Уже прошла половина года, на дворе стояло на удивление теплое лето. Десятый выдался на удивление насыщенным, жизнь кипела, но не хватало простого отдыха, чтобы взять и уехать, сделать перезагрузку. И в один из прекрасных июльских вечеров, гуляя по набережной плотинки, глядя как из поливальных машин поят клумбы, я услышал: «Ты хочешь поехать со мной в Петербург, дней на десять?» Точно! Вот что напоминают мне эти чугунные перила и волны, накатывающие на полированные камни — подумал я, и, довольно серьезно прикинув, через две минуты был безоговорочно на все согласен.
Бюджет поездки и ни пытался кусаться. Авиабилеты были забронированы за месяц через интернет и по цене получились дешевле плацкарта — черт с ней с романтикой, здоровье, а главное — время дороже. Жилье досталось почти даром через дальних знакомых, которые как раз куда-то уезжали. В общем, по всем признакам духи путешествий не были против этой поездки.
Первое приключение случилось на подлете: самолет, домчав нас до цели, попытался сесть в огромную грозовую тучу, но туча несколькими серьезными встрясками дала понять, что ей не нравится, когда в нее так бесцеремонно вторгаются. Пилот не стал спорить с грозной хозяйкой и тактично облетел ее с боку, аккуратно сев в образовавшийся на миг просвет. Грозовые облака бесподобны, особенно когда они не в духе. Не пожалейте денег, слетайте куда-нибудь в грозу.
Город встретил нас выспавшимся, умытым, подстриженным и оттого посвежевшим. Даже квартира возле метро Озерки оказалась не старой коробочкой, а современной шкатулкой в высотке с настоящим живым озером у подъезда!
Муза нашего путешествия в северной столице была впервые, поэтому часть дней была потеряна на скучные раскрученные музеи, о которых все слышали в школе и в которых, хоть умри, но побывать надо.
А Город, тем временем, смеясь над суетой, скупо и осторожно, чтобы излишне не тревожить, дарил нашей дружной парочке приятные мелочи, которые остаются потом на память. Мы случайно побывали в Музее военно-морского флота, в здании Биржи на Васильевском. Музей старый и пронзительно настоящий. В первом зале собраны модели кораблей времен Петра I. Одна из моделей сделана его руками. С высоких потолков свисают потрепанные флаги, под стеклом покоятся вещи, оружие тех времен.
Все старое, в пыли и живое. Проходя из зала в зал, продвигаешься по истории страны и ее флота. Музей, показывая экспонаты, рассказывает тебе о бесчисленных минувших войнах и сражения, ты смотришь на людей на старинных фотографиях, представляешь какого им было тогда, а матрос с фотографии смотрит на тебя через замутневшее окно времени, как будто выглядывает: не зря ли он тогда жил, дорожат ли его наследием потомки. На выходе почти нет равнодушных или уставших людей, у всех откликнулось внутри, все задумались о своем. После музея успеваем добраться до Ледокола «Красин», что стоит неподалеку, покачивая широкими черными боками у набережной. Ее я вспоминал месяц назад — это набережная лейтенанта Шмидта, у Горного института, побывать возле которого мне наказал мой старый друг, вместе с которым мы закончили УГГУ. У старого корабля славная история, познакомиться с ней можно на экскурсии или в сети.
Еще одним сильным впечатлением была поездка в город-крепость Кронштадт. Северный остров Крон не стал с нами церемониться и, как своих, вместо «здрасьте», промочил ледяным дождем и до вечера испытывал нас сильным морским ветром.
Но пока мы шли к набережной по пустынным чистым улочкам, ветер разогнал тучи и все-таки показать нам город, в котором он живет.
На набережной, несмотря на стук зубов, мы не смогли отказаться от водной экскурсии с осмотром фортов. Наше неказистое с виду судно, оказалось гордым спасательным катером, который может, никого не спрашивая, в любую погоду выходить в залив (например, может выйти зимой поколоть лед или, как сейчас, в шторм, во всей красе показать грозные водные крепости).
На экскурсии я узнал вот что. Тогда это была территория Швеции. Пока хозяева пережидали зиму 1703-1704 года, под предводительством Петра I здесь была возведена крепость, неприятно удивившая Шведов при их возвращении. В дальнейшем крепость была усилена, появился город, морской завод и форты, разработанные русскими учеными. За всю историю город ни разу не пропустил через себя врага, а попыток было много.
Уже на пароме, после услышанного на экскурсии, я осознал, что у меня сильно изменилось отношение к отечественной истории. Место поделилось со мной своей силой и твердостью. Попросило вспомнить кажущуюся почему-то далекой сложную и неоднозначную историю страны. Дало понять, что это и моя история тоже и она далеко не так уж плоха.
Я пообещал вспомнить, и сейчас с большим интересом читаю, а ноги при этом ощущают морскую качку и день, когда мне захотелось узнать о стране, в которой я живу.
Самое необычное в этом городе — это люди. Вы пробовали у нас в Екатеринбурге разговаривать со случайными прохожими? Чаще всего человек, не сбавляя ход, прокричит в ответ и побежит дальше, не помня куда. В Москве прохожий с явным нежеланием не спеша даст вам понять, что вообще не надо было приезжать. А в Питере ни один местный вам не откажет. На любой, даже самый никчемный вопрос типа: а как пройти туда-то, обязательно дадут подробный план, историческую справку по этому месту и пожелают удачи.
Еще, очень здорово просто гулять в центре по глухим улочкам: обязательно попадется какое-нибудь микро-кафе с небольшим концертом в тесном кругу посетителей, порадует видом необычный, обшарпанный балкон, утопающий в цветах, или старый дом, который своим видом запросто на пару минут унесет тебя в свое время, погостить…
Но хватит, хорошего помаленьку. Мы уже устали. Обещаю городу вернуться. Но уже, возможно, на больший срок, что бы без суеты узнать его получше.