Как сегодня строят уральские дороги и зачем задействуют компьютеры
От создателей Макаровского моста
Выезжая за границу, уральцы всегда обращают внимание на дороги, удивляются качеству европейских трасс и жалуются, что нам «далеко до цивилизации». Уральская дорожная отрасль долгое время жила стандартами прошлого века. Но три года назад вступила в силу программа «Безопасные и качественные дороги», которая принципиально изменила подход к строительству и ремонту трасс. Теперь во главе угла инновационные технологии, новые материалы и жесткие требования к качеству. Как создают новые уральские дороги — в нашем специальном проекте.
Безопасные и качественные дороги
До распада Советского Союза в Свердловской области ежегодно ремонтировали тысячу километров дорог. В 90-е годы объемы сократились, но оставались достаточно высокими. Самый большой кризис дорожная сфера пережила в 2008 году: из-за нехватки финансирования ремонтировать трассы практически перестали. Как результат, из 11 000 километров свердловских дорог 9000 километров нуждались в ремонте.

Дороги крошились на глазах, отдаленные поселки оказывались отрезанными от «большой земли», но самое главное — из-за ям и колей на дорогах происходили аварии, в которых гибли тысячи людей. За проблему взялось федеральное правительство. В 2017-м оно приняло масштабную программу, чтобы привести в порядок сеть автодорог в регионах.
Она получила название «Безопасные и качественные дороги». Первые два года силы дорожников были брошены на ремонт в Екатеринбурге, Нижнем Тагиле и пригородах. В 2019 году программу скорректировали, теперь это «Безопасные и качественные автомобильные дороги». Кроме нового слова в названии в программе появились и междугородние трассы. Работы по программе будут продолжаться до 2024 года.
отремонтировано
вложено
80 км
42 объекта
1,39 млрд рублей
Безопасные и качественные автомобильные дороги — 2019
в нормативном состоянии
50,3% дорог
Три года ремонтов
За три года действия программы в области отремонтировали более 240 километров дорог регионального значения. В самом Екатеринбурге только в 2019 году привели в порядок почти 30 километров дорог, включая центральные улицы.

Благодаря программе изменился объем финансирования. По сравнению с 2012–2013 годами он вырос в разы. Федерация и область выделяют деньги целенаправленно на ремонт конкретных дорог или участков трасс, учитывая состояние покрытия и общественное мнение.
Раньше тендеры на проведение работ проходили в феврале или марте. Но аукционы на ремонт в следующем году проведут уже этой осенью. Так подрядчик сможет лучше подготовиться к работе, чтобы сдать ее в лучшем качестве и в сжатые сроки. Ведь и эти требования в рамках программы ужесточились в разы.
2019 год
Общее финансирование — 1,39 млрд рублей
Подрядчиками на объектах выступают несколько уральских компаний. О том, чем отличается современное строительство дорог, нам рассказал Павел Пустозеров, директор «Городского управления дорожно-строительных работ». В этом году компания привела в порядок улицу Ясную, Волгоградскую, Амундсена, Декабристов и Куйбышева.
Новые материалы для новых дорог
— Раньше асфальт, который укладывали на дороги, должен был соответствовать ГОСТу, но для программы БКАД впервые применили специальные нормы — Предварительные национальные стандарты (ПНСТ). Раньше Стандарты не применялись в нашем регионе. Там строго прописаны характеристики нового дорожного покрытия.
Павел Пустозеров, директор ГУДСР
Как признаются сами дорожники, по сравнению с ГОСТами требования программы гораздо жестче. Прочность новых смесей должна быть выше, а колееобразование — ниже. Так, после 10 000 проехавших по дороге автомобилей глубина колеи не должна превышать 3,5 мм. Другими словами, 4–5 лет дорога будет оставаться абсолютно ровной. Если же колея появится раньше, подрядчику придется укладывать дорогу заново, причем за свой счет.

Но в Стандартах прописаны лишь характеристики асфальтовых смесей, добиться этих показателей должен сам подрядчик. Поэтому работать в рамках программы БКАД могут только крупные компании с собственными асфальтовыми заводами и лабораториями.
В состав ГУДСР входит щебеночный завод, где мы производим щебень породы габбро-диорит. Это один из лучших материалов для дорожного строительства: прочный и с хорошей адгезией соединением с битумом. У нас есть свой современный асфальтовый завод и полностью оборудованная лаборатория, которая создает новые смеси и проводит внутренний контроль и приемку.
Павел Пустозеров, директор ГУДСР
Создание «идеальных» асфальтовых смесей — процесс нескончаемый. Причем основная работа лаборатории приходится на зиму. Сотрудники собирают статистику — исследуют, как ведут себя уже уложенные смеси. После чего совершенствуют рецепт. Так, для ремонта дорог в Екатеринбурге этим летом выбрали специальную щебеночно-мастичную смесь с битумом, улучшенным полимером.

Такие дороги весной точно не «растают», как любят говорить автомобилисты. Чтобы убедиться в этом, директор ГУДСР предлагает приехать на любую из их дорог и посмотреть, в каком состоянии она будет через год или два. Самый наглядный пример — улица Вильгельма де Геннина, которую построили в 2008 году. По ней на стройки растущего Академического ездили все грузовики, но и спустя 11 лет дорога в отличном состоянии.

