Сейчас-7°C

ощущается как -13

с-з.

Потерянный рай

Когда-то Господь подарил людям рай на Земле, но они не оценили столь щедрого дара и сами загубили его. Таково мое впечатление от Абхазии, которое, в отличие от мелких деталей, не стерлось за тот год, что прошел с момента моего путешествия в эту непризнанную миром страну. И пока не успели окончательно потускнеть все подробности этого знакомства, я расскажу вам об этой удивительной стране.

Что вокруг

Природа Абхазии — удивительна: лазурное море, чистый топленый воздух, живописные горы. Но куда бы вы ни направили взор, всюду найдете разруху и запустение.

Мы жили в небольшой деревушке, на полпути между российской границей и Гаграми. Хозяева дома, в котором мы остановились, рассказали нам, что развернутых военных действий в Абхазии не было. По улицам прошли танки — военные выгоняли грузин из обжитых домов. Именно поэтому многие постройки в селениях разрушены или заброшены. В некоторые грузинские дома переехали жить армяне. К слову, и сами хозяева наши тоже армяне, и весь поселок (такое ощущение) населяют одни лишь армяне. Первого абхазца мне удалось увидеть лишь в Новом Афоне — единственном, пожалуй, более-менее ухоженном городе Абхазии.

Гагры же, напротив, — город, навевающий тоску. По старым советским фильмам и рассказам родителей образ Гагр рисуется примерно так: светлый, просторный и цветущий город-курорт, в санатории которого приезжают отдохнуть и полечиться люди со всего Союза. Сегодня Гагры — это закрытые фешенебельные рестораны, облезлые скульптуры и некогда величественные здания неоклассицизма, запущенный дендрологический парк, украшенный ранними шедеврами Церетели. Которые, впрочем, запущены так же, как и сам парк.

Для туристов. Еда

Что интересует туристов? Где и как поесть, переночевать, отдохнуть. Начнем с еды. В Абхазии, которая сегодня в основном живет за счет туристов, открыто множество кафе. В большинстве из них вас накормят очень вкусно (попробуйте, например, шашлык из осетрины) и недорого. Однако стоит внимательней отнестись к национальным блюдам. Многие из них позаимствованы из грузинской кухни, просто слегка переименованы на абхазский лад. Так, «хинкали» стали «хинкалом» и именуются «абхазские пельмени», а «хачапури» стал «хачапуром». Блюда этой кухни отличает то, что, как правило, все они жирные и очень острые, а некоторые специфические приправы (например, ткемали — соус из молодых зеленых слив) могут прийтись не по нраву вашему желудку.

Обслуживание в разного рода кафе не отличается излишней клиентоориентированностью. Официанты нерасторопны и не очень услужливы. Зато в этом есть свой плюс — они не заискивают перед вами и искренне приветливы. Если же у вас не окажется мелких денег, а у них — сдачи, вам скажут: «Занесете потом».

Нам же очень понравилось обедать в домашнем кафе, на которое мы наткнулись совершенно случайно, гуляя по побережью. Во дворе большого дома было поставлено несколько столиков. За стойкой, напоминающей барную, стояла сама хозяйка дома и лично встречала всех посетителей, она же и готовила, и подавала блюда. Все это было очень уютно и приятно, притом такого в Екатеринбурге вы точно не найдете.

Говоря о гастрономии, отмечу еще, что в Абхазии очень популярен мандариновый сок, который так же очень вкусный и дешевый. Поскольку мандарины — еще одна значимая статья доходов страны, практически каждая семья занимается выращиванием этих сладких сочных цитрусовых.

Сон и отдых

Также практически каждая семья за небольшую плату готова предоставить вам спальное место. Поэтому даже если вы не позаботились заранее о гостинице, ночевать на улице вам не придется.

Отдых в Абхазии может удовлетворить самые разные потребности. Если вы предпочитаете тюленево-пляжную вариацию, то к вашим услугам чистое теплое море и жаркое южное солнце. Правда, пляж в Абхазии галечный, но зато отдыхающих не так много, как, например, на сочинском побережье, поэтому боками с чьим-то чужим желевидным телом вам тереться не придется. Для любителей активного отдыха предлагается множество возможностей — от покорения горных вершин до покорения водных глубин. Для тех, кто привык не только отдыхать, но и духовно просвещаться, тоже найдется занятие, ведь в Абхазии есть множество мест, которые ежегодно привлекают сотни паломников благодаря своей религиозной значимости. Например, в Новом Афоне стоит древний храм Симона Кананита — одного из апостолов Христа. Он был послан в абхазские земли, чтобы проповедовать христианство, и принял мученическую кончину от рук местных язычников.

Поднебесье

Напоследок расскажу об одном из многочисленных наших приключений в Абхазии. Мы попались на модное словечко «джиппинг» и отправились в горы на уазике. Экскурсия называлась «Поднебесье», и, в принципе, свое заманчивое название оправдала.

На рассвете за нами заехал наш провожатый Давид по телосложению напоминающий Геракла — мускулистый и шоколадно-загорелый. Через густой-густой, прохладный дикий лес мы стали подниматься все выше и выше в горы. Уазик вел себя спокойно и гордо, как лошадь, которая согласилась на ездоков лишь под присмотром своего хозяина. Сначала мы остановились у прозрачного горного ручья, а потом у огромной пропасти, в лоне которой рождались облака. Облака клубились и вальяжно выплывали из своей обители, а нам казалось, что можно схватить их за рыхлые бока. Мы спросили Давида: «Вот оно, Поднебесье?», — «Ну что вы, наше путешествие только начинается». И мы поехали дальше. Следующая остановка была у величественного Махадырского водопада. Вода в нем была такая ледяная, что от одних только летящих во всех стороны брызг все тело покрывалось мурашками. Мы стали карабкаться ближе к вершине — какому туристу не нужны фотографии с местными достопримечательностями? В тот момент, когда мы уже были близки к вершине, Давид, наш прекрасный Геракл, закинул меня на плечо и перенес, голыми ногами пробежав по скользким камушкам, в центр водопада и поставил на выступ. Это было одновременно весело и страшно. Потом, конечно, н доставил меня обратно. И мы отправились дальше.

Дорога становилась все круче, а воздух все холоднее. Спустя какое-то время мы оказались там, где и должны были оказаться — да-да, в Поднебесье! Небо буквально лежало на горах, вершины были окутаны снегом и облаками. А в проталинах цвел горный чай…
Но видимо звезды в тот день сошлись не в нашу пользу. Не успели мы насладиться поднебесной экзотикой, как начался ужасный дождь! Крупные ледяные капли в момент до ниточки промочили нашу легкую одежду, а уазик, который мы с горем пополам затянули тентом, превратился в орудие изощренной пытки. Его сиденья намокли, а в незастекленном салоне, если это можно так назвать, просторно гулял горный ветер, обдавая нас вновь и вновь холодной водой.

По размокшему глинистому узкому серпантину мы доехали до пастушьего домика, в котором затопили подобие печки и пожарили мясо. Прокоптившись на дыму, опьяненные горным воздухом и чачей, которую Давид налил нам «для согреву», мы стали строить дальнейшие планы. Но тут моя голова дала сбой — я стала терять сознание и упала на лежанку.

Больше я ничего не помню о той поездке, ведь очнулась я уже на полпути домой… Так бы я закончила свой рассказ. Но на самом деле, в себя я пришла очень быстро, и мы отправились колесить по другим удивительным местам. Но я уже рассказала о самой интересной и впечатляющей части нашего приключения, поэтому, пожалуй, так и закончу.