Пушки для Беринга и большие морские бомбометы

5 историй об уральских заводах, которые вы могли не знать
ПАРТНЕРСКИЙ ПРОЕКТ
Что связывает Урал и море? Откройте любой картографический сервис и убедитесь: чтобы услышать шум прибоя или почувствовать дыхание соленого бриза, нужно отправиться в длительное путешествие.

От Урала до черноморских берегов более двух тысяч километров. Чуть меньше расстояние до арктического побережья Северного Ледовитого океана или Каспия, который является природной границей между Европой и Азией.

Но, несмотря на расстояния и мили, Урал всегда был связан с морем, за что стоит сказать спасибо местным заводам — металлурги и инженеры исправно снабжали русский флот оборудованием и оружием, которое прославляло страну на самых дальних морях и берегах.
Пушки для Беринга
Первый уральский металлургический завод появляется на реке Нейве в 1701 году, а первым заказом уральским заводам на морскую артиллерию можно считать отливку пушек для Второй Камчатской экспедиции.

Экспедиция, продолжавшаяся с 1733 по 1734 год, внесла колоссальный вклад в изучение Сибири, Дальнего Востока, Северного Ледовитого океана и доказала, что Евразию и Северную Америку разделяет пролив. Пролив называют в честь легендарного мореплавателя Витуса Беринга, который возглавляет экспедицию.

В 1733 году, в самом начале экспедиции, Беринг лично обращается к основателю Екатеринбурга генерал-лейтенанту Вильгельму де Геннину с просьбой отлить на казенных и демидовских заводах пушки, ядра, якоря, чугунные и медные котлы для первопроходцев.
Витус Ионассен Беринг

Фальконет — малая сигнальная пушка. Вертлюг — поворотный механизм

Прогноз погоды от императора
Новые изменения во флоте и деятельности заводов начинаются после Крымской войны 1853– 1856 годов, которая завершается для Российской империи провалом.

Многие страны отказываются от гладкоствольного оружия в пользу нарезного, а парусный флот начинает вытеснять паровой броненосный. Например, во Франции выходит закон, который в один день вычеркивает из списков боевых флотилий все корабли, не имеющие машины.

Уже во время войны появляются морские заградительные мины, в военных целях начинают использовать телеграф и возникает практика постоянного прогноза погоды. Спасибо за это стоит сказать шторму, который разыгрался 14 ноября 1854 года у побережья крымского города Балаклава. Узнав о понесенных потерях (60 британских и французских кораблей), император Франции Наполеон III лично отдает указание ведущему астроному страны Урбену Жану Жозефу Леверье создать эффективную службу прогноза погоды.

Леверье обратился с просьбой к знакомым европейским ученым прислать ему сводки о состоянии погоды в период с 12 по 16 ноября. Когда сводки были получены и данные нанесли на карту, стало ясно: шторм у Балаклавы можно было предвидеть заранее. Спустя всего пару месяцев Леверье составил первую карту погодной обстановки, сформированную по данным, полученным в реальном времени.


Война, доказывая неэффективность чугунной артиллерии, сказывается на ассортименте уральских заводов. В 1860 году Князе-Михайловская фабрика Златоустовского завода начинает выпускать стальные пушки. А Гороблагодатские заводы (в районе Пышмы и Верхней Туры), которые многие годы специализировались на выпуске чугунных ядер, к концу XIX века начинают делать стальные снаряды.

Следующих крупных заказов для русского флота уральским заводам придется ждать несколько десятилетий. За это время российскую монархию сменит власть Советов, место Андреевского флага на кораблях займет полотнище с красной звездой, серпом и молотом, а частные заводы будут национализированы в пользу государства.
«Аврора» с уральскими корнями
Большое влияние на развитие русского флота оказывает Русско-японская война — баталии со Страной восходящего солнца демонстрируют научно-техническую отсталость русской армии по сравнению с японской.

Апогеем противостояния 1904–1905 годов стало Цусимское сражение, в ходе которого российская эскадра Тихоокеанского флота потерпела сокрушительное поражение от Императорского флота Японии. До родных портов удалось вернуться лишь четырем русским судам, включая легендарный крейсер «Аврора» — в бою корабль получил 18 попаданий снарядами среднего и малого калибра.

Цусима повлияла и на развитие военно-морской техники — исход сражения решила крупнокалиберная артиллерия, оказавшаяся в разы эффективнее пушек среднего калибра. После этого начался рост пробивной способности бронебойных и фугасных снарядов, что, в свою очередь, потребовало увеличения площади бронирования борта корабля и усиления горизонтальной брони.

