300x200_suhoi.jpgГлава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Алексей Федоров впервые официально признал возможную задержку поставок первых самолетов Sukhoi Superjet 100 (SSJ) - самого громкого проекта российского гражданского авиапрома стоимостью 1,4 млрд. долларов. Федоров заявил журналистам, что "сроки по поставкам самолета очень напряженные", и не исключил, что они могут быть сдвинуты. Он отметил, что с уверенностью о переносе сроков можно будет говорить, когда определится дата начала сертификации самолета.

Федоров не уточнил, каковы могут быть возможные сроки задержки поставок самолета, но на испытания и сертификацию нового самолета, которые в случае SSJ еще не начались, обычно уходит около 1,5 лет. Первый полет SSJ был запланирован на лето 2007 года. Впоследствии он был перенесен на ноябрь-декабрь, а вчера источник в ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС) сказал "Коммерсанту", что первый полет должен состояться в апреле-мае 2008 года. Таким образом, программа уже отстает от сроков реализации на год.

Разработка регионального самолета, получившего название Sukhoi Superjet 100, начата в 2001 году, продажи - 3 года назад. Каталожная стоимость самолета в разных модификациях - 23,4-28,9 млн. долларов. У ГСС есть твердые контракты на 73 SSJ в базовой версии на 95 мест: 30 - от "Аэрофлота" (с опционом еще на 15), 10 - от Финансовой лизинговой компании (ФЛК), 15 - от AirUnion, 6 - от "Дальавиа", 10 - от ItAli и 2 - от "Армавиа". Кроме того, в августе 2007 года на авиасалоне "МАКС-2007" авиакомпания "Уральские авиалинии" подписала соглашение о намерениях по приобретению 5 таких самолетов. Предполагалось, что самолеты будут приобретены в течение 2009-2011 годов.

Что касается "Аэрофлота", то эта авиакомпания первый самолет по контракту должна получить в ноябре и затем получать по одному самолету в месяц. В парке авиакомпании SSJ должны заменить уже списанные Ту-134. В ГСС не смогли прокомментировать, будут ли "Аэрофлоту" поставлены два самолета до конца года. Представитель авиакомпании Ирина Данненберг сообщила, что "Аэрофлот" не получал уведомлений об изменениях в графике. "Пока речи о штрафных санкциях к производителю нет",- подчеркнул Алексей Федоров.


"Аэрофлот" и ГСС не раскрывают штрафных санкций, оговоренных в контракте. Но источник, знакомый с его условиями, рассказал, что договор предусматривает штраф 12 тысяч долларов за каждый день просрочки, но не более 1,5 млн. долларов за самолет. При задержке более пяти самолетов сроком более чем на полгода "Аэрофлот" получает право выйти из контракта и потребовать возврата авансовых платежей (15 млн. долларов), а также процентов по депозиту с момента его перечисления. Собеседник отмечает, что выход из контракта мог бы быть выгоден для "Аэрофлота", но по политическим причинам считает такой вариант маловероятным.