кроме китайского, в основном не умеют. Нужно назвать им цену, выше которой можете в принципе немного подняться, они начинают постепенно снижать свою цену. Ни в коем случае нельзя соглашаться, надо просто уходить. Тогда они несутся за вами, если уже ушли далеко, либо просто хватают за руки и продают с удовольствием по вашей цене. Такой вот своеобразный вид спорта.

Поскольку долго оставаться внутри не было желания, мы пошли гулять. Гид рассказал, что недалеко — в районе здания телевидения — есть чудесное место. Туда мы и направились, но ничего чудесного не обнаружили, наверное, потому что ждали необычного парка в китайском стиле. Это оказалась всего-навсего огромная площадь, а с двух сторон ряд дорогих европейских бутиков и красивых клумб, а над этой площадью — огромная крыша, вроде ночью должна светиться... Здесь мы наблюдали такую сценку: вдруг единомоментно начали собираться люди и становиться в круг, одна девушка вышла в центр и что-то начала объяснять, но вдруг их разогнала полиция, и все исчезли...

День четвертый

Буддийский храм представляет из себя несколько пагод, соединенных двориками. Каждая пагода предназначена для определённых целей. В одной в последней из них установлена статуя Будды, 26 метров в высоту из сандалового дерева (фотографировать её нельзя). Во дворе обязательно растёт несколько деревьев. Причём все они огорожены и подпоясаны красной ленточкой. На улице такое тоже встречается. Так китайцы ухаживают за деревьями. В храме я ощутила какое-то особое чувство, близкое к равновесию, спокойствию и душевной гармонии, несмотря на то, что вокруг было много людей, как местных жителей, так и туристов.

В программу входило посещение Центра китайской традиционной медицины. С виду обыкновенное здание, внутри — необычная аптека, множество ящичков с китайскими названиями, витрины с лекарствами, как нам сказали, из трав. В здании находится также консультационный центр, а возможно и больница, я не очень разобралась. Но люди в белых халатах там ходили. Нас провели в зал с партами, был здесь и плакат с надписями на русском языке, на плакате отображены взаимосвязи органов, частей тела и стихий, в виде таблицы на русском языке. Врач и его переводчица начали консультировать туристов, то есть нас. Пощупали пульс, посмотрели язык и прописали чудо-таблетки на основе натуральных трав, каждой свои: кому для глаз, кому от желудка, кому для укрепления иммунитета.

Прогулка по торговой улице Люличан закончилась покупками сувениров, причём неплохих и достаточно дешёвых: картины, веера, что-то для рисования, рисованные открытки (обыкновенных открыток, кстати, в Пекине мы не обнаружили). На Ябалоу, говорят, можно всё это купить ещё дешевле, но на собственном опыте проверить не удалось.

После обеда поехали на «рынок электроники». Не все занялись покупкой электроники, многие просто пошли в парк Храма Неба погулять отведённые полтора часа. Мы с Дашей тоже пошли туда. Парк особо впечатлений не вызвал. Есть уютные, красивые места, цветники, укромные уголки, чарующий запах сирени, танцующие и играющие в карты пенсионеры, различные объекты, которые нужно посетить, как, например, Дом Эхо или чей-то дворец, но для которых, конечно, не хватило отведённого времени. Мы и так заблудились. Долго искали выход, не запомнили, с какого входа зашли, а их там 4. Пришлось заняться пробежко — опаздывали на наш автобус и, соответственно, на «утку по-пекински», которая была запланирована на ужин. Но добежали, успели, выдохнули.

В автобусе Марина поведала нам такую историю. (Здесь надо добавить, что, по словам нашего экскурсовода, тех, кто идёт за электроникой, в торговом центре встретит человек, который разбирается в технике: какая техника год работает, а какая — три года :-), и поможет выбрать. Олег почему-то подчеркнул, что он его однофамилец Лю. Человек их встретил и провёл в комнату, где был раздвижной шкаф, стал двигать этот шкаф. За шкафом оказалась каморка с сумками, а на прилавке лежало 7 явно ворованных сотовых телефонов. Наши туристы ожидали реальной техники, компьютерных дивайсов, а тут такое. От возмущения пришлось выскочить из комнаты и хлопнуть дверью... или шкафом... не знаю. Но с тех пор доверие к Олегу было подорвано. Хорошо, что остальные дни, наконец-то, гуляли сами. И с уткой получилось как-то не айс. Обещали крутой ресторан, а привели в забегаловку и говорили, что да, это крутой ресторан. А в самолёте утка оказалась вкуснее. Ничего, на самом деле, особенного, хотя я не гурман, сложно судить — мясо и мясо.

