как Екатеринбург превращается в новую столицу российской логистики
Километры площадей, тысячи рабочих мест:
Пока интернет-магазины набирают трафик, а в реальности растет число магазинов у дома, на невидимом фронте коммерческой недвижимости Урала идёт работа по превращению Екатеринбурга в ещё одну столицу складской логистики. Готов ли город ответить ожиданиям сетевых ретейлеров, крупных брендов и самих покупателей? Зачем здесь строят распределительные центры и создают тысячи рабочих мест? И как выглядят склады нового формата? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Пока интернет-магазины набирают трафик, а в реальности растет число магазинов у дома, на невидимом фронте коммерческой недвижимости Урала идёт работа по превращению Екатеринбурга в ещё одну столицу складской логистики. Готов ли город ответить ожиданиям сетевых ретейлеров, крупных брендов и самих покупателей? Зачем здесь строят распределительные центры и создают тысячи рабочих мест? И как выглядят склады нового формата? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в нашем материале.
Что происходит на уральском рынке?
Стремительное развитие онлайн-торговли заставило крупные компании всерьёз задуматься над развитием складских сетей. И Екатеринбург здесь оказался по-настоящему лакомым куском.
Во-первых, регион экономически развит, здесь большой рынок сбыта плюс относительно высокие зарплаты и покупательская способность. Во-вторых, Екатеринбург дает свободу для дальнейшего перемещения внутри региона. Федеральные торговые компании с одного крупного склада работают на территории в радиусе 500 км и даже больше. Склад в Екатеринбурге может без труда обслуживать магазины в Челябинске, Тюмени и Кургане.
Продуктовые ретейлеры торопятся доставить еду на полки своих магазинов свежей. Бренды техники и одежды стараются обеспечить наличие товара во всех своих точках. А нетерпеливость интернет-покупателя подгоняет онлайн-магазины. У сферы огромный потенциал — по оценкам экспертов, ежегодно среднее число покупок онлайн у россиян увеличивается на 10%, но количество онлайн-покупок низкое, а за рубежом этот показатель выше в десятки раз. Сейчас большая часть запросов на уральские склады приходит именно от онлайн-компаний. Так, известный интернет-магазин WildBerries планирует построить собственный терминал в Екатеринбурге, мощный маркетплейс Ozon уже занят строительством распределительного центра в Кольцово.

Поэтому спрос на складские площади Екатеринбурга стабильный. По оценке Андрея Толшина, директора девелоперской компании «ИСТЭЙТ», современных складских площадей в агломерации более 1 млн «квадратов», но свободных почти нет.
Наша компания создает инфраструктуру для производственных и складских помещений, строит объекты. Когда к нам обращаются федеральные заказчики, часто спрашивают, почему так дорого? Свободных площадей у нас в регионе практически нет, новых крупных проектов — логопарков не планируется. Поэтому в целом у нас в регионе высокая ставка на аренду складов, и много лет она только растет, ведь и спрос стабильный.
Андрей Толшин,
директор компании «ИСТЭЙТ»
общая площадь
в год
свободны
более 1 млн кв. м
100 000 кв. м
3%
Рынок складов на Урале
Прирастает на
Строить собственные комплексы или брать в аренду готовые — именно перед таким выбором сегодня стоят компании, которые заинтересованы завоевать уральский рынок. При этом если компания собирается строить склад сама, то столкнется с нехваткой подходящей площадки. Федеральным игрокам нужны большие площади, максимальная приближенность к городу, удобная дорога и подъезды. Но подобных участков с готовой инфраструктурой в городе и пригороде практически нет.
Чтобы построить крупный склад, нужно подвести как минимум 1 мегаватт электроэнергии, 2 мегаватта тепла, обеспечить 50 кубов воды в сутки. И при этом масштабная территория строительства от 3 гектаров площади должна быть максимально ровной по рельефу.
На Урале найти такой участок — задача сложная. Поэтому земля здесь зачастую дороже даже московской.

Глобальным и дорогим строительством занимаются лишь самые крупные федеральные компании с огромным товарооборотом, сети, которым нужно снабжать сотни своих магазинов. Например, собственные распределительные центры в Екатеринбурге построили «Верный», «Спортмастер», «Магнит», «Продсервис» и так далее.

