kandagar3.jpgСегодня, 4 февраля,љв прокат выходит "Кандагар"љ- картина Андрея Кавуна, воссоздающая реальные события 1995-1996гг., когда экипаж российского Ил-76, захваченный в плен боевиками движения "Талибан", через год заточения устал ждать помощи, самостоятельно угнал свой самолет и вернулся домой.


Как пишет "Ъ", конспирологическую гипотезу, чтољроссийским летчикам на самом деле помогли сбежать спецслужбы, "Кандагар" не рассматривает.


Осторожность и сдержанность Андрея Кавуна (написавшего сценарий в соавторстве со своим отцом, драматургом Олегом Кавуном) в обращении с фактами, впрочем, тоже можно понять. Неловко увлекаться художественным вымыслом на глазах ныне здравствующих участников истории, тем более что командир героического экипажа Владимир Шарпатов лично консультировал режиссера по технической части.


3 августа 1995 года самолет Ил-76 казанской авиакомпании "Аэростан", переправлявший из Албании 30 тонн боеприпасов для афганского правительства Бурнахуддина Раббани, был принудительно посажен в Кандагаре истребителем движения "Талибан".


Экипаж из семи россиян во главе с командиром Владимиром Шарпатовым попал в плен. Москва в течение года вела переговоры об их освобождении, посредническую помощь оказывали США, Пакистан и другие страны. По неофициальным данным, спецслужбы также готовили силовую акцию.


16 августа 1996 года во время техосмотра самолета россиянам удалось поднять машину в воздух и разоружить охранников. Пролетев часть пути на предельно низкой высоте, Ил-76 пересек границу Ирана и приземлился в ОАЭ. 22 августа 1996 года президент Борис Ельцин присвоил командиру Шарпатову и второму пилоту Газинуру Хайруллину звание Героя России, другие члены экипажа получили ордена Мужества.

Существуют версии, что спасение было инсценировано после уплаты Москвой (или Казанью) выкупа или организовано подкупленными афганцами. Сторонники этих версий обращают внимание на ряд обстоятельств. В частности, в день побега Ил-76 охраняли только три охранника-талиба вместо обычных шести, а пилот единственного талибского истребителя вдруг отлучился с аэродрома неизвестно куда. К тому же власти Ирана очень оперативно дали неизвестному борту воздушный коридор. kandagar2.jpg


Как рассказали в пресс-службе киноцентра "Екатерининский", грузовой транспортный самолет Ил-76ТД, регистрационный номер RA-76842, участник побега из Кандагара в 1995 году, сегодня выполняет гуманитарные миссии под флагом авиакомпании "Авиакон Цитотранс" (Екатеринбург).


Валерий Савельев, председатель Совета директоров авиакомпании "Авиакон Цитотранс" пояснил: "Авиакомпания приобрела этот самолет в 2004 году у авиакомпании "Аэростан" (Татарстан). С этого времени в составе флота нашей компании он не раз принимал участие в гуманитарных миссиях ООН, Всемирной продовольственной программы, Международного Комитета Красного Креста и Детского фонда ООН".


В настоящее время самолет задействован в операциях по ликвидации последствий землетрясения на Гаити.