В четверг, 25 февраля, глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий принял участие в запуске горнопроходческого комплекса "ВИРТ".


300x200_1.jpgљ300x200_8.jpg


Этот подземный комбайн, способныйљпродвигаться под землей со скоростью от 100 до 150 метров в месяц, двинулся из котлована строящейся станции метро "Ботаническая" в направлении Южного автовокзала, по соседству с которым строится еще одна станция екатеринбургского метро - "Чкаловская". Учитывая технические возможности ВИРТа, Аркадий Чернецкий поставил перед метростроевцами задачу - пробить правый перегонный тоннель между двумя пусковыми станциями "Ботаническая" и "Чкаловская" до конца текущего 2010 года. Расстояние, которое придется пройти комбайну между пунктами "Б" и "Ч", составляет 1370 метров. Сделать это в обозначенные мэром сроки горно-проходческому комплексу вполне по силам. Разумеется, при наличии своевременного финансирования.


300x200_9.jpgљ300x200_10.jpg


Выдерживая заданный темп подземной проходки от 3 до 5 метров в сутки, ВИРТ ежемесячно "съедает" до 100 миллионов рублей бюджетных средств. Такой "аппетит" комбайна можно будет удовлетворить только за счет совместного финансирования процесса строительства метро городом, областью и Федеральным центром. Пока же работы на пусковом комплексе екатеринбургской подземки активизированы лишь за счет городской казны. В бюджете столицы Урала на 2010 год на эти цели зарезервированы 2,2 миллиарда рублей.


"При этом позиция нового губернатора Свердловской области Александра Мишарина, которую он обозначил во время недавнего совместного с главой муниципалитета Аркадием Чернецким посещения строящихся объектов метрополитена, обнадеживает. Губернатор пообещал привлечь к процессу строительства метро дополнительные источники финансирования. В качестве таковых могут выступить областной и федеральный бюджет, а также кредитные средства коммерческих банков, заимствованные под гарантии соответствующих властных структур", - отмечают в пресс-службе мэрии.


300x200_13.jpgљ300x200_15.jpg


На сегодняшний день строящиеся станции екатеринбургского метрополитена "Чкаловская" и "Ботаническая" имеют достаточно высокую степень готовности. Для того, чтобы оба эти объекта одновременно запустить в строй и довести первую линию екатеринбургского метро от Уралмаша до Ботаники, необходимо в течение ближайших двух лет направлять на строительство станций и правого перегонного тоннеля между ними (левый уже пройден) примерно по 4 миллиарда рублей в год.


"Это, конечно же, большие деньги. Тем не менее, специалисты подсчитали, что экономически выгодней достроить станции и запустить их в эксплуатацию, нежели затормозить процесс и просто поддерживать жизнь на таких крупных объектах незавершенного строительства. Именно поэтому глава Екатеринбурга Аркадий Чернецкий дал "добро" на возобновление работы ВИРТа. Старт проходческого поезда в конце февраля 2010 года обеспечит возможность ввода в строй двух пусковых станций первого уральского метро в конце 2011 года", - акцентируют внимание в пресс-службе мэрии.

Подземная дорога между Южным автовокзалом, в районе которого сооружается станция глубокого заложения "Чкаловская" и микрорайоном "Ботанический" с одноименной станцией метро, строящейся открытым способом, ВИРТу хорошо знакома. Полтора года назад комбайн уже успешно проделал этот путь, прокладывая левый перегонный тоннель екатеринбургского метрополитена. После выхода на земную поверхность в котловане строящейся станции "Ботаническая", в сентябре 2008 года, проходческий поезд был развернут и поставлен на капитальный ремонт. В течение года механики метростроя приводили его в порядок, меняли изношенные узлы и агрегаты и готовили к отправке в обратный путь.

В настоящее время ВИРТ вновь "вгрызается" в земные недра в районе торгового комплекса "Дирижабль". Делает это 600-тонный 125 метровый поезд с помощью специального вращающегося механизма - щита диаметром 5,5 метров. Выбранный подземный грунт по специальному транспортеру доставляется и ссыпается в вагонетки, с помощью которых затем вывозится на поверхность. Экипаж ВИРТа составляют 5 человек, которым ассистирует бригада проходчиков, задействованных на откатке и вывозке грунта. Примечательно, что благодаря открытому способу сооружения станции "Ботаническая" процесс вывозки на поверхность выбранного в правом перегонном тоннеле грунта теперь осуществляется с помощью вагонов большой вместимости. Для этого между продвигающимся вперед ВИРТом и "Ботаникой" по рельсам с шириной колеи 900 мм. курсирует специальный дизелевоз с двумя грузовыми вагонами. Все это сложное хозяйство, доставшееся Екатеринбургу в наследство от строителей Байкало-Амурской Магистрали, не так давно было выкуплено по остаточной стоимости у предприятия "Бамтоннельстрой" и теперь является собственностью екатеринбургского предприятия "Метрострой-ПТС".


Фото: Анна Храновская.