3 вдохновляющие истории успеха уральского бизнеса «с района»
ИЗ ГАРАЖА НА МИРОВОЙ РЫНОК
Границы закрыты для туристов, но не для компаний, которые хотят продавать свою продукцию по всему миру. Как правило, все ограничения в голове. Стать экспортером может каждый производитель — было бы желание и четкий план действий. Вместе с Центром поддержки экспорта Свердловской области мы собрали истории компаний, которые из местечкового бизнеса и производства в гараже превратились в крупных игроков на международных рынках. Если вы тоже мечтаете открыть свое дело и продавать свою продукцию за границу, читайте и вдохновляйтесь.
«ШЕЙКЕР ТЕХНОЛОДЖИ»
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ КЛУБ «МАГЕЛЛАН»
НАУЧНО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ «ГИДРОИНТЕХ»
Начинали бизнес в гараже
В успех верила только мама
Превратили отходы в доходы
субъектов получили поддержку
компания вышла на экспорт
экспортных контрактов заключено
346
91
238
Работа Центра поддержки экспорта в 2020 году
млн долларов
25,6
Центр поддержки экспортаподразделение Свердловского областного фонда поддержки предпринимательства. Его работу курирует Правительство Свердловской области. Вот уже 10 лет Центр помогает свердловским предприятиям выходить на внешние рынки. Здесь обучают, консультируют и находят иностранных партнеров. Пользуются спросом услуги по переводу сайта и информационных материалов на языки мира. Если раньше Центр помогал уральскому бизнесу участвовать в выставках, то в этом году популярность набирает продвижение на международных онлайн-платформах: eBay, AliExpress. Услуги Центра поддержки экспорта для бизнеса бесплатны.
сумма контрактов
2015 год, 27 лет
Собирали свои автоматы в гараже. Работали по найму.
«Шейкер Технолоджи»
2020 год, 32 года
Собственная компания, резидент «Сколково». Продают автоматы в 15 стран мира. Победители областного конкурса «Экспортер года — 2020» в номинации «Прорыв года».
начинали бизнес в гараже
Илья Клюкин, Андрей Ромодин
История Стива Джобса, начинавшего в гараже, стала примером феноменального успеха. Но подобную историю можно найти и на Урале. Для компании «Шейкер Технолоджи» гараж тоже сыграл важную роль.

Шел 2013 год. Два университетских друга Илья Клюкин и Андрей Ромодин недавно выпустились из альма-матер и устроились на работу. Илья занимался страхованием, Андрей — продажами техники. Каждый день приятели вместе обедали и мечтали о собственном бизнесе.
2013 год
Придумали идею фитнес-автоматов
2014 год
Купили первый испанский автомат
2015 год
Создали автоматы на основе кофематов
2016 год
Первая партия собственных автоматов
2017 год
Зарегистрировали компанию и уволились с работы
2019 год
Участвовали в международной выставке
2019 год
Прошли сертификацию
2020 год
Вышли на экспорт
Придумали идею фитнес-автоматов
2013 год
2014 год
Купили первый испанский автомат
2015 год
Создали автоматы на основе кофематов
2016 год
Первая партия собственных автоматов
Зарегистрировали компанию и уволились с работы
2017 год
2019 год
Участвовали в международной выставке
2019 год
Прошли сертификацию
2020 год
Вышли на экспорт
В то время я ходил тренироваться, носил с собой шейкер с протеиновыми коктейлями, но каждый раз забывал его в машине или на работе. Он протухал, мыть было неохота, я его выкидывал. За месяц по четыре шейкера уходило. И я сказал Илье: было бы здорово, если бы протеиновые коктейли можно было брать в автомате, как кофе.
«
Андрей Ромодин, предприниматель
Молодые люди изучили вопрос — ничего подобного в России не было. Нужный аппарат нашелся в Испании — Андрей и Илья решили привезти его в Россию. Пришлось взять кредит в 250 тысяч. В этот момент сильно вырос курс и машина обошлась в 248 тысяч и сотни нервных клеток. Испанцы взяли деньги и пропали — четыре месяца просто не выходили на связь. И только когда начинающие предприниматели уже отчаялись, пришло письмо, что аппарат можно забирать.
Но его нужно было чем-то наполнить. Начались эксперименты с «начинкой». Первый протеиновый коктейль парни готовили в кастрюле и размешивали черенком от молотка. Но получилось вкусно. Аппарат заправили и поставили в манеже УПИ. Продажи пошли сразу. А с ними начались и проблемы.
Поняли: автомат должен выдавать стаканы автоматически. Раньше нужно было брать и самому ставить. Люди забывали это делать. А доступные стаканы таскали дети. Мы попросили охранника последить за этим, а он сам чай пил из нашего стакана. Да и нужен был экран, чтобы писать состав коктейлей. Так мы решили делать свой аппарат.
«
Андрей Ромодин, предприниматель
Но нужно было место для работы. Так в этой истории и появляется гараж на ЖБИ. Было холодно, сыро, и водились мыши, но это было самое дешевое помещение. Деньги тратили на электронику, корпус.

За коробом ребята отправились в металлургические компании, но те отмахивались от стартаперов. В итоге корпус для автоматов сделала компания, которая производит металлические шкафы для раздевалок.
Программиста нашли по объявлению в газете. Он приехал с перегаром, лохматый. Я подумал, что это нормально для программиста. Чтобы работать над нашим проектом, он попросил 2 тысячи в день. А у нас самих таких денег не было: работали по найму, были семьи, ипотеки. Но полгода мы ему как-то платили.
«
Илья Клюкин, предприниматель
Прошло много времени, прежде чем парни поняли: «специалист» их дурит, а деньги пропивает. Но руки не опустили. Нашли нового разработчика, на этот раз им повезло. Инженер-программист помог создать первую партию автоматов.
Сделали сайт, который быстро привел первых клиентов. Автоматы стали разъезжаться по всей стране. Но они по-прежнему ломались. И все заработанные деньги пустили на доработку и ремонт. Только после этого они стали уверены в своем товаре — Андрей и Илья уволились с работы.

В 2019 году партнеры предложили вместе участвовать в международной фитнес-выставке. Автомат там стал настоящей звездой. Посыпались заказы из Европы, Америки и Азии. Но нужно было пройти дорогостоящую сертификацию.
Тут я наткнулся на сайт фонда поддержки предпринимательства. А у них есть Центр поддержки экспорта, и они помогли нам получить сертификацию — покрыли 80% стоимости. Потом мы с ними сделали и патентование — проверку, что мы не нарушаем ничьи патенты, регистрируем свой патент. Мы старались пользоваться всеми мерами поддержки: они предоставляли нам переводчиков, когда иностранные заказчики приезжали к нам, сейчас переводим сайт на английский.
«
Андрей Ромодин, предприниматель
Сегодня компания «Шейкер Технолоджи» продает свои автоматы в 15 странах мира: от Сингапура до США. Экспорт помог им пережить локдаун — Запад «открылся» раньше России, и оттуда поступали заказы. Успешными предпринимателями себя Андрей и Илья не спешат называть: «Роллс-ройсов у нас нет». Но ипотеки закрыть парни смогли.
Свердловская область является одним из ведущих экспортных субъектов страны. При поддержке губернатора Евгения Куйвашева по итогам первого полугодия 2020 года наш регион занимает третье место по объему несырьевого неэнергетического экспорта. Мы на первом месте среди субъектов по объемам экспорта в Китай, на втором — по поставкам в США. Сегодня не только крупные компании, но и малый и средний бизнес готовы предложить качественный товар на международный рынок по конкурентной цене.
«
Виктория Казакова,
министр инвестиций и развития Свердловской области
Сегодня в Свердловской области 2300 компаний поставляют свою продукцию за рубеж. Почти половина — субъекты малого и среднего предпринимательства. Региональные власти поддерживают экспорт местного бизнеса. И это приносит свои плоды.
2011 год, 27 лет
Окончила Академию госслужбы. Работала менеджером по персоналу. Мечтала о своем бизнесе.
Лингвистический клуб «Магеллан»
2020 год, 36 лет
Директор лингвистического клуба «Магеллан». Организует экскурсии и изучение русского языка для иностранцев. Победитель областного конкурса «Экспортер года — 2020» в номинации «Экспортер года в сфере услуг».
В успех верила только мама
Юлия Леканова
Сегодня в лингвистическом клубе «Магеллан» идут занятия по 12 языкам. Интересно, что директор клуба при этом не лингвист, но смогла создать школу, куда стремятся ученики со всего мира.
Основание «Магеллана»
2011 год
2012 год
Запустили курсы корейского
2013 год
Начали проводить экскурсии для иностранцев
2015 год
Запустили курсы русского как иностранного
Начали работать как туроператор
2016 год
2018 год
Организовали туры для шведов на матч ЧМ-2018 в Екатеринбурге
2020 год
Стали победителями конкурса «Экспортер года — 2020»
2011 год
Основание «Магеллана»
2012 год
Запустили курсы корейского
2013 год
Начали проводить экскурсии для иностранцев
2015 год
Запустили курсы русского как иностранного
2016 год
Начали работать как туроператор
2018 год
Организовали туры для шведов на матч ЧМ-2018 в Екатеринбурге
2020 год
Стали победителями конкурса «Экспортер года — 2020»
Юлия Леканова начала свой бизнес 9 лет назад. До этого работала менеджером по персоналу, но монотонная работа с 8 до 17 ей надоела. Хотелось приключений.
Нужно заниматься тем, что тебе нравится. Я думала о школе танцев или школе иностранных языков. Языки я знаю и люблю, и эта сфера открывает больше возможностей. Открывала с нуля, никто мне не помогал, все говорили: куда ты уходишь с работы, что ты делаешь? Поверила в меня только мама и подруга, у которой уже был собственный бизнес, она дельные, практические советы мне давала. Не было мысли, что не получится. Должно было получиться.
«
Юлия Леканова, предприниматель
Начали с курсов по нескольким языкам, выбирала их Юлия интуитивно. Английский, французский, немецкий, японский, китайский — то, что, как она думала, было востребовано. Со временем пришло понимание: на языки есть мода. Бум на китайский пошел на спад. Зато сегодня все рекорды бьет корейский. Молодежь слушает k-pop, смотрит дорамы и хочет быть ближе к кумирам. Сейчас в «Магеллане» корейский учит больше людей, чем английский.
Открывая школу, Юлия думала только о преподавании, но однажды педагог предложила проводить экскурсии на английском. Юлия изучила тему и стала организовывать мероприятия для иностранцев, работала в основном с турфирмами из Москвы и Санкт-Петербурга.

Следом стали преподавать иностранцам русский язык. Многие из них хотели заниматься с погружением в среду. Поэтому «Магеллан» стал работать как туроператор. Компания организовывала поездку в Екатеринбург, оформляла визы, находила принимающую русскую семью, продумывала культурную программу, встречала иностранцев и проводила ежедневные занятия.
90% изучающих русский — это европейцы. Есть люди 50+. Для них русский язык — хобби, они увлекаются нашей культурой, мечтают читать Чехова и Пушкина. Но есть и молодежь, им русский нужен для карьеры в международных компаниях. В первую волну у нас «застрял» студент из Швейцарии. Приехал в феврале и должен был уехать в мае. Но не смог. А сам он очень хотел остаться до лета. Так ему и «повезло». И все это время он продолжал заниматься.
«
Юлия Леканова, предприниматель
Но не всегда все шло гладко. Сказывалась неопытность в бизнесе. В самом начале Юлия потратила десятки тысяч на рекламу на телевидении, которая не дала результата. Запускала непопулярные языки: никто не пришел учить шведский и португальский. Идея с лингвистическим театром умерла в зародыше.

Нужны были знания. За ними бизнесвумен отправилась в областной фонд поддержки предпринимательства. Там прошла почти все обучающие семинары. А в 2019 году обратилась за помощью с экспортом. В работе с зарубежными заказчиками своя специфика.

Самое сложное — найти партнеров, продать не проблема. Нам организовали поездку на Российско-китайское «Экспо» в Харбин. Там я нашла реального партнера, с поддержкой Центра привезла его к нам, показала нашу инфраструктуру и заключила предварительные договоры.
«
Юлия Леканова, предприниматель
В этом году компания Юлии практически не занималась туризмом. Выжили за счет школы — все начали учиться. Но даже в это смутное время бизнесвумен наслаждается своим делом. Собственный бизнес дал ей возможность путешествовать, общаться с людьми и жить так, как хочется.
Для каждого победителя у нас целый комплект призов. Во-первых, это стенд на международной выставке в России или за ее пределами в 2021 году. Во-вторых, интервью в журнале «Эксперт-Урал» и на сайте издания. А также сертификат на обучение деловому английскому языку и иные призы от партнеров конкурса.
«
Валерий Пиличев,
директор областного фонда поддержки предпринимательства, кандидат экономических наук
Уже шесть лет свердловские предприятия участвуют в региональном конкурсе «Экспортер года». Обычно награждение проходит в праздничной обстановке в одном из крупнейших залов города. В этот раз пришлось ограничить помещение и количество гостей. Но сам конкурс от этого не потерял свой масштаб.

Каждый год число участников конкурса только растет. В 2018 году было подано 25 заявок, в прошлом — 41, в этом году 48 заявок. Всего за 6 лет в конкурсе приняло участие почти 200 субъектов малого и среднего бизнеса региона.

Победителями конкурса стали 10 компаний в шести номинациях, показавшие самые значимые достижения в экспорте. А это значит, что уральский экспорт в будущем будет только развиваться.
1990 год, 23 года
Выпускник Горного университета. Работает в уральской глубинке на добывающих предприятиях.
Научно-производственная компания «Гидроинтех»
2020 год, 53 года
Директор собственной производственной компании. Победитель областного конкурса «Экспортер года — 2020» в номинации «Экспортер года в сфере агропромышленного комплекса».
Превратили отходы в доходы
Олег Долганов
Уральский край всегда славился добывающей и металлургической промышленностью. Но ее вечные спутники — грязная земля и вода. И ничего удивительного, что именно на Урале появилась компания, которая производит экологически чистые препараты для восстановления почвы.
Основание «Гидроинтеха»
2017 год
2018 год
Занялись рекультивацией земель
2020 год
Стали победителями конкурса «Экспортер года — 2020»
2017 год
Основание «Гидроинтеха»
2018 год
Занялись рекультивацией земель
2020 год
Стали победителями конкурса «Экспортер года — 2020»
Компании «Гидроинтех» всего три года, но у ее основателя Олега Долганова за плечами большой опыт работы. Предприниматель родом с Урала, окончил здесь Горный университет, несколько лет работал по специальности, но вскоре переехал в Крым.

Там работал на химическом предприятии, затем сменил сферу на продовольственную. С коллегами Олег открыл бизнес по производству рисовой крупы.
В это время была большая проблема переработки отходов. Некуда было девать рисовую лузгу, и за этим строго следили природоохранные органы. Однажды мы придумали выход: стали поставлять отходы в строительную компанию для производства кирпича и на металлургические комбинаты — они сжигали лузгу на металлических формах. Кремний из лузги пропитывал детали и делал их более крепкими. Мне понравилась тема получать из отходов доходы.
«
Олег Долганов, предприниматель
Несколько лет назад Олег вернулся на Урал и продолжил заниматься «экологическим» бизнесом. Знаковой стала встреча с технологом и изобретателем Сергеем Чергиным. Ученый всю жизнь посвятил созданию гуминовых препаратов. Это вид удобрений, которые улучшают качество почвы и стимулируют рост растений. Но на крупных производствах их создают с помощью химических составляющих. По технологии Сергея Чергина препараты делают исключительно из натуральных компонентов.
Сейчас мы получаем, не побоюсь этого слова, лучшие препараты на российском рынке. Все благодаря качественному сырью — сапропелю и торфу. В наши почвенные кондиционеры мы переносим все полезные микроэлементы, так они попадают в землю, оттуда в овощи, которые растут там. А из овощей их получает человек.
«
Олег Долганов, предприниматель
За три года компания расширила линейку — до 30 товарных позиций. При этом ни на день здесь не останавливались научные исследования. Сейчас разрабатывают способ превратить отходы птице- и свинофабрик в полезное удобрение — компост.

Еще одно направление работы — рекультивация нарушенных земель. Здесь речь идет не столько о сельскохозяйственных участках, сколько о промышленных отвалах. Олег показывает подборку фотографий: бывшие стройки и участки, очищенные от свалки. Поверхности — болезненно серые. На снимках спустя полгода там уже зеленеет трава.
Олег считает, что заграничные рынки сейчас для него перспективнее. Запад озабочен проблемами экологии намного больше, чем Россия. Сотрудничать с заграницей ему помогает областной Центр поддержки экспорта. Они оформляли документы, переводили информационные материалы на английский язык. В ближайшем будущем планируют перевести сайт компании. А когда ограничения на перемещения будут сняты, с помощью Центра поддержки экспорта Олег планирует пригласить на производство потенциальных покупателей.
Многие страны Европы уже заинтересовались уральским удобрением. В Германии вещества даже включили в Программу восстановления сельскохозяйственных земель, выведенных из оборота.
Бывает, что клиенты фонда не задумываются об экспорте. Но мы смотрим на их продукцию, говорим, что она могла бы быть интересна и за рубежом. После этого компания заключает крупный контракт с покупателем в другой стране. Поэтому я бы посоветовала каждому бизнесу задуматься о выходе на зарубежные рынки.
«
Елена Сиятовская,
руководитель Центра поддержки экспорта
Для помощи компаниям, которые хотят выйти на экспорт, в 2011 году на базе областного фонда поддержки предпринимательства и был создан Центр поддержки экспорта. Сегодня 20% всех клиентов фонда обращаются именно в это его подразделение. Центр поддержки экспорта осуществляет комплексное сопровождение экспортного контракта.
Записаться на консультацию
Пройти обучение
Выбрать услугу
Перевести сайт и буклеты
Заказать поиск клиентов
Принять участие в выставке
Пройти сертификацию