Другой вариант — взять в аренду помещение, построенное местной компанией-застройщиком. Девелоперы предлагают современные «склады последней мили», проще говоря, склады, с которых товары отправляются прямиком к покупателю или в точку продаж. Это меньшие по площади объекты, но благодаря современным технологиям их вместимость и производственная мощность выше. К тому же они находятся в черте города, отсюда доехать до клиента не составляет труда.
Пример такого объекта — новый складской комплекс класса А компании SVX Logistics, с железнодорожным тупиком и общей площадью 11 400 кв. метров. Терминал расположен на территории логопарка «Высота», рядом с аэропортом Кольцово и выездом на Тюменский тракт.
Складское здание построено с учетом требований, предъявляемых к складам класса А: рабочая высота — 12,6 м, подъемно-секционные ворота на каждые 500 кв. м складской площади. Над зоной погрузки склада предусмотрен офисно-складской мезонин. Во всех помещениях есть автоматическая система пожаротушения.
Современные компании предпочитают склады класса А. Склад класса А — это в первую очередь комфорт и удобство, созданные для беспрерывной и эффективной работы склада. К ним много требований: по площади, высоте потолков, расположению, системам безопасности. К складам класса B эти требования уже ниже. Есть еще класс С и D. Это советское наследие, с протекающими крышами, жуткими полами. Но есть тенденция: компании с такими складами все чаще задумываются о смене помещения.
Алексей Головин,
директор по маркетингу, компания SVX Logistics
Как устроен современный склад?
Склад сегодня — не темный холодный ангар со скрипучими дверями и мигающими лампами. Изменились габариты, требования, техническая начинка и принципы работы. Чтобы на деле понять, что такое «идеальный склад», мы отправились на складской комплекс компании Unilever.
Рядом с производственными площадями разместились высотные терминалы, где готовая продукция ждет отправки в распределительные центры страны и ближайшие магазины. Эти склады относятся к классу А и отвечают высоким требованиям логистики.
Ровный бетонный пол
Рабочая высота от 12 м
Системы пожарной сигнализации и автоматического тушения
Склад класса А
Система вентиляции
Охранная сигнализация и видеонаблюдение
Расположение вблизи центральных магистралей
Автономная котельная
Площадь этой части склада — 8000 «квадратов». Таких терминалов у компании Unilever два. Между собой сотрудники называют их «высотками» — из-за высоких потолков. Рабочая высота здесь — 17 метров. Это позволило сделать склад для хранения продукции восьмиярусным.

Система стеллажей в этом складе необычна сама по себе. Профессионал сразу отметит, что стоят они слишком близко друг к другу. Расстояние между стеллажами — 1,6 метра, в полтора раза меньше стандарта. Но именно узкие проходы и восемь ярусов в сумме дали 20 500 палето-мест — солидная вместительность для относительно небольшого склада.
Путь товара:
Товар занесен в систему
Производство
Склад
Заказ от покупателя
Доставка
1
2
3
(Россия, СНГ, зарубеж)
Какую технику используют на складах?
Отдельный вопрос сферы логистики — логистика внутри самих складов. По помещениям постоянно перемещают грузы и для этого используют специальную технику. Один из основных ее поставщиков на Урал — компания Toyota Material Handling RUS.
Складская техника в целом бывает двух типов. Первый — автопогрузчики с двигателем внутреннего сгорания. Второй — это электрическая техника с электроприводом. Каждый год клиенты из УрФО приобретают около 2000 единиц техники. Половина из них — машины с двигателем внутреннего сгорания. Но такая техника дает вредные выхлопы. Тех, кто закрывает на это глаза, все меньше, крупные компании уже не работают по такому принципу, переходят на электрическую технику.
Владимир Боргардт,
руководитель Toyota Material Handling RUS на Урале
Переход на электрическую технику — повсеместная тенденция. Но и среди электрических погрузчиков есть уже устаревающие технологии. Большинство предприятий используют технику на свинцово-кислотных аккумуляторах, которая выделяет водород. Батареи требуют ежедневного обслуживания, для зарядки таких погрузчиков требуется отдельное вентилируемое помещение. Поэтому сейчас многие компании задумались об отказе от этой техники на своих складах. К тому же появилась более удобная альтернатива.
Самый современный вариант — литий-ионные аккумуляторы. У них нет никаких выделений, они не требуют особого хранения, и срок службы у них больше. «В массы» эта технология пошла около трех лет назад. Тогда такие аккумуляторы стоили в четыре раза дороже, чем привычные, свинцово-кислотные. Сегодня один литий-ионный аккумулятор стоит как два свинцово-кислотных, но по функционалу новая АКБ заменит две батареи предыдущего типа. На новую технику сейчас переходят самые передовые компании.

Следить за безопасностью на складе помогает система контроля за парком техники Toyota I-Site. С помощью датчиков GPRS можно в режиме реального времени отслеживать местоположение каждого погрузчика, датчики ударов покажут все «ДТП» на производстве и помогут проанализировать их причины. С помощью системы менеджер склада может оценить и производительность всех работников.
Как заставить склад работать?
Высоких стеллажей, систем безопасности и современной складской техники недостаточно для слаженной работы склада. Кто-то должен заниматься организацией всего процесса работы.
На логистическом рынке Екатеринбурга представлены компании, работающие в формате 1PL (система, при которой все операции выполняет сама фирма-грузовладелец), 2PL (система, позволяющая оказывать спектр традиционных услуг по транспортировке и складированию товара), 3PL (система дополнительных услуг, включающая как традиционное складирование, так и промежуточное хранение — так называемый cross docking груза, а также проектирование и разработку информационных систем). Логистические интеграторы, работающие на уровне 4PL, составляют совсем небольшой процент.

На складе компании Unilever работает логистический оператор и один из крупнейших собственников складских помещений в Екатеринбурге — SVX Logistics. Компания успешно совмещает функции девелопера складов и провайдера логистических услуг. В собственности у SVX Logistics 120 000 кв. м складских и 10 000 кв. м офисных площадей в черте Екатеринбурга. В штате — 380 сотрудников, а за плечами 21 год безупречной репутации на рынке.
Сегодня компания SVX Logistics предоставляет полный спектр услуг в области ответственного хранения, кросс-докинга, контракт-пакинга, транспортно-экспедиторского обслуживания и логистического консалтинга.
SVX Logistics управляет складскими комплексами, обеспечивает высокую скорость логистических операций, инвестирует в интеллектуальные технологии. В нынешней ситуации сотрудничество с компанией с такими ресурсами, как собственные склады и современные технологические решения, — это идеальный выход для клиентов.
Наши склады, наши усилия, потенциал и технологии вращаются вокруг клиента, в буквальном и переносном смысле. Наша миссия, наша задача — работать с клиентом как с центром притяжения, с центром всей логистической системы. Именно вокруг него и его задач создаётся архитектура наших складов, информационных систем и всех предоставляемых услуг. Мы делаем в логистике то, что Коперник сделал в астрономии: он доказал, что Земля вращается вокруг Солнца. Мы доказываем, что склад вращается вокруг клиента, а не наоборот. На этой философии строится наша компания. Клиент — наш партнёр, он на равных устанавливает правила и определяет ритм работы SVX Logistics.
Алексей Головин,
директор по маркетингу, компания SVX Logistics
Среди инновационных технологических решений от SVX Logistics — система WMS Axapta, которую недавно внедрили на складе Unilever. Это решение на платформе Microsoft. Система не просто обеспечивает управление складом и контроль товарных запасов в режиме реального времени, но и позволяет перенастраивать алгоритмы управления складом и товарными запасами силами сотрудников буквально за считаные минуты, а также осуществлять быструю интеграцию с информационными системами клиента.

Всё это позволяет внедрить и опробовать на практике высокотехнологичные способы хранения, обработки, упаковки и отгрузки товаров. Сегодня клиенты получают возможность существенно экономить время и деньги именно за счёт новых технологий.
Раньше водитель погрузчика мог поставить палеты с товаром в любую свободную ячейку хранения. Сейчас система учитывает параметры товара, размещённого на палете, его размер, вес, оборачиваемость и назначает оптимальное место хранения. Все технологические процессы по движению товара проходят через терминал сбора данных (ТСД) и отображаются в WMS-системе в онлайн режиме.
Андрей Спирин,
руководитель складского комплекса, компания SVX Logistics
Производственный участок склада выполняет заказы клиента.
Сегодня заказчику потребовались паки из шести упаковок скраба для лица. В другой раз на него попросят наклеить стикер рекламной акции или собрать с ним набор, который будут продавать по «специальной цене». Технологии и персонал позволяют формировать наборы любой сложности и комплектности — от штучных до крупных партий в сотни тысяч единиц, а также наносить дополнительную маркировку на продукцию.
Кто работает на складе?
Работу двух высоток складов обеспечивают до 100 человек: водители складской техники, кладовщики, операторы WMS и менеджмент склада.
Так, Игорь Друженцов, водитель погрузчика, хоть и работает в логистике 15 лет, узкопроходные штабелеры увидел здесь впервые. За пять дней освоил новый погрузчик и приступил к работе.
У нас высотные работы, поднимаемся вместе с кабиной на высоту пятиэтажного дома. Лучше этой техники я не видел: в управлении комфортна, на ней здорово работать, можно сказать, что отдыхаешь на работе. А к высоте привыкаешь и уже чувствуешь себя как птица в полете. А еще нравится сдельная оплата труда, сколько сделал — столько и получишь, нет потолка.
Игорь Друженцов,
водитель погрузчика, компания SVX Logistics
Работа водителя погрузчика на складе
Смена
Скорость
12 часов
300 палет
8 км/ч
Перемещает до
Поднимается на высоту до
15 метров
Работа ответственная и требует повышенной внимательности. Поэтому к охране труда особые требования. Например, на проходах между стеллажами стоят светофоры, все пешеходные зоны на складе огорожены, на опасных поворотах установлено внутреннее ограничение скорости — до 3 км/ч. А недавно здесь появилась система контроля работы водителей и погрузчиков «Техновизор». Система повышает ответственность и дисциплину водителей, показывает реальную загрузку техники и водителей.
Уральский рынок готов к мощному развитию логистики. Городских складских площадок в Екатеринбурге пока немного, но те технологии и подходы к работе, которые уже применяются здесь, в будущем позволят справляться с большими объемами и отвечать запросам российских и зарубежных компаний.

Просмотров: 34832

Читайте также на E1.RU