Дорожники уверены, в ближайшие годы более строгие Стандарты заменят ГОСТы. По их мнению, с такими показателями российские дороги будут лучшими в мире.
...и новые технологии

Еще одно требование программы БКАД — использование современных технологий. К 2024 году 80% дорожных работ должны выполняться с использованием инноваций. Например, если раньше дорожники укладывали асфальт «на глаз», а ровность дороги проверяли инструментами вручную, то сегодня в дело пошла «цифра».

Так, ГУДСР на своих объектах начал применять технологию 3D-нивелирования. Теперь компьютер решает, сколько срезать старого асфальта и сколько положить новой смеси для идеально ровного результата.
Мы проводим детальную съемку объекта, который нужно отремонтировать, делаем проект, закладываем в компьютер, и машина идет и снимает старый асфальт уже по заданной оцифрованной траектории. Это позволяет достичь хорошей ровности. Когда заходим на укладку заходим на максимально ровную поверхность. У нас есть так называемая «лазерная лыжа», которая укладывает асфальт где-то толще, где-то тоньше, чтобы поверхность получилась ровной.
Павел Пустозеров, директор ГУДСР
На грейдеры и бульдозеры устанавливают датчик, который получает данные о поверхности земли с тахеометра. Дорожники долго выбирали технику и остановились на американском оборудовании. У него есть ряд преимуществ, например, система способна учитывать угол наклона дороги — в нашем горном регионе это особенно важно. Такое оборудование позволяет работать с точностью до сантиметра и ускоряет ремонт.
3D-нивелирование — только первый этап в «оцифровке» дорожных работ ГУДСР. У компании уже есть планы по дальнейшему внедрению технологий. Это планировали делать даже без программы БКАД. Директор компании отмечает, что работать на больших проектах быстро и с высоким качеством без «цифры» уже невозможно.
Успеть до снега
Все жестче сегодня требования и к срокам работ — это продиктовано современным ритмом жизни. Не может город-миллионник остаться на четыре месяца без важной транспортной артерии.
Мы достаточно быстро уходим с улиц. Если речь об объекте в несколько километров, то снимаем асфальт примерно за неделю, еще столько же нужно, чтобы положить новый. Этим летом за полторы недели мы закончили работы на проспекте Ленина. При этом мы не перекрывали движение, потому что работали только ночью.
Павел Пустозеров, директор ГУДСР
Единственное, что мешает дорожникам в работе, так это погодные условия. Пока не существует технологии, которая позволила бы укладывать асфальт в дождь и тем более в снег. Это еще один повод укладываться в сроки. Так, в этом году контракт у ГУДСР заканчивался 23 сентября, а все работы были завершены еще 5-го числа.

При этом кроме объектов программы БКАД компания возводила объекты городского значения. Самый значимый — Макаровский мост. Работы на первой очереди уже завершены, хотя по контракту у дорожников было время до следующего года. Тендер на вторую очередь моста город еще не объявлял, но ГУДСР планирует принять участие в торгах: хочется, чтобы объект был полностью завершен одним подрядчиком.
В этом месяце будут сданы новые участки улиц Вильгельма де Геннина и Амундсена — там дорожники тоже построили мосты. Заканчивают работы и на дороге в микрорайон Солнечный.

Работала компания и в области. В этом году дорожники отремонтировали почти 10 километров междугородних трасс. А 800 километров в Каменском, Сысертском, Полевском и Арамильском городских округах находятся у ГУДСР на содержании. Также компания благоустраивает Каменск-Уральский.
Я помню этот город пять лет назад, когда заезжал, было жаль подвеску. Сегодня с точки зрения автомобильных дорог город не узнать отремонтирован большой объем. Можно ездить спокойно на хороших машинах, с комфортом, и не переживать за подвеску.
Павел Пустозеров, директор ГУДСР
На все отремонтированные дороги действует гарантия от 4 до 5 лет. Как минимум столько времени эти трассы не будут доставлять жителям города и области проблем.
Дороги в норме
Главная цель программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги» — снизить количество мест концентрации ДТП и число погибших. В итоге смертность на дорогах должна стать ниже в 3,5 раза, а мест частых аварий будет меньше вполовину.

Чтобы этого добиться, нужно увеличить долю дорог в нормативном состоянии. В городских агломерациях таких трасс должно быть 85%, а в области — 52%. Если на старте программы в Свердловской области нормативам отвечали только 40% дорог, то сейчас этот показатель на отметке 50,3%. И работы еще проведены далеко не все. Дорожники уже представили планы на ремонт в следующем году. Отремонтируют 86 километров дорог на 26 объектах и закончат транспортную развязку на Чусовском тракте.
Теперь, если на трассе стоит щит программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги», можно быть уверенным: передвигаться по идеально ровному пути будет не только безопасно, но и приятно. Это уже отмечают уральские автомобилисты.

Просмотров: 15816

Читайте также на E1.RU