День пятый

Сами себе предоставлены! Это было 1 мая — китайцы тоже его отмечают. И все гуляют на улицах, а их много — китайцев... Нас предупреждали, что в этот день лучше далеко не уезжать, будет сложно, и мы решили направиться сначала в обсерваторию (благо она была рядом с отелем), потом в зоопарк (хотя как уж я не хотела в зоопарк). Ну не предвещал он мне ничего хорошего. А Марина устала от автобуса и от людей и хотела весь день там провести, надеясь на нечто похожее на барселонский зоопарк. Нашли компромисс: поехали смотреть на зверушек, потом я хотела уехать в парк Бэхай, возможно с Дашей, так как она ещё не решила с кем из нас остаться. До зверушек решили добираться на метро. И вот тут началось... Я первый раз была в толпе. В настоящей толпе, такой, что ни назад, ни в сторону не двинуться, только с толпой — вперёд и очень медленно, и очень душно, и в замкнутом пространстве. А вокруг китайский народ, в частности детей повезли на прогулку. Один переход со станции на станцию в 200 м в метро проходили, наверное, полчаса. Для местных это тоже был нонсенс, они фотографировали поверх голов толпу. Дальше не поехали, вырвались на улицу, а там дикая жара, духота, такси не поймать, много желающих, но всё-таки поймали, поехали до зоопарка. А там зверей не видать — одни люди около клеток скопились и так просто ходят — толпами. Мы сели в тень, съели яблоко с завтрака, мороженое и поплелись искать панду. Надежды моей подруги разрушились, она готова была уйти, невзирая на купленный билет. Но всё-таки панду нашли, пробились через толпу, даже посмотреть на неё удалось. После этого я уже потащила девочек к выходу — скорее, скорее из этого места.

Долго искали такси, долго ловили, но вот, наконец, мы в старом городе, в бедном квартале, где хутонги. Здесь чувствуется дух истинного, настоящего Пекина. Бельё висит на деревьях и за забором вдоль улицы, домишки серенькие, своеобразные, с двориками внутри, с красными шарами, но без расписных красно-синих ворот и крыш, а рядом стоят хорошие машины и много велосипедов. Погуляли там, очухались, народу в этих местах было немного. Хутонги выходили к озеру, перед нами открылся достаточно живописный вид. Здесь мы отдохнули по-настоящему — и от жары и от людей. Зашли в маленькую симпатичную чайную с видом на озеро и пили чай целых 2,5 часа из малюсеньких стаканов. Разговаривали, а время летело, мы всё пили и пили чай… нет, оно текло спокойно, но мы его не замечали, мы погрузились в какое-то хорошее, светлое состояние и нам было спокойно и хорошо, и никуда не хотелось идти. А рядом проплывали лодки, катамараны, проезжали велосипедисты, рикши, проходили люди. Вот это и есть настоящая чайная церемония. Сюда мне захотелось вернуться ещё.

Так получилось, что мы не обедали - на обед была чайная церемония, и мы почувствовали, что изрядно проголодались. Вернуться домой решили через торговую улицу Ванфуцзин. Прошли вдоль одного из озёр старого города. Очень симпатичный квартал — здесь отдыхают местные жители. Вышел из своего хутонга — и такая красота вокруг. Несмотря на то, что район бедный, отдыхают здесь не бедные люди. И ресторанчики довольно фешенебельные. Улицу искали долго. Никто из местных не понимал нашего русского китайского, приходилось, как всегда тыкать пальцем в карту. В первом увиденном ларёчке с выпечкой купили то, что на вид показалось наиболее привлекательным, но оказалось не вкусно. Более того, Марина положила глаз на баночки с чем-то похожим на варенье. Добрая продавщица настаивала попробовать, дала ложечку. Оказалось — гадость. Но попробованное «варенье» нужно было купить, обратно его не брали — это не так, как на европейских рынках — пробуй, не хочу.

На улице Ванфуцзин ничего особенного не было, только ресторанчики и сувенирные лавочки. Но там мы не поели — то народу много, то место не нравилось, то дорого. Вышли мы не к нашему отелю, как планировалось, а непонятно куда. Зато нашли улицу с небольшими «едальнями». Рядом с каждой стояли зазывалы, получался такой хор: «Сюда, сюда, заходите, поешьте! Не проходите мимо!». Конкуренция в Пекине огромна! Мы зашли в наиболее приличную забегаловку. В основном посетители — студенты. Многие сидели за длинными столами и ели что-то из кастрюль, которые подогревались тут же на пару. Решив, что кастрюльку закажем в следующий раз, мы взяли ананас, фаршированный рисом и морепродуктами. Обалденный был ананас. И цены очень привлекательные. А кастрюльку так и не попробовали. (Если хочешь сделать что-то — сделай сразу.) После еды пришлось взять такси и ехать домой, сами бы уже не нашли. Ехали достаточно долго, возможно петляли, сказать не могу.

День шестой

Сяньшань. Про эти холмы я прочитала ещё дома. И решила обязательно туда съездить. Их же мы видели из запретного города. Олег сказал, что самим до них добраться достаточно сложно, будут трудности с машинами и т. п. Но всё оказалось гораздо проще. Нужно было всего лишь обратиться к портье, и он заказал нам машину за 700 юаней на троих — то есть по 1000 с человека русскими деньгами на целый день. Водитель назвался Джеки, оказался очень шустрым, весёлым малым лет около 40, с забавным ёжиком чёрных волос на голове. Он часто шутил, смеялся, разговаривал кое-как на английском (как выяснилось, у него дочь занимается английским и он поднабрался). До холмов ехали около двух часов, на въезде в парк попали в пробку. Джеки купил нам билет на подъёмник естественно за наш счёт, облегчив процесс общения и стояние в очереди. Проводил до старта и ушёл в машину ждать. Мы уже испугались, что он будет с нами гулять.

