Российских водителей будут учить соблюдать правила дорожного движения с помощью шоковой терапии. Делать это будут с помощью довольно жестких социальных рекламных роликов, разработанных федеральным МВД.


Обычная квартира. Вечер. Отец семейства надел пальто, целует жену, дочь и... выходит в окно. Летит, разбивается об асфальт. Финальный слоган: столкновение на скорости 50 км в час - то же самое, что выпасть с пятого этажа.



Даже в свердловской ГИБДД признают, что новая социальная реклама, направленная на пропаганду езды по правилам, получилась очень жесткой. Здесь уверены, что шокировать современного водителя, безусловно, надо, но осторожно, чтобы под воздействие не попали дети. Именно поэтому показывать эту рекламу инспекторы собираются пока только водителям - в помещениях своего ведомства, и курсантам в автошколах. Переносить ролики на телеэкран ведомство не намерено, - заверила инспектор по пропаганде свердловской ГИБДД Татьяна Бердникова. "Особенность этих роликов в том, что они направлены на разные категории участников дорожного движения. Часть роликов можно показывать только взрослым, потому что они являются достаточно шоковыми и относятся к шоковой терапии, поэтому мы их используем для показов в специализированных местах. Эти ролики демонстрируются в автошколах, эти ролики большой эффект имеют, когда их показывают людям, которые стоят для совершения каких-то регистрационных действий, в управлении ГАИ в том числе. В настоящий момент мы только рассматриваем возможность и целесообразность размещения этих роликов на телеэкранах, потому что ролики являются достаточно специфическими. Сейчас мы только рассматриваем - будем размещать или нет. Никаких конкретных планов размещения на телевидении у нас нет".



Ведущие федеральные телеканалы отказались транслировать такую социальную рекламу, сославшись на её жесткость. Отчасти, по той же причине от неё, если к ним обратятся, планируют отказаться и свердловские вещатели. Впрочем, признаются они, дело здесь как в содержании и соблюдении формата, так и в цене вопроса. Жесткая реклама оттолкнёт телезрителя от канала и этот ущерб надо как-то компенсировать - объяснил продюсер Областного Телевидения Олег Ракович. "Любая реклама отпугивает телезрителя, другой вопрос - сколько телеканал за это получает компенсацию. Есть такое понятие как формат телеканала. В данном случае законом предусмотрен порядок размещения социальной рекламы. Должен быть заказчик, должен быть договор, должны быть прописаны условия и по совокупности надо принимать решения. Еще раз говорю, что любая реклама, к сожалению, отпугивает телезрителя, потому что любая реклама - это некое насилие над аудиторией. Идет прерывание любимой программы, любимого фильма или хорошей песни. Всегда идет сравнение всех составляющих этого процесса, в том числе финансового. У всего есть цена вопроса - у любого процесса, здесь надо смотреть со всех сторон".


А вот, например, петербургский кабельный телеканал "Ваше общественное телевидение" согласился показывать новую социальную рекламу. Правда, уральские специалисты сильно сомневаются, что на экране она продержится долго. Дело в том, что если к тяжёлому содержанию - вполне может придраться антимонопольное ведомство. К тому же, один из роликов, по словам очевидцев, дискредитирует автомобиль определённой марки. Да и эффекта от жесткой рекламы гораздо меньше, чем если бы она носила просто предупреждающий характер. Так считает председатель Уральского общественного совета по рекламе Виктор Брюховских. "Реклама, на мой взгляд, должна акцентировать внимание на позитивных моментах, она должна предупреждать, она не должна пугать. Предупреждение - если оно грамотно сделано, конечно, подействует, тем более, что есть у нас еще и антимонопольные органы, которые следят за этикой в рекламе и которые свое слово обязательно скажут. Если такая реклама появится на телевидении или на щитах наружной рекламы, они отреагируют, я думаю, моментально, расставят нужные акценты и приведут все в соответствие с общепринятыми нормами - нормами поведения, нормами восприятия рекламы и, наконец, нравственными нормами".



Эксперты-психологи уверены, что россиян шоковой терапией не проймёшь. Наши граждане принимают решение, исходя из личного удобства, а не норм и правил и навязать им что-то через запугивание очень сложно - утверждает психотерапевт Константин Баранников. Впрочем, даже несмотря на это, он считает, что Госавтоинспекции следует быть очень осторожной, применяя такие методы воздействия. "Никто вообще в природе не может сказать, какой будет отклик от рекламы. Очень часто получается совсем другой результат. То, что вдруг организация начинает использовать жесткие способы рекламы - это очень негативно сказывается вообще на людей. Дело в том, что реклама, хотим мы этого или не хотим - это форма гипноза. Мы не знаем, какие люди смотрят, в каком они психологическом состоянии, как они это воспримут - как помощь для себя или как намек на то, как можно расправиться с жизнью. Должны быть очень серьезные, взвешенные вещи, чтобы вот так рекламировать".


Между тем, если в России к жёсткой рекламе до сих пор прибегали лишь как к средству эпатажа, то на Западе это уже давно стало нормой и наиболее действенным способом донести информацию до потребителя.