«Аврора» еще скажет свое слово в истории страны — в 1917 году с выстрела крейсера начнется штурм Зимнего дворца и падения монархии. Успеет крейсер «попалить» и в Великую Отечественную войну — корабль участвовал в обороне Ленинграда. Теоретически при строительстве «Авроры» могло использоваться железо или сталь с уральских заводов. Сейчас подтвердить или опровергнуть это практически невозможно.

БМБ – большие морские бомбометы
С созданием в Свердловске новых заводов советский флот начинает получать передовое оборудование. Например, Уралмашзавод выпускает коленчатые валы — довольно сложные детали для кривошипно-шатунных механизмов кораблей. Уралэлектротяжмаш, в свою очередь, специализируется на «электричке», Турбомоторный завод делает ставку на выпуск дизельных двигателей.

В 1947 году завод № 9 (артиллерийское подразделение Уралмашзавода) получает крупный заказ на производство вооружения против подводных лодок. Сначала тут изготавливают простейшие бомбометы БМБ-1 и БМБ-2 (БМБ — большие морские бомбометы) с дальностью стрельбы в 40, 80 и 120 метров.

Бомбомет — вооружение, предназначенное для сбрасывания глубинных бомб. С помощью бомбометов корабли боролись с подводными лодками и противоторпедной обороной. В 1942 году в Британии была начата реализация проекта комплекса Squid — «Кальмар». Первым носителем бомбомета этого типа в мае 1943 года стал эсминец HMS Ambuscade (D38), а первая серийная пусковая установка была смонтирована на корвете HMS Hadleigh Castle (K355), принятом в строй в сентябре того же года. За годы Второй мировой войны комплексы «Кальмар» уничтожили 13 немецких субмарин.

Во второй половине 1950-х годов завод № 9 переходит на кратковременный выпуск более современной системы реактивно-бомбовой установки РБУ-2500 («Смерч-1») с дальностью стрельбы 2500 метров. С 1958 года завод начинает выпускать сложные реактивные бомбометы РБУ-6000 («Смерч-2»), а затем РБУ-1000 («Смерч-3»).
РБУ-6000 («Смерч-2») оборудована 12 стволами, а в каждой бомбе находится более 23 кг взрывчатого вещества. Предназначается для уничтожения подводных лодок и атакующих торпед противника.
С 1960 года ОКБ-9 Уралмашзавода, а затем Машиностроительный завод им. Калинина были заняты проектированием ракетного противолодочного комплекса «Вьюга». Итогом многолетней работы стал выпуск ракеты 81Р, которой вскоре были вооружены самые современные подводные лодки проекта 671РТ «Семга». Спустя несколько лет на смену «Вьюге» придут более современные комплексы «Водопад» и «Ветер», разработанные конструкторским бюро «Новатор».

Один из самых заметных заказов завода им. Калинина тех лет связан с созданием крылатой ракеты с подводным стартом. Эта ракета получила наименование 3М-10 и вошла в комплекс подводного базирования 3К-10 «Гранат», который был предназначен для решения оперативно-стратегических задач.
Поправить прицел «Мурены»
С середины XX века Свердловск становится главным в СССР центром по созданию систем управления баллистическими ракетами для подводных лодок. Уже после Великой Отечественной войны ради этого на заводе № 626 создают секретное конструкторское бюро, которое спустя несколько лет становится основой для создания Союзного научно-исследовательского института автоматики и опытного завода при нем.

Именно тут разрабатывают советские системы управления для оперативно-тактических и баллистических ракет средней дальности. Прорывом ученых становится создание первого в мире ракетного комплекса, стартующего из-под воды. Боевые системы подлодок и кораблей ВМФ СССР получают цифровые вычислительные машины, придуманные и созданные в Свердловске. Впервые в мировой практике создаются системы управления с астрокоррекцией и коррекцией с помощью навигационных спутников Земли и системы, обрабатывающие информацию о рельефе местности. Инновационное оборудование появляется на подводных лодках класса «Мурена», «Дельта-4» («Дельфин») и «Акула».


В рамках советского проекта 941 была создана самая большая подводная лодка в мире — «Акула». Ее параметры впечатляют даже сейчас: длина 172, 8 метра, ширина 23,3 метра и высота — равная девятиэтажному зданию. В отличие от подлодок проекта «Огайо» ВМФ США, советская «Акула» обладала большей прочностью — судно может ломать лед толщиной в 2,5 метра. Сейчас в составе российского флота продолжает нести службу одна из таких лодок, которая носит имя «Дмитрий Донской».

Покой «опорного края державы» хранят вечные горы, а о «большой воде» местным жителям остается только мечтать. Но железное сердце нашего края далеко за пределами заснеженных вершин — там, где о борта больших кораблей бьется море. И сейчас, как и век назад, Урал остается главной кузницей страны.

Особая благодарность игре World of Warships за поддержку и предоставленные материалы.

Просмотров: 10531

Читайте также на E1.RU