Виды с подъёмника открывались потрясающие. Вверх ехали около 20 минут. Рядом вниз проплывали местные отдыхающие, останавливали на нас взгляды, улыбались, говорили «Hello».

В этот день опять была жуткая жара. Подъёмник доставил нас на вершину холмов. Поскольку был выходной, местный народ приехал сюда погулять. Постепенно мы начали спускаться вниз. Спускались не спеша, осматривали сверху открывающиеся виды. Везде было множество сувенирных лавочек, в которых продавали также и магниты (а это редкость, мы видели их только на Китайской стене).

Здесь мы открыли для себя кокос — не тот кокос, который можно увидеть на прилавках наших магазинов, а особенный — китайский: круглый, белый, внутри с прозрачной жидкостью, похожей по вкусу на сыворотку, которая хорошо утоляет жажду. На холмах можно увидеть множество домиков, похожих на пагоды. Но это не пагоды. На табличках на английском языке написано, что эти постройки относятся к XI или XII веку, но для чего они были построены не указано. А сейчас это частные владения. На вершине мы нашли более-менее безлюдное место и устроили фотосессию.

Потом укрылись под деревом в тени и перекусили булочками, яблоками и водой. Опять обошлись без обеда. Как-то не до того было. Постепенно мы спустились к небольшому искусственному озеру и красивому парку, но пагоду, которую искали, так и не нашли. В храм лазурных облаков тоже не попали — он работал до 17:00. В целом хорошо провели время вдали от городской суеты. Обратно Джеки хотел завести нас на дегустацию чая, но мы отказались.

Марина спросила его что-то по-китайски, хотя до этого мы разговаривали на английском, он автоматически ответил на английском, но потом задумался и перестал громко разговаривать по-китайски по телефону. А когда мы уже приехали и расплатились, Джеки не открыл нам дверь автомобиля, хотя до этого всегда открывал. Прогуливаясь по улочкам вблизи отеля, мы наблюдали своеобразную дискотеку: люди выстроились в ряды и выполняли одни и те же движения под музыку.

Вечером я купила манго. Очень сладкий фрукт, ни на что не похож — очень вкусно.

День седьмой

В последний день, вернее, полдня, мы с Мариной поехали в Даосский храм на такси, попросив предварительно портье, чтобы он написал записку иероглифами для таксистов. Интересное оказалось место. Приехали мы в 10:00. Никого. Красота. Только информации не хватило, рассказать некому было обо всех объектах, которые мы там увидели.

По периметру постройки монастыря окружает галерея, в ней, как в музее восковых фигур, находятся даосские божества. Территория монастыря разделена на 4 части. По центру проходит дорожка, которая ведёт к Алтарю. Дорожка огорожена стенками с красными прямоугольниками (наверное, это какой-то символ). Такие прямоугольники продаются и в качестве сувениров. В передних двух квадратах стоят каменные колонны и каменные черепахи. Черепаха - символ долголетия. Для чего колонны, мы не поняли. Ещё по периметру есть несколько комнат-музеев с экспонатами даосской культуры. В одной из них сотрудник признал во мне россиянку (всё-таки нас везде отличают). По центру между колоннами и черепахами — сцена с нарисованными китайскими человечками, играющими в бубны. Есть подпоясанные деревья с подпорками и скамеечки для отдыха. Достаточно интересное и необычное место.

После того, как всё посмотрели, времени оставалось ещё часа 3 до отъезда в аэропорт. Поэтому мы решили съездить на шёлковую фабрику и всё-таки купить одеяло, которое не купили сразу. Но, к сожалению, не знали, где она находится. А спонтанные решения в Китае осуществлять не получается. Но мы попытались. В храме попросили англоговорящего сотрудника написать на иероглифах "silk factory", он почему-то долго отказывался, но всё-таки написал. Таксисты на эту надпись реагировали очень своеобразно, но одинаково: мотали головой и смеялись. Так мы и не попали в желаемое место. Пришлось ехать домой и гулять рядом с отелем, ожидая автобус, который доставит нас в аэропорт. Прогуливаясь зашли в ТЦ с привычными бутиками. Обнаружили, что там дешёвая и качественная обувь и одежда, пожалели, что не нашли его раньше, так как времени выбирать уже не оставалось. Автобус опоздал на час. В аэропорту — долгая очередь и построения, связанные с групповой визой.

В целом всё было позитивно, необычно и интересно, но второй раз в Пекин приезжать не хочется, разве что посетить парк Бэйхай. А ещё китайцы все разные — есть стройные и очень красивые, с модными стрижками, стильные. Таких у нас не встретишь.