200x300_badaev.jpgПредседатель Союза театральных деятелей России Александр Калягин опубликовал на официальном сайте СТД РФ открытое письмо, адресованное министру культуры и туризма Свердловской области Алексею Бадаеву. В письме он выразил обеспокоенность в связи с той ситуацией, которая сложилась в Театре Эстрады.


В частности, Александр Калягин написал: "Я понимаю, что существует, как принято говорить, процесс оптимизации, который применяется сейчас и в отношении учреждений культуры. Но все же смею просить Вас - будьте осторожны в отношении с людьми, все-таки мы работаем не на свиноферме, а в достаточно тонкой области, в сфере искусства. Необходимо учитывать особенности человеческой психологии, тем более актеры по определению, в силу своей профессии, более ранимы и чувствительны, чем кто бы то ни было. И кроме правовых, законодательных норм существуют еще и моральные нормы, этика человеческих и деловых отношений. Все это надо учитывать."

Алексей Бадаев в понедельник, 30 августа, ответил Александру Калягину. Далее - текст открытого письма без сокращений:

"Зная и ценя активную позицию Союза театральных деятелей Российской Федерации и Вашу лично, занимаемую по всем непростым вопросам театральной жизни нашей страны, прежде всего, хочу поблагодарить Вас за то внимание, которое Вы проявили к Уральскому государственному театру Эстрады.


Поскольку Вы решили обсудить данный вопрос открыто, считаю необходимым ответить Вам в той же форме.


Несколько слов о сути проблемы. Уральский государственный театр эстрады был основан в 1996 году и получил прописку в бывшем Доме политпросвещения. Директором его, по неизвестным мне причинам, был назначен Николай Головин, который и руководил этим театром худо-бедно 14 лет. Доходило до того, что, стоя в центре города у ступеней театра, можно было поинтересоваться у прохожих, знают ли они о существовании в нашем городе такого театра, и получить отрицательно-недоуменный ответ. Предполагаю, что и Вы узнали о существовании этого театра только сейчас, тем более, что по своей структуре и содержанию деятельности это учреждение - не "театр", а "концертная организация".


Вопрос о расставании с прежним директором стоял уже два года назад в 2008 году, когда заканчивался очередной срок контракта, однако, было решено оставить Николая Головина еще на два года. В 2010 году Головину исполнится 67 лет.


У команды нового Губернатора Свердловской области Александра Сергеевича Мишарина сомнений в необходимости смены художественной политики театра не было. Было принято принципиальное решение о необходимости разделения функций административного и художественного руководства театром. Министерством культуры и туризма Свердловской области был проведен конкурс программ развития театра, в результате которого на должность директора театра был утвержден 31-летний Максим Борисович Лебедев. Спустя месяц, в июне этого года, был подписан контракт с новым художественным руководителем театра, известным во всей России и за ее пределами бардом Александром Новиковым. Новым руководством театра безотлагательно и последовательно стала проводиться в жизнь предложенная программа развития театра: были достигнуты договоренности о совместной работе со знаменитым поэтом Юрием Энтиным, заслуженным артистом России, зав. кафедрой РАТИ, профессором театрального института им. Б. Щукина Михаилом Борисовым, разработаны проекты фестивалей "Золотой цилиндр", "Artinnojazz", "Мастера Урала", "Волшебная феерия - 2010", "Уральская площадь звёзд эстрады", проведены переговоры с художественным руководителем Театра эстрады им. А.И. Райкина, заслуженным артистом России Юрием Гальцевым о совместной работе, состав детских коллективов в разы увеличен, набран профессиональный педагогический штат, проведен кастинг в труппу театра.


Конечно, в новый состав театра, имеющего свои далеко идущие планы, смогли попасть не все предыдущие работники театра. С некоторыми из них контракты продлены не были. Совершенно справедливо авторы письма к Вам указывают на то, что контракты были составлены неправильно, но это лишь еще один показатель безграмотности предыдущего руководства.


Когда новое руководство театра решило отказаться от танцевальной труппы в ее предыдущем виде, по инициативе министерства культуры и туризма были достигнуты договоренности о переводе этого коллектива под руководством супруги Николая Головина Марины Головиной в Свердловский государственный академический театр музыкальной комедии, в который были переданы все 15 ставок, которые участники этого коллектива занимали. Однако, у подавляющей части группы оказались другие планы: несколько человек ушли в другие коллективы, написав заявления об увольнении по собственному желанию, несколько человек прошли кастинг и были оставлены в родном театре. На сегодняшний день решается вопрос о базировании остатков коллектива Марины Головиной (четыре человека).


Теперь несколько слов о "вопиющей", как Вы её называете, ситуации внутри театра. Никакого процесса оптимизации в театре не происходит. В театре, в полном соответствии с программой, идёт формирование нового художественного коллектива, в который должны войти как лучшие представители старого состава, так и новые исполнители.


Свердловская область заслуженно славится своим театральным искусством. Со многими знаменитыми деятелями нашего театра Вы знакомы лично. В центральном аппарате СТД РФ работают директор Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, заслуженный работник культуры России Михаил Вячеславович Сафронов (секретарь СТД РФ), главный режиссер Свердловского государственного академического театра музыкальной комедии, народный артист России Кирилл Савельевич Стрежнев (председатель Комиссии СТД РФ по музыкальным театрам), художественный руководитель НП "Коляда-театр", заслуженный деятель искусств России Николай Владимирович Коляда (председатель Комиссии СТД РФ по драматургии). Возглавляет Свердловское отделение СТД РФ пользующийся заслуженным уважением в театральной среде ваш бывший заместитель Владимир Васильевич Мишарин. Если бы Вы проверили пришедшую Вам анонимную (коллектив театра) информацию и узнали мнение о происходящем в далеком от Вас Уральском государственном театре эстрады этих людей, думаю, Вы получили бы более беспристрастную информацию, на основании которой можно было бы делать более оправданные выводы.
Уважаемый Александр Александрович, позвольте в конце моего пространного ответа высказать своё мнение по поводу этого скандала. Вы совершенно правильно заметили, что мне, как молодому министру, начинать свою деятельность на фоне скандала в театре - не совсем правильно и мне этого тоже не хотелось. Но я считаю, что деятельность министерства и моя лично должна быть направлена исключительно на развитие сферы культуры и искусства области в целом и вверенных мне учреждений в частности. Поэтому я посчитал для себя невозможным тихое продолжение загнивания одной из главных площадок Екатеринбурга и выбрал путь развития данного учреждения, надежды на которое связываю с новой руководящей командой театра.


Уверяю Вас, уважаемый Александр Александрович, что я в курсе всех деталей происходящего в театре и всеми силами стараюсь способствовать налаживанию в нём благоприятной творческой атмосферы. Скандалы заканчиваются, а театр идёт вперёд! С уважением, министр Бадаев".


Кроме того, в распространенном письме содержится приписка:

P.S. По просьбе коллеги из Министерства сельского хозяйства и продовольствия, сообщаю, что проблем во взаимоотношениях между работниками свиноферм Свердловской области не наблюдается.