Как мобильная связь пришла в жизнь взрослых и детей
«Я видел динозавров
— и это кнопочные телефоны»
«Я видел динозавров — и это кнопочные телефоны»
Сотовая связь пришла в Екатеринбург в конце 90-х. Все началось с кнопочных «кирпичей», или «орехоколов», как в шутку их называли. Мы успевали крикнуть «Перезвони!» за первые бесплатные секунды разговора, печатали СМС, долго подбирая нужную букву на одной клавише, качали монофонические рингтоны и делились ими в MMS. Современные смартфоны стали для нас сразу и телевизором, и кинотеатром, и компьютером, и фотоаппаратом. Видеозвонки по скайпу, WhatsApp или FaceTime мы уже воспринимаем как данность и научились шерить по воздуху мобильный интернет. Но, несмотря на такую очевидную зависимость, взгляды разных поколений уральцев на мобильную связь различаются.

Героями нашего проекта стали два екатеринбуржца 37-летний Дмитрий и 12-летний Ярослав. Первый помнит кнопочные телефоны и связь по карточкам, а второй дружит со смартфоном почти с пеленок. Почитайте их истории возможно, в наших героях вы узнаете себя и своих детей.
|
Дмитрий — коренной екатеринбуржец, он вырос здесь, женился и продолжает жить с супругой и двумя дочерьми. Свой первый мобильник он получил на 17-летие: тетя привезла из Америки Ericsson LX588 — необычный, с крышечкой, которая защищает клавиши от случайного нажатия. Этот телефон поддерживал стандарт D-AMPS, и, когда цифровая связь переставала работать, мобильник подключался к аналоговой.
Она считалась незащищенной, но все же у меня была связь, когда у других сигнала не было вообще. Моим оператором с 2001 года бессменно является «Мотив» — тогда альтернативы особо не было, а позже я не захотел отказываться от него, потому что качество связи и зона покрытия были гораздо лучше, чем у всех остальных провайдеров.
Дмитрий
Раньше, чтобы просто подключиться к оператору, нужно было заплатить, по современным меркам, 1500 рублей. Первый номер Дмитрию достался городской, шестизначный. Звонки были безумно дорогие, их стоимость исчислялась в условных единицах, все покупали карточки определенного номинала. Минута звонка, по воспоминаниям героя, стоила около 100 рублей, и если за 15 дней не потратил 15 условных единиц (или за 30 дней 30 у. е.), то они сгорали. Входящие звонки тоже были платными и стоили как исходящие.

