200x285_solov_eva-1.jpgСборник повестей "Наследницы Белкина", который недавно появился в книжных магазинах Екатеринбурга, будет интересен уральцам прежде всего потому, что в него вошли произведения жительниц Екатеринбурга Елены Соловьевой и Анны Матвеевой.

"На страницах книги можно найти теперь уже официальное и вещественное подтверждение того, что в отечественной литературе сейчас существует и прочно обосновалось чисто уральское направление. Сформулировал и придумал сам термин "Уральский магический реализм" (сокращенно УМРи)", - комментирует выход сборника критик Виктор Топоров. По его словам, УМРи также самобытен, как тот же латиноамериканский или балканский магический реализм, и украшен такими именами как Алексей Иванов и Ольга Славникова.


Ярким представителем этого течения Топоров называет автора повести "И твари внутри нас" Елену Соловьеву. Это ее дебютная публикация в книжном формате. Хотя до этого Елена Соловьева много публиковалась в региональных литературных изданиях, ее рассказы переводились на английский, два года назад она была удостоена британской писательской премии Fellowship Hawthornden International Writers Retreat.


Повесть написана в изысканной форме венка сонетов и больше напоминает стихотворение в прозе. Что, однако, не идет в ущерб занимательной фабуле, полной фатальных и фривольных событий из жизни героя повести, который в поисках любви мечется между разными женщинами и ни с кем не может обрести абсолютного счастья.


Черты уральского магического реализма, по словам критика, присущи прозе и другого автора, Анны Матвеевой, выступающей с повестью "Найти Татьяну". Действие повести разворачивается на сцене и за кулисами свердловского оперного театра. Вдумчивый читатель обнаружит, что все главы в повести носят наименования шедевров мирового оперного репертуара. Анна Матвеева - финалистка российской "Премии им. Белкина". Возможно, потому ее появление в этом коллективном литературном проекте было закономерным.


200x277_solov_eva-222.jpg200x266_matveeva.jpg


На обложке сборника "Наследницы Белкина" недаром легко угадывается пушкинский профиль. Выход книги совпал с замечательной для русской словесности датой - 180-летием Болдинской осени. Период необычайного творческого подъема у Александра Сергеевича Пушкина ознаменовался созданием целого ряда блестящих произведений в разных жанрах. Но раньше остальных хрестоматийных сочинений, как свидетельствуют историки, той осенью поэт завершил прозаический цикл-мистификацию "Повести Белкина". Произошло это в октябре 1830 года.


Следуя пушкинской традиции, редакторы оригинального и даже в чем-то уникального литературного проекта объединили вместе пять сравнительно небольших по объему повестей. Иногда веселых, иногда грустных историй о современных нравах и необычайных случаях из жизни. С той только разницей, что представленные в сборнике произведения принадлежат перу соответственно пятерых авторов, совсем непохожих друг на друга по манере письма, и все они исключительно - писательницы. Однако их повести вряд ли у кого повернется язык обозвать так называемой "женской прозой". Мало того, повествование зачастую ведется от лица мужчины. А трое из наследниц и вовсе предпочли (по примеру А.С.) скрыться под псевдонимами, хотя и женскими - Нелли Мартова, Ульяна Гамаюн, Ирина Мамаева.


Сюжеты, кстати, даже отдаленно не напоминают пушкинские. Но, как и белкинские истории, достаточно анекдотичны. То целой деревней ведутся розыски закопанной давным-давно бутыли самогона, то идут странные приготовления к пышной свадьбе, а невеста всячески чудит, то пожилая учительница ежемесячно пытается отправиться на тот свет по своему хотению...


Еще одна отличительная особенность: никто из участниц сборника не живет в Москве, или даже в Питере, а творит в городах нестоличных. В Уфе, Петрозаводске, Днепропетровске и Екатеринбурге. Как сообщают составители, это было принципиальным моментом, поскольку вымышленный Пушкиным Иван Петрович Белкин являлся провинциальным жителем и, как и многие его нынешние "наследницы", был молод и не имел широкой известности. Для большинства авторов сборник должен стать путевкой в большую литературу.


На фото - Елена Соловьева и Анна Матвеева.