Во вторник, 11 декабря,  Екатеринбургская городская дума вновь отложила рассмотрение вопроса о строительстве второй ветки метро в столице Урала. А ведь депутатам нужно поставить свое резюме на политическом решении мэрии – строительстве одного тоннеля диаметром 12,5 метров.

Преимущество такого тоннеля очевидно: пути идут не параллельно друг другу, а друг над другом. Если первая ветка на всей своей протяженности состоит из двух тоннелей, то тут можно будет обойтись одним. Для горнопроходческого комплекса в два раза меньше работы, а значит и сроки в два раза меньше.

Впрочем, даже если сейчас решится вопрос с финансированием и проектной документацией, само строительство начнется не раньше, чем через полтора года. Метростроевцы сломали легендарный ВИРТ, когда копали обратный тоннель от Ботанической до Чкаловской. Новый горнопроходческий комплекс нужно заказывать, делать на заводе его будут не меньше 12 месяцев, еще шесть месяцев уйдет на доставку в Екатеринбург. Так что промедление может грозить срывом масштабного проекта – пуска первой очереди второй ветки к Чемпионату мира по футболу 2018 года и второй очереди – к международной выставке ЭКСПО-2020.

«Если мы еще два года протянем, и потом за три года надо будет построить метро, о каком качестве можно говорить? Забудьте про него сразу» — возмущается компетентный источник JustMedia, близкий к «Метрострою».

В то же время в администрации открыто заявляют, что не собираются начинать подготовительные работы. По словам источника, дело не в деньгах, точнее, не в их отсутствии.

«Финансирование и в прошлом году было, и в этом году есть. В этом году точно были деньги на проектирование. Просто они никому не нужны были и их перевели на другое. Были в бюджете заложены. И на следующий, на 2013 год заложены».

Эту позицию озвучил и вице-мэр по стратегическому планированию, вопросам экономики и финансам Александр Высокинский. По словам чиновника, власти опасаются, что необходимые для строительства средства – 32 млрд рублей – не будут выделены из федерального бюджета. И тогда вся работа насмарку.
«Для того чтобы начать строительство метрополитена, необходимо провести продолжительные по времени подготовительные работы, — заявил Высокинский. —Их стоимость, по предварительным расчетам, составляет до 300 млн рублей. Мы опасаемся выделять эту сумму, так как решение о строительстве и, соответственно, финансировании второй ветки метрополитена на федеральном уровне еще не принято. Решение это может быть принято не ранее июня 2013 года».

Тем временем областные власти бодро отчитываются о подвижках в вопросах финансирования подземки в Екатеринбурге.

Так, по данным департамента информационной политики губернатора, предложения свердловских властей об участии федерации в финансировании строительства второй ветки подземки Екатеринбурга направлены в организационный комитет, занимающийся подготовкой городов к принятию игр чемпионата мира по футболу в 2018 году.

«Городам дали право подготовить перечень вопросов и предложений по инфраструктуре. Мы уже все сделали и посчитали. В том числе там есть метро, - заявил губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев. — Решение, скорее всего, будет уже в первом квартале следующего года».

Впрочем, специалисты уличили Евгения Владимировича в лукавстве. За пределами области власти не рискуют проводить параллели между этими двумя событиями.

«Сегодня область очень осторожно подходит к формулировкам строительства метро конкретно к чемпионату мира, — говорит источник JustMedia, близкий к проектировщикам. — Я сегодня был в минтрансе, товарищ министр сказал прямо: Мы стараемся завуалировать те два события - пуск метро и открытие чемпионата мира». Потому что если мы начнем об этом говорить, нам ответят: «Ради четырех – максимум шести матчей метро не нужно». Поэтому, конечно, там идет определенный напряг. Они уважаемому президенту написали письмо со всеми затратами, которые в том числе и под метрополитен. Суммарно там под сто миллиардов получилось. Естественно, никто таких денег на это не даст. Но, тем не менее, на что-то они получить надеются. Поэтому сегодня самое главное – красиво нарисовать, для чего нужны эти станции метрополитена. Сейчас все этим озабочены. Все ждут, что город раскошелится на проектную документацию, а дальше схема неизвестна. Вплоть до того, что китайцы с ложками стучат или частный инвестор в лице Юрия Ивановича (Дозорец, директор ООО «Метрострой-ПТС» - прим. JustMedia) может сказать: «Давайте, я буду строить». Но рабочую документацию заказывать город не собирается».