25 февраля четверг
СЕЙЧАС -16°С

Игорь Ямангулов, Заслуженный путешественник России

О разделении Судана и 16-месячном путешествии по Азии и Африке.

Поделиться

200x266_dscn8972.jpgВокруг меня

9 июля 2011 г. произошло официальное разделение самой большой страны Африки - Судана. Образовалось новое государство - Южный Судан (столица - город Джуба). А за 40 дней до указанного события я второй раз по ходу моего велопутешествия вошёл в эту, пока ещё единую страну. На этот раз - со стороны Уганды, двигаясь вдоль Белого Нила. Помимо визы Судана мне пришлось запастись отдельным разрешением на проезд через Южный Судан, который на тот момент уже существовал на правах автономии.

На второй день от сапёров из США, занимавшихся разминированием территорий, прилегающих к дороге на Джубу, я узнал, что в минувшие выходные на границе Севера и Юга вновь вспыхнули боевые действия. Оказывается, Южный Судан не выполнил требование ультиматума, предъявленного ему официальным Хартумом (по которому южане в срок до 31 мая должны были вывести свои войска с территорий, остающихся после раздела страны под юрисдикцией Северного Судана) и по этой причине северяне начали бомбить военные объекты южан в Южном Кардофане. Днём позже в миссии ООН в Джубе лётчики российской авиагруппы сообщили мне, что в Хартуме (столица Судана) в срочном порядке прошли переговоры о прекращении огня, бомбёжки в зонах противостояния закончились и теперь две армии застыли одна напротив другой в ожидании последующих приказов своих командований. Официальной границы между Севером и Югом как таковой нет, переход через милитаризованные территории вряд ли возможен, разве только для конвоев ОНН. "Это может быть затишье перед бурей", - говорят мне в Россавиагруппе, - "Всё может измениться очень быстро. Территориально Северу в этой ситуации терять нечего, и если он продолжит выдавливать южан, то ему по силам оттеснить их до Малакаля". А это северные окраины провинции Джунгли - как раз по линии моего маршрута вдоль Белого Нила.

Уже позже, пройдя Малакаль, из новостей информационных телеканалов я узнал, что в адрес Джубы прозвучали жёсткие предупреждения со стороны ООН, а президент США призвал лидеров Северного и Южного Судана демилитаризировать территории, прилегающие к границам, что были определены сторонами по Всеобъемлющему мирному соглашению 2005 года. Видимо это подействовало. Продвигаясь далее на север, я наблюдал едущие мне навстречу, один за другим, грузовики южно-суданской армии с военным имуществом и личным составом, передислоцируемым вглубь страны, а вдоль дороги - покинутые южанами военные поселения.

 

Север Судана спокоен, тут никогда не было никаких войн и местное население очень миролюбиво и дружелюбно, чего нельзя сказать про Запад (провинция Дарфур) или про Юг (Джуба). На протяжении десятилетий это были "горячие точки" Судана и во многом они остаются таковым до сих пор. В каждом из этих регионов несколько "идейных" группировок боевиков (таких как "Армия спасения Господа"), оспаривающих между собой право лидерство, и несчётное количество просто бандитских формирований.

Основная причина, по которой Судан был разделён - его нефтяные месторождения. Которые в результате раздела страны отошли к Южному Судану. Всё остальное (этнические, племенные, религиозные различия между Севером и Югом, неспособность центральной власти решать проблемы южных провинций и т.д.) было лишь благовидным предлогом для лидеров мятежного Юга, которые выступили с идеями борьбы "за свободу и независимость Южного Судана". Не исключено, что сценарий раскола Судана был расписан американскими стратегами. Экономический интерес США в этом регионе вполне очевиден. Они всячески способствовали отделению Севера от Юга, прессовали Хартум (столица Cудана) за его несговорчивость по этому вопросу. Еще летом 2010, во время моего первого визита в Судан, я столкнулся, например, с тем, что система электронных карт Visa (американский продукт) в это стране не работает. Причина - экономические санкции США, введённые против официального Хартума.

 

Сейчас под эгидой United States Agency for International Development (USAID) завершается строительство современного шоссе от Джубы в Уганду. Это даст возможность транспортировать автоцистернами южно-суданскую нефть по коридору Южный Судан - Уганда - Кения (порт Момбаса) и далее - танкерами в Новый Свет. За многолетнюю, масштабную помощь, полученную мятежным Югом, он в состоянии расплачиваться только природными ресурсами, прежде всего - нефтью. Естественно, цена за баррель по этим поставкам будет очень смешной (для примера, Китай по аналогичным схемам получает из Африки нефть по 1-3 USD/баррель, в то время как её рыночная цена уже перевалила за 100 USD). При таком раскладе все расходы дяди Сэма, связанные с Южным Суданом, окупятся многократно.

Есть мнение, что отделение Юга - это лишь первая ласточка. В стране богатые залежи полезных ископаемых, из-за череды гражданских войн многие месторождения до сих пор не разрабатывались. Найдётся немало желающих контролировать их. При этом этнический состав Судана чрезвычайно многообразен, что позволяет найти на интересующей инвесторов территории какую-либо народность, амбициозные представители которой заявят о её намерении отделиться от официального Хартума и создать суверенное государство. Начнётся новая война за "свободу и независимость". Некогда самая большая страна Африки, вероятно, будет дробиться ещё не раз. И следующий регион, который заявит о своём отделении, скорее всего, будет Западный Дарфур.
 

 

В моей жизни

Моё нынешнее велосипедное путешествие по Азии и Африке длилось 16 месяцев. Оно началось в Дагестане, в Дербенте - в самом южном городе России. Проехав через 15 стран, я добрался до самой южной точки Африки, до мыса Игольный. В середине марта 2011 я стартовал из ЮАР в обратный путь и уже в июне вернулся обратно в Северное полушарие, к месту слияния Белого и Голубого Нила (Судан, Хартум). Здесь завершилась большая "африканская петля" моего маршрута. На велосипеде пройдено 29,2 тыс.км по дорогам 18 стран (Судан, Танзания, Зимбабве - пройдены дважды). Я ничуть не жалею о проделанном пути - у меня нет ощущения, что эти год с небольшим выпал из моей жизни. И это не только потому, что за время путешествия в ней было множество ярких впечатлений, интересных встреч. Под влиянием пережитого что-то изменилось во мне самом. Определённо, я уехал из России одним человеком, а вернулся обратно несколько иным.

 


Кто-то назовёт меня бездельником (мне доводилось слышать это и на маршруте). Помню, когда я в 2011-м вернулся в Хараре, один сотрудник Посольства РФ в Зимбабве сказал мне. "Ты не представляешь, насколько ты перевернул мою жизнь. Когда ты уехал, тут после тебя ещё долго не умолкали споры: этот путешественник - кто он? то, что он делает - правильно это или нет? умно или глупо? а смог бы я так же вот, как он? Не скрою, кое-кто высказывался, что ты дурак, которому в жизни нечем заняться. Но большинство сошлось на том, что ты - просто счастливый человек, ты свободен, независим, ты можешь делать то, что хочешь, о чём мечтал, быть может, когда-то в молодые годы. Поверишь ли, после тебя я понял, что мне просто необходимо тоже сделать что-то, о чём я всегда мечтал. И я начал воплощать мечту своей юности - построить модель парусника. В Интернете нашёл чертежи фрегата "Паллада" и вот его остов уже почти готов".

Надо сказать - это не единственный случай, когда после знакомства со мной, с моими путешествиями, собеседники по иному взглянули на свою жизнь. Что ж, подумал я, если в этом и есть моё предназначение - так вот переворачивать души людей, то не так уж оно и плохо.

 

Моё путешествие изменило жизнь моих близких. Моя мама, чтобы следить за моими перемещениями, освоила интернет - завела почтовый ящик, стала заходить в Википедию, на E1.RU, на форум "Крути педали!", где я отписывался по мере возможности в течение всей экспедиции. Вслед за ней активными интернет-пользователями стали многие из её подруг. Теперь они общаются между собой по скайпу.

Ближайшие планы - участие в августе в гонке Париж-Брест-Париж,2011г. (дистанция 1230 км). Сейчас идёт подготовка к этому веломарафону. Есть предложение от Русско-Африканского фонда науки, культуры и делового сотрудничества совершить путешествие по Западной Африке. Так что, возможно, я еще вернусь на африканский континент...

560x420_dscn8967.jpg

ФОТОГРАФИИ, сделанные Игорем Ямангуловым во время его экспедиции, можно посмотреть здесь

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Автором колонки может стать любой. У вас есть свое мнение и вы готовы им поделиться? Почитайте рекомендации и напишите нам!

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться
Loading...
Loading...