Стоимость СМС Дмитрий не вспомнит он ими и не пользовался: телефон просто не поддерживал. Технически отправить их можно было, если позвонить оператору и передать сообщение, как на пейджер. Первый телефон не имел никаких полезных опций вроде будильника или календаря, только часы и четыре мелодии, которые можно было установить в качестве рингтона.
Когда «Мотив» запустил бесплатное тестирование MMS, естественно, все начали этим пользоваться, чтобы передать мелодию или изображение. К тому моменту у меня был телефон Siemens A50 — уже с полифонией. Потом появилась раскладушка Motorola с цветным экраном, на которую я скачивал разные игрушки вроде танчиков и тетриса. Вообще я успел сменить довольно много телефонов по мере их совершенствования. Но активно пользоваться мобильным интернетом я начал, когда у меня появился первый смартфон Nokia 6600.
Как ни странно, второй герой нашего проекта – школьник Ярослав – тоже помнит кнопочные телефоны. Когда он был младше, родители отдали ему старый мобильник, чтоб он мог ходить с ним в школу. А дорогой телефон оставался для домашнего использования – просмотра мультфильмов, роликов на YouTube и, конечно, игр.
Первый смартфон, правда, уже не работающий, Ярик хранит до сих пор. Он появился у него, когда мальчик еще учился во втором классе. Мобильник быстро разряжался и прожил недолго — маленький Ярослав обращался с ним неаккуратно. Были и другие смартфоны — они терялись, разбивались, один даже оказался закопанным в снегу с уловкой, чтобы быстрее появился новый.
Ярослав начинающий YouTube-блогер. У него целых два канала: один посвящен лего-анимации, а второй коротким и смешным роликам о жизни. Конечно, времени, чтобы вести блоги, не так много: нужно учиться и делать уроки, поэтому на съемки и монтаж остаются только выходные.
С помощью набора лего я создаю что-то вроде мультфильмов. Как это выглядит: я выставляю фигурки, фотографирую, потом двигаю их — снова фотографирую, и так много-много раз. На создание 30-секундного ролика может потребоваться 500 кадров. Затем все это нужно смонтировать в специальной программе, наложить музыку и загрузить на свой канал в YouTube. Идея не моя — увидел на другом канале, но мне очень понравилось этим заниматься.
Ярослав
Вторым каналом Ярослав занимается уже в составе команды из лучшей подруги Ани и ее брата Арсения. Скоро появится еще один «игрок» он будет отвечать за музыку, которая позволит не нарушать авторские права. Подписчиков пока мало, но среди них есть даже учителя ребят. А сколько на создание роликов тратится усилий! На один из них ушло целых 15 часов.
На нашем общем канале есть рубрика «Короче говоря», где мы показываем разные смешные истории, которые всегда заканчиваются фейлами. Мы снимаем в реальной жизни — например, на контрольной в школе. Пока вышло всего три ролика, но мы запускаем еще один плейлист с экспериментами. Первый ролик будет про то, как отреагирует человек, если выпьет стакан воды с тремя, пятью дольками лимона или чистой лимонной кислотой.
Конечно, чтобы вести блог на YouTube, Ярославу просто необходим хороший интернет. Оператора связи для него выбирали родители. Мама школьника Юлия рассказывает, что никогда не меняла провайдера, она тоже из поколения «иксов», как и первый герой Дмитрий. Детей подключили к тому же оператору так и тарифы выгоднее. На телефон Ярослава легла нагрузка по комплексному предложению: мобильная связь плюс домашний интернет и телевидение.
|
Сегодня Дмитрий не представляет свою жизнь без мобильного интернета, видеозвонков, соцсетей. Но все же телефон для него остался прежде всего средством связи с близкими, все остальное приятное дополнение.
Если моя дочь называет мобильник «смартом», то я называю его просто телефоном или «звонилкой». Она иногда в шутку спрашивает меня, видел ли я динозавров. Если старые кнопочные сотовые называть динозаврами, то, значит, да, я их видел.
Вся семья Дмитрия подключена к одному оператору так удобнее и проще планировать бюджет.
Я заядлый рыбак, много езжу по области, и зона покрытия оператора «Большой Урал» позволяет путешествовать без роуминга. Почти в любом уголке, даже самом глухом, у меня есть сигнал. Другие операторы этим похвастаться не могут. Забавно, но в подвале завода, где я работаю энергетиком, связь есть только у меня — хотя предприятие находится в черте города.
Дмитрий
Ярослав принадлежит к тому же поколению, что и дочь Дмитрия, и он начал пользоваться мобильным интернетом сразу же, как у него появился первый смартфон. Игры и ролики на YouTube всегда были частью ежедневного досуга. Но если раньше каналы в его подписках были только развлекательными, то теперь стали познавательными.
Не представляю, как вы пользовались только кнопочными телефонами, в них же совершенно нечем заняться! Разве что в «Змейку» поиграть. На моем последнем смартфоне куча игр и всяких приложений — «ВКонтакте», WhatsApp, Instagram, TikTok. Я много времени провожу в интернете, поэтому мама установила ограничение по времени. У меня есть ровно три часа, после чего я могу только позвонить. Я часто прошу, чтобы она добавила мне времени — даже не успеваю ответить всем друзьям в WhatsApp. Вот за утро у меня там уже почти 100 непрочитанных сообщений.
Поколению Z особенно важна гибкая тарифная система с легким управлением и отсутствием навязанных опций. Именно «зумеры» чаще всего выбирают безлимитные тарифы, чтобы не считать минуты и гигабайты: на их телефоны ложится большая нагрузка. Современная молодежь иногда даже не вспоминает, что в публичных местах можно подключить бесплатный Wi-Fi, расширенные тарифы позволяют не совершать лишних движений и пользоваться мобильным интернетом столько, сколько нужно.

Именно такие возможности открывает перед своим пользователем «Свой тариф» от оператора «Мотив». Это тариф-конструктор, который можно собрать самому и даже назвать любым именем. Любое количество гигабайт или безлимитный интернет, больше минут или смс – все ваши желания воплощаются буквально в пару кликов.
Ежемесячно у меня есть 15 Гб, 300 минут и 50 смс – этого хватает за глаза, и на все уходит 215 рублей. Удобно, что «Мотив» дает возможность настроить тариф под себя, не переплачивая на ненужные опции. А качество связи при этом приятно удивляет.
|
Мы предложили героям немного пофантазировать и высказать предположения, какой может быть мобильная связь в будущем. Вот что из этого получилось.
Мне понравился фильм этого года «Пара из будущего». В нем по сюжету мобильная связь была встроена в кольцо, а дисплей виртуального телефона проецировался из этого кольца. Может быть, в будущем телефон будет встроен в ладонь, как в фильме «Время», или в зуб. А вдруг мы вообще станем общаться с помощью телепатии? Ведь, если заглянуть в прошлое, лет 20 назад вряд ли кто-то мог себе представить, что человек будет идти по улице, разговаривая с помощью невидимого вставленного в ухо наушника за десятки или сотни километров от собеседника.
Дмитрий
Я думаю, можно будет из космоса звонить. Половина людей планеты переедет на Луну или Марс и станет созваниваться с теми, кто остался на Земле. А еще недавно я видел рекламу раскладного мобильника — это такой трансформер, телефон и планшет, два в одном. Наверное, в будущем у нас у всех будут такие смартфоны.
Пройдет еще 25 лет, и мы будем считать динозаврами модные сейчас смартфоны. Скорее всего, их и правда заменят какие-нибудь виртуальные гаджеты, встроенные прямо в тело человека. А сотовая связь из стандарта 5G перейдет в 10G — так и до космоса можно будет дозвониться.

Просмотров: 19 234