Кто и как проектирует мосты, метро и транспортные развязки в Екатеринбурге и стране
От Макаровского моста до трамвайной ветки в Пышму
В Екатеринбурге без малого 1500 километров автодорог. Жизнь мегаполиса неразрывно связана с транспортом: как личным, так и общественным. И любое изменение в схемах передвижения вызывает живой интерес. Ремонт дороги, новая трамвайная ветка или автомобильная развязка — их всегда ждут с нетерпением. В преддверии Дня проектировщика мы решили узнать, кто стоит за знаковыми для города транспортными объектами, и отправились в проектно-изыскательский институт Уралгипротранс. Его деятельность тесно связана с появлением уральской подземки, Макаровского моста и других проектов транспортной инфраструктуры Екатеринбурга.
железных дорог
83 года
Более 4000
8000
Уралгипротранс
автомобильных дорог
1000 км
Метро
2 млн
кв. м жилья
Екатеринбурга
мостов
Уралгипротранс был создан в далеком 1936 году. В советское время институт участвовал во всех главных стройках страны: проектировал БАМ, АЯМ, дороги в Прибалтике и на Дальнем Востоке. Кроме того, начал работать и за границей: в Алжире, Турции, Сирии, Мозамбике, на Кубе.
Сегодня институт продолжает работать за границей и по всей территории России. Но, как признаются сами проектировщики, работать в родном Екатеринбурге особенно приятно.
Наша база — хороший коллектив и хороший архив. Наш архив дорогого стоит. Ведь все наши идеи, накопленные за 80 лет, можно использовать и сегодня. Конечно, материалы, архитектура меняются, но основные технические решения все равно остаются.
Владимир Карпенко, генеральный директор Уралгипротранса
Уралгипротранс является самостоятельным институтом и не входит ни в какие проектные корпорации и группы. Данное условие позволяет проводить независимую тендерную политику и выбирать наиболее интересные объекты для проектирования. Богатый опыт позволяет участвовать в конкурсе с уже готовыми решениями. Уникальность института — в его комплексности и возможности выполнить весь цикл проектно-изыскательских работ собственными силами. Финансовые резервы организации позволяют работать без аванса и участвовать в крупных проектах, где на исполнение контракта требуются значительные суммы.
Сейчас мы ждем решения об открытии финансирования строительства второй ветки метро. Институт полностью готов ресурсно к этой работе: у нас есть высококвалифицированные специалисты с большим опытом выполнения проектных работ для подземного строительства, все необходимое оборудование для производства инженерных изысканий, собственная лаборатория грунтов. Когда я смотрю на перспективы, я понимаю, что мы можем решить проблемы, связанные с передвижением по городу миллионов жителей Екатеринбурга.
Артем Петросян, заместитель гендиректора по закупочной деятельности и работе с партнерами
Станция Екатеринбург-Сортировочный
Четная сортировочная система
Длина:
Годы:
Первая реконструкция
35 км реконструируемых путей
2017–2022
за 83 года
Станции Екатеринбург-Сортировочный в этом году исполнилось 83 года, но, пожалуй, впервые она переживает столь масштабную реконструкцию.
Здесь сортируют вагоны с грузами, чтобы отправить их в разные уголки страны. Любая сортировочная станция состоит из трех частей: парка приема, где от поезда отцепляют локомотив, сортировочной горки, где вагоны разъезжаются по разным путям, и парка отправления, где формируются новые составы. Особенность уральской станции заключается в том, что таких систем здесь сразу две: вагоны отсюда отправляются как на запад, так и на восток.

Последние три года по проекту Уралгипротранса шла реконструкция четной системы станции. За это время здесь заменили все инженерные сети, построили несколько десятков зданий, вырезали и заменили верхнюю часть земляного полотна станционной площадки, не говоря уже о рельсах, шпалах, балласте.
На станции применены самые новые технологии по роспуску вагонов. На сортировочной горке заменены главные устройства — вагонные замедлители, снижающие (гасящие) скорость спускаемых с горки вагонов. Новые устройства и бесстыковой путь позволят снизить уровень шума.
Петр Евдокимов, главный инженер
Работы нужно было спланировать так, чтобы не прерывать движения поездов. Лишь в последние 12 дней реконструкции станция не принимала составы. В это время специалисты Уралгипротранса особенно тщательно осуществляли авторский надзор и следили за тем, чтобы работы выполнялись строго по проекту.

После реконструкции перерабатывающая способность станции увеличилась с 5000 вагонов в сутки до 6900. Работы будут идти еще два года — нужно обновить и нечетную сортировочную систему.
Лаборатория
Созданию любого проекта предшествуют изыскательские работы, в ходе которых изучается рельеф местности, наличие на участке, отведенном под строительство, инженерных коммуникаций и строений, а также надежность грунтов, которые будут служить основанием для будущего здания или сооружения.

Для исследования физико-механических свойств грунтов в структуре Уралгипротранса есть собственная лаборатория, в которой находятся около 50 современных установок. В советское время исследования проводили вручную, а сейчас программу испытаний задает компьютер.
Макаровский мост
Длина:
Год:
Уникальный для Урала материал:
242 метра
2019
фибробетон
Право проектировать Макаровский мост Уралгипротранс получил, выиграв конкурс. Еще до конкурса специалисты разработали эскизный проект и определили ориентировочную стоимость строительно-монтажных работ. На основании анализа стоимости реконструкция моста была разбита на этапы.

По проекту Уралгипротранса одну половину моста полностью снесли, построили новые опоры и возвели новую арочную часть.
Мы впервые делали арочный мост, их сейчас практически не строят, но это позволило сохранить архитектурный облик города.
Лариса Якименко, главный специалист отдела мостов по проектированию улично-дорожной сети
По планам новый мост и часть старого должны были какое-то время работать вместе. До и в процессе строительства состояние существующего моста постоянно мониторили. Ввиду ухудшения состояния моста в конце первого этапа строительства под крайние балочные пролеты существующего моста поставили дополнительные страховочные опоры. Как только новый мост начал работать, старый закрыли.
Для предотвращения попадания влаги на конструкции пролетных строений нового моста трамвайные пути на нем уложили в фибробетон. Данная конструкция обеспечивает уменьшение шума и вибрации. Эту технологию применяют в Санкт-Петербурге и Москве, для Екатеринбурга это первый опыт.

Проектная документация по реконструкции второй части моста находится в разработке.
Выставка минералов
Во время выполнения изысканий специалисты отдела инженерной геологии берут пробы грунта. И нередко обнаруживают в них полудрагоценные камни, редкие минералы и даже археологические находки. Так в институте появилась небольшая выставка. Здесь есть экспонаты со всего Советского Союза и из-за рубежа: агаты с Дальнего Востока, чароит из Якутии, кварц из Мозамбика. Встречаются и палеонтологические находки: бивень мамонта и окаменевшая ракушка моллюска аммонита, жившего в древних морях много миллионов лет назад.
Трамвайная ветка
Екатеринбург — Верхняя Пышма
Длина:
Годы:
Сопутствующих согласований:
9 километров
2020–2021
1500
В появление трамвайного сообщения с ближайшим городом-спутником верили немногие, но работы по проектированию линии велись с 2015 года.
Специалисты разработали несколько вариантов расположения трамвайной линии. Теперь известно, что линия соединит трамвайное кольцо на улице Фрезеровщиков с новым трамвайным кольцом в районе Музея военной техники в Верхней Пышме.

По пути будущей ветки уже ведутся работы. Например, на подъезде к Верхней Пышме в существующей железнодорожной насыпи построили отдельный путепровод для проезда трамваев. На Фрезеровщиков, Шефской и других участках переустраивают инженерные коммуникации, строят водопропускные трубы. Также ведутся работы по расширению Успенского проспекта и автодороги Екатеринбург — Невьянск. По всему маршруту Уралгипротранс разработал сопутствующую инфраструктуру: остановки с электронными табло, дополнительные светофоры, освещение.
На участках приближения трамвайной линии к жилым и общественным зданиям мы будем применять специальные подбалластные виброматы, которые снижают уровень вибрации и шума.

Трамвайная линия на всем протяжении будет проходить на обособленном от дорог полотне, за исключением Успенского проспекта в Верхней Пышме, где трамвайные пути пройдут на одном уровне с проезжей частью. На этом участке предусмотрено покрытие трамвайных путей из железобетонных плит с шумозащитными прирельсовыми профилями.
Оксана Нестерова, ведущий инженер отдела мостов
В институте этот проект уже стал рекордсменом по количеству сопутствующих согласований — их было более 1500. Зато после запуска линии дорога от Верхней Пышмы до кольца на Фрезеровщиков будет занимать не более 20 минут.
Музей истории Уралгипротранса
Уралгипротрансу 83 года. Неудивительно, что здесь появился музей собственной истории, где экспонаты напоминают о самых знаковых событиях. Здесь есть и кабинет проектировщика 50-х годов, и первый лазерный принтер в институте (к слову, до сих пор работающий), и проекты станций Екатеринбургского метрополитена. Ведь каждая станция несет определенную эстетическую и смысловую нагрузку. «Уралмаш» — символ трудолюбия жителей. Резной потолок символизирует резьбу болта. На «Проспекте Космонавтов» черный мрамор станции напоминает безграничную глубину космоса, а люстры над платформой — дюзы космических кораблей.
Переход из метро в «Гринвич»
Длина:
Годы:
Новых эскалаторов:
385 м в сумме
2016–2019
3
Когда собственники «Гринвича» в Екатеринбурге решили соединить торговый центр с подземкой, они обратились к генеральному проектировщику первой ветки метро — в институт Уралгипротранс.

Основная сложность проекта была в том, что построить сооружение нужно было без остановки метрополитена и с непосредственным входом в торговый зал «Гринвича». Такой комплекс переходов — проект нестандартный. Поэтому уральским заказчикам и проектировщикам приходилось разрабатывать собственные технические условия и выходить за рамки устаревших норм.
Одну треть станции пришлось полностью разобрать: раньше там была лестница для перспективного выхода. Вместо нее установили три эскалатора. Потом пришлось станцию собирать заново. Частный заказчик был очень требовательным по обеспечению комфорта пассажирам. С его подачи мы поставили траволаторы вдоль улицы 8 Марта. Так движение в переходе стало удобнее.
Владимир Веселовский, заместитель гендиректора по проектированию метрополитена
Нужно признать: сейчас в Екатеринбурге для проектировщиков метрополитена работы немного, поэтому уральские специалисты решили не терять навык и набить руку на столичной подземке. С 2017 года Уралгипротранс разработал проектную документацию инженерных систем для семи станций Московского метрополитена и сейчас выпускает рабочую документацию одной из них — «Проспекта Вернадского».
Там станции, как правило, многоэтажные, поэтому они уходят вглубь. «Проспект Вернадского» — это пятиэтажное здание под землей, где будут работать 250 человек. Туда нужно завести связь, электричество, воду, вентиляцию. Под станцию вырыли 35-метровый котлован и по нашим чертежам уже забетонировали половину конструкции.
Евгений Клементьев, начальник отдела метрополитенов
Но, проектируя для столицы, сотрудники Уралгипротранса не оставляют надежды поработать и для родного города. Еще в 2013 году они делали предварительные расчеты для второй ветки метро Екатеринбурга, выполняя задачу, поставленную городскими властями — найти решения с минимальной строительной стоимостью. Один из вариантов, который предложили проектировщики, — создать автоматизированную систему движения поездов в метрополитене, что позволит значительно сократить штат и площади станций.

Подготовить первичную документацию на 14,5 км новой ветки при официальном старте работ институт сможет за год, построить же линию с современными технологиями возможно за три-четыре года. Вопрос остается лишь за финансированием.
Оформление и выпуск проектов
Этот отдел в институте всегда загружен работой. Здесь готовят проекты для отправки заказчику на согласование, на экспертизу или на стройку. Объемы работ колоссальны. Так, проектная документация трамвайной ветки в Верхнюю Пышму составляет 80 томов, в каждом из которых от 50 до 300 страниц. В среднем в месяц здесь тратят объем бумаги, который может равняться 100 тысячам листов формата А4, рулонной бумаги уходит до 3000 метров.
Свердловский областной противотуберкулезный диспансер
Площадь:
Год:
Сооружений:
23 700 кв. м
2014
более 20
Все время своего существования Уралгипротранс проектировал не только дороги и мосты, были и проекты технических сооружений для нужд железной дороги, и общественные здания, и жилые дома. Среди знаковых объектов — учебные корпуса УрГУПСа, СИНХа, здание железнодорожного вокзала (реконструкция). Одним из последних глобальных проектов стал областной противотуберкулезный диспансер.
До этого отделения диспансера были разбросаны по городу, что было крайне неудобно. Появилась острая необходимость в том, чтобы собрать комплекс воедино. Выбрали место — на границе города, в лесополосе, где запланировали целый медгородок. В первой очереди тубдиспансера около 20 сооружений: поликлиника, диагностический корпус, стационар и др. Между зданиями есть удобные переходы — пациентам не нужно выходить на улицу. Комплекс полностью автономен: здесь есть собственное электроснабжение с резервными генераторами, газовая котельная, скважины, пожарные резервуары.
Палочка Коха, вызывающая заболевание туберкулезом, относится к микроорганизмам первой группы патогенности, поэтому при проектировании диспансера необходимо было учесть ряд особенных требований по обеспечению безопасности. Целый этаж, например, занимает специальная установка по очистке воздуха. То же самое с канализационными стоками. Кроме того, комплекс оснащен различными медицинскими аппаратами: рентгены, МРТ и т. д. Томограф, например, весит две тонны, поэтому нужно было учесть дополнительную нагрузку на перекрытие и запроектировать технологический проем, через который этот аппарат устанавливали.
Андрей Мыльников, начальник архитектурно-строительного отдела
Институт разработал проект второй очереди комплекса, который прошел экспертизу. По планам там будет 30 000 «квадратов» медицинских помещений, где расположится большой стационар и хирургический корпус.

За плечами института Уралгипротранс — первая ветка метрополитена, километры железнодорожных и автомобильных дорог. Сегодня это одна из немногих компаний, способных реализовать масштабные городские и федеральные проекты, от которых зависит качество жизни миллионов уральцев.
Уважаемые коллеги, накануне Всероссийского дня проектировщика хочется всем пожелать удачи, успехов и избежать как можно больше неприятностей. Ведь неприятности на тернистом пути проектировщика, к сожалению, встречаются постоянно. Пусть у всех будут прекрасные взаимоотношения с заказчиком. Хороший заказчик — залог успеха. И пусть работа будет денежной. Поздравляю всех с праздником, желаю всем творческих успехов и хороших, интересных объектов, и чтобы эти объекты не лежали на полке, а были воплощены.
Владимир Карпенко,
генеральный директор Уралгипротранса

Просмотров: 20661

Читайте также на E1.RU