Предприниматели Кушвы уверяют, что остаются без прибыли и рынка сбыта в связи с агрессивной экспансией ритейла в город. 

Агрессивное наступление федеральных торговых сетей на российские регионы по всей стране оставляет тысячи предпринимателей без работы, а городские бюджеты – без десятков миллионов рублей налогов. Проблемы возникают в каждом населённом пункте, куда заходят такие гиганты, как "Магнит", "Пятёрочка" и "Монетка". Но впервые за много лет уральские предприниматели открыто и массово ополчились на крупнейшие продуктовые компании. 

Владельцы магазинов, кафе и киосков в Кушве обвиняют сети в том, что они оккупировали город и забрали их доход, а вместе с ним и спокойную размеренную жизнь. Около 83% торгового оборота Кушвы занимают пришедшие в город сетевики и только 17% – местные. 

Инициативные предприниматели требуют от властей внимания, понимания, уважения, налоговых послаблений и, конечно, ущемления агрессивно наступающих на тридцатитысячный город торговых сетей. Многие уже побросали свои магазинчики, чтобы избежать дальнейших потерь, однако остались те, кто готов бороться за право вести бизнес в родном городе.

На большом совещании в администрации Кушвы, которое хозяева магазинов, киосков и кафе собрали по следам одной из публикаций E1.RU, они заявили, что ситуация накалена уже до предела и город попросту рискует остаться без основных налогоплательщиков.

Корреспонденты E1.RU побывали в Кушве и попытались понять, чего требуют местные предприниматели и как можно разрешить создавшийся конфликт интересов. 

В Кушве, где живут около 30 тысяч человек, работают 11 крупных ритейлеров, среди которых – пять магазинов "Магнит", четыре магазина "Красное и Белое" (ещё два готовятся к открытию), три магазина X5 Retail Group ("Пятёрочка" и "Перекрёсток"), одна "Монетка" и один "Кировский". Всего 23 торговых точки, в которых, по данным местной налоговой, трудоустроено около 500 человек. В противоположном углу ринга – 500 местных предпринимателей, у которых трудится 2,3 тысячи человек. 

"Чиновники смотрят на нас, как на врагов"

Отстоять свои позиции представители малого бизнеса отправляются в администрацию города на большое собрание с участием чиновников и сотрудников прокуратуры. Выступления кушвинских предпринимателей взрывообразны, эмоциональны, местами даже агрессивны, но по большей части лишены конструктива. Хотя и с точки зрения арифметики, и чисто по-человечески понять их можно: в Кушве предпринимательство по сути является "градообразующим предприятием", которое трудоустроило 2,3 тысячи человек. На заводе компании "Молочная благодать", к примеру, работает чуть больше 600 человек, а на шахте Южная (Высокогорский ГОК) – около 850. 

Местные предприниматели настаивают, что крупные торговые сети нарушают законы о конкуренции. 

По возражениям некоторых городских чиновников ясно: помогать бизнесменам они не хотят. Одна из предпринимательниц, не сдержав эмоций, громко говорит, показывая на сотрудников администрации: "Они сидят и смотрят на нас, как на врагов!"

В белоснежном здании с раритетной надписью "Горсовет" и вправду куча других проблем: при убийственно дефицитном бюджете нужно чинить дороги, чистить от снега тротуары и в оперативном режиме справляться с коммунальными проблемами в подвалах старых домов. Но всё это меркнет, когда предприниматели задают риторический вопрос: "А если мы все к чёртовой матери загнёмся и позакрываемся, откуда будет брать деньги ваш бюджет?"

Не будет местных предпринимателей – не будет денег, чтобы чинить дороги, чистить от снега тротуары и решать проблемы  коммуналки.


 


"Местные производители – тоже не за нас"


 


На стене в кабинете главы Кушвы висит календарь местного завода "Молочная благодать". И ручка на столе оттуда же. Современное производство молочных продуктов в Кушве – вообще хороший повод для гордости: по данным регионального Министерства АПК и продовольствия, оно занимает долю в 17% рынка молочных продуктов области. Но в городе упоминание владельцев и руководства компании, отца и сына Юрия и Александра Жуковых, вызывает зависть и обиды. Хозяева небольших магазинов в Кушве жалуются, что родной завод отгружает торговым сетям продукцию по значительно более низкой цене, чем им. Поэтому жителям, конечно, выгоднее купить молочку в сетевом магазине за меньшие деньги. 


 


Генеральный директор "Молочной благодати"  Александр Жуков и исполнительный директор Константин Ёлышев уверяют нас, что свой товар отпускают всем по единой цене. Отдельно рассказывают о том, что нынче и им приходится непросто – стоимость упаковки, которая производится за рубежом, в связи со скачками валют в последнее время выросла почти на 60%, а цены они с 2014 года ещё не меняли.


 


– Рынок за последние 10 лет значительно изменился. Сетевые магазины занимают большие площади, у них больше ассортимент и цены ниже. К сожалению, реальность такова, и перераспределение происходит у нас на глазах. Мы закупаем молоко более чем в 30 хозяйствах на территории области. В Кушве у нас есть один фермер, у которого мы закупаем всё молоко, которое он надаивает. Перерабатываем около 200 тонн в сутки, и 1,5 тонны этого фермера – не так уж и много для нас. Но это местный человек, мы давно с ним работаем и дорожим этими долгосрочными партнёрскими отношениями. Но кроме этого фермера предложения для нас в Кушве больше нет – поголовья скота больше никто не держит. Но мы готовы работать со всеми хозяйствами, качество продукции которых нас устроит, – рассказал E1.RU исполнительный директор компании "Молочная благодать" Константин Ёлышев


 


"Молочная благодать" перерабатывает около 200 тонн молока в сутки. У одного из местных фермеров завод закупает около 1,5 тонн. Но больше вступить в бизнес-контакт в Кушве не с кем – фермеров с каждым годом в городе становится всё меньше. 


 


"Найти общий язык с крупными сетями невозможно"


Глава кушвинской администрации Михаил Слепухин говорит, что с проблемами предпринимателей знаком хорошо – у его супруги уже много лет в городе работает небольшой продуктовый магазин. Взвешивая прибыли маленьких торговых точек и крупных ритейлеров, Слепухин отмечает, что предприниматели по факту имеют меньше возможностей, поэтому имеют полное право на защиту. Какую именно защиту, глава не уточняет, но повторяется, что готов поддержать в местной думе инициативы малого бизнеса. 

– Меня волнует, что складывается ситуация, в которой сегодня сети вообще социально не ориентированы и их главная задача – заработать деньги. Чем больше, тем лучше. У нас есть предприниматели, которые, например, держат торговую точку в центре города и пару точек на периферии. Некоторые магазинчики на окраине работают с рентабельностью, может быть, 3–5%, но они всё равно держат их, понимая, что они там нужны людям. А сети ведь не идут в деревни и отдалённые микрорайоны. Им вообще это не интересно. Поэтому я к этим компаниям отношусь крайне равнодушно и никакого диалога с сетями у меня нет. Я знаю людей, которые говорят, что, если сети будут распространяться и дальше (в городе готовится к открытию магазин "Райт". – прим. ред.), они просто будут сразу закрывать свои магазины сами, не дожидаясь разорения, – отметил в интервью E1.RU глава администрации Кушвинского городского округа Михаил Слепухин

Глава администрации Кушвы Михаил Слепухин сетует, что федеральные компании вообще социально не ориентированы.  О том, что бизнес – это прежде всего прибыль, в небольших городах вспоминать не любят. 


 


Закон "О торговле"? Не, не слышали!

В законе о торговле есть статья N 14, которая должна защищать мелких предпринимателей от крупных торговых сетей. Она запрещает компаниям арендовать или покупать новые помещения для бизнеса, если их доля в общем торговом обороте города превышает 25%. E1.RU уже неоднократно писал, что контроль за исполнением этой нормы оставляет желать лучшего. Если быть ещё точнее, органы власти или действительно никогда не слышали об этой части закона, или не умеют ей пользоваться (и даже не скