7 декабря вторник
СЕЙЧАС -15°С

"Окунулся в прорубь, снял на видео, выложил на Youtube и всё": священник призывает уральцев к сознательности во время Крещения

Представитель Церкви о духовном смысле погружения в купель и правилах использования святой воды.

Поделиться

Занырнуть в прорубь в праздник Крещения – традиция, к которой ежегодно приобщается всё больше и больше уральцев: об этом, как минимум, свидетельствуют автомобильные пробки, которые в этот день образуются на улицах, ведущих в сторону озера Шарташ. Вечером 18 января к купелям выстраиваются очереди из желающих окунуться в ледяную воду. О том, почему нам так полюбился этот обряд, и какой у него смысл, разговариваем с протоиереем Алексеем Кульбергом, настоятелем храма Большой Златоуст.

 Отец Алексей, это правда, что у крещенской воды – особые свойства?

– Свойства, которые приобретает вода в этот день, скорее, вспомогательные, чем принципиально определяющие. Внешне мы замечаем, что вода не портится, вода в определённых ситуациях людей укрепляет – когда человек болеет, ему тяжело, плохо. Помогает она и в необычных ситуациях: когда человек страдает от нечистой силы. Такое состояние в народе называют точным словом беснование. Крещенская вода эту силу отпугивает.

 Вряд ли все, кто в этот день идёт к проруби, вкладывают в это действие какой-то духовный смысл. Как вы относитесь к людям, которые верующими себя не считают, но всё равно в этом участвуют?

– Есть люди, которые почему-то слышат о том, что надо залезть в купель, но не о том, что надо по воскресеньям в храм приходить, о своей душе думать, исповедоваться. Они только видят и понимают купель, в которую надо прыгнуть, и считают, что это благочестие.

 Осуждаете?

– Сказать, что это богопротивное деяние – нельзя. Человек пришёл. Уж какая там вера у него, но он её так выражает. Бог принимает от нас самые нелепые шажки в его сторону и исправляет наше понятие о нём. Я думаю, что неправильно будет сказать: нельзя окунаться в воду, если человек некрещеный. Это шаг к Богу: если человек это делает с уважением к святой воде, к тем людям, которые собрались, без кощунства, то он пользу для себя приобретёт. 

Мне, кстати, известен такой случай: один большой человек, руководитель района, ходил погружаться в купель ради своего высокого положения – хотел показать, что он близок к народу, и окружающие понимали, что это его некий пиар. Когда ему это стало не нужно, он уже ушёл с этой должности, он продолжал и в прорубь, и в храм ходить – пришёл к вере. Поэтому никогда не стану отговаривать или отталкивать тех людей, которые в Крещение приходят к купели со святой водой.

 Есть какие-то правила, как использовать крещенскую воду?

– Есть несколько правил, как нельзя её использовать. Всё, что с этим связано, – обоюдоострый меч. Он может поразить как одной стороной противника, так может ударить и тебя. Поэтому надо сознательно относиться. Первое – нельзя использовать святую воду по совету так называемых экстрасенсов, магов, гадалок и так далее. Они пытаются оперировать с крещенской водой и на это направляют наивных граждан. Другая категория людей – люди, которые намеренно живут против Христа. Например, врач, который сознательно делает аборты, каждый день убивает детей. Если такой человек, не раскаявшийся, придёт за крещенской водой, я думаю, что и такому человеку вода пользы не принесёт.  Ну и, наконец, не стоит на ней варить супы, заваривать чай. Не стоит использовать эту воду в бытовых целях, это будет кощунством по отношению к святыне.

 Несколько лет назад наблюдала такую картину в Крещение в Старопышминске. Там есть купель на источнике возле храма. Очередь большая стояла, чтобы нырнуть.  И возле купели активно торговали кагором. Меня это как-то насторожило, тем более, что и цена у него была выше "магазинной"… Это нормально вообще?

– Я знаю, что в храмах в лавке есть предметы, которые можно приобрести для использования в храме – свечи, масло, кагор. Вопрос – как это делать, какова мера. Если отпускать ящиками для распития – это профанация. Здесь вопрос к конкретному настоятелю: соблюдена ли мера? Если это предлагается приобрести для распития далеко не отходя – большие вопросы к такому настоятелю. Насколько я знаю, на сегодняшний день в храмах Екатеринбурга подобного нет. И к тому же, вино – алкогольная продукция, на которую распространяются соответствующие законы и правила.

 Люди стремятся окунуться в прорубь в ночь с 18 на 19 января. А в другие дни – уже не тот эффект?

– Праздник Богоявления продолжается два дня – освящается вода 18 и 19 числа. И оба этих дня после освящения в иордани можно окунаться. Но, конечно, моментально 20 числа вода не меняет в обратную сторону своих свойств. В течение недели до "отдания" праздников можно продолжать в эти же купели погружаться. Можно прийти 20-го с тем же успехом, не нужно создавать ажиотаж.

 Мне кажется, что для многих нырнуть в иордань – это такой экстрим. Как с парашютом прыгнуть. Вы, как представитель Церкви, как к такому восприятию относитесь?

– Здесь принцип очень простой. Кто чего ищет, тот это и получает. Кто приходит поморжевать, адреналин свой пожечь, тот получает ровно это. Тот окунулся, охладился, сердечко постукало, сфотографировал, снял на видео, положил в Youtube – всё. Это всё, что было ему нужно. Что заказал – то и получил. Человек же сознательный понимает, что он стоит перед тайной Божией, что он грешный человек и сейчас он прикоснётся к той воде, в которой крестился богочеловек Иисус Христос. Терпя этот холод, он помолится, грешный человек, которому предстоит отвечать за свою жизнь. Такому человеку Господь даст всё правильно. И сейчас укрепит, вразумит его, и в будущем, когда человек будет стоять на суде, этот день зачтётся не самым худшим днём в его жизни. 

 А правила для самого погружения в иордань есть? Нужно ли трижды нырять?

– Есть традиция погружаться в Крещение в иордань по тому же принципу, как нас крестят. Во время крещения трижды погружают в воду – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Точно так же люди, окунаясь в иордань, стараются трижды погрузиться, повторяя эти слова – во имя Отца, Сына и Святого Духа. Не надо путать это погружение с крещением – некрещёный человек, конечно, крещёным не становится. Кто не может погружаться, просто умывается в этой воде.

 На себе что должно быть?

– Главное, чтобы человек видом своим не смущал окружающих. Ну, уж каждый пусть сообразит – в халатике, в ночнушке. А то бывает, что наденут ночнушки, а под низ ничего не наденут – и из воды вылезают, и думаешь – уж лучше бы ты купальник надела. В Израиле на реке Иордан есть место, где погружаются в реку. Там вообще запрещено погружаться без специальной рубашки.

 Вы упомянули про обряд крещения. Сейчас, насколько мне известно, прежде чем покреститься, надо подготовку пройти?

– Всякое действие должно быть разумно. Чтобы было понятно: когда человек решает получить автомобильные права, он же делает это не для того, чтобы взять документ и положить его в карман, а для того, чтобы ездить по дорогам на автомобиле. Будет глупо выдавать просто так права человеку, который не научился водить. А крещение – это не менее ответственное деяние. В крещение человек посвящается определённым образом Богу и вступает с ним в определённые отношения. Если он вступает в эти отношения, он должен знать правила жизни по Богу, по его заповедям. Если не знает, если живёт потом, как некрещёный, то это вызывает много вопросов. Мы говорим: посмотрите – человек, христианин, а ведёт себя, как свинья. Когда он предстанет перед Богом, это будет трагедия его жизни – потому что не научили, не объяснили. Мы должны разъяснить, под чем он подписывается. Если мы будем крестить людей, не разъясняя, это всё равно, что в банке просить подписывать договор, в котором ничего не понятно.

 Написано мелким шрифтом.

– Да, мелким шрифтом. Потому сегодня, если взрослый человек принимает крещение, он должен пройти подготовку, в этом ничего нет нелогичного. Сколько займёт подготовка, это в каждом случае определяется индивидуально. Есть люди, которым одной встречи хватает – мы понимаем, что этот человек уже готов, уже имеет понимание христианина. Но этот случай очень редкий. Обычно это занимает от двух-трёх недель до двух-трёх месяцев.

 Вернёмся к празднику Крещения. Будет ли что-нибудь новое в Екатеринбурге на этот раз?

– У нас должна появиться одна иордань в месте, где никогда не было – на перекрёстке улиц Малышева и 8 Марта, в сквере возле храма Большой Златоуст. Здесь собираемся оборудовать купель в виде бассейна, открытую, с палаткой для переодевания, чтобы можно было переодеться, погрузиться, обратно выйти и чайку попить. Чаю – а не кагора! Купель будет работать 19 января с 12 до 19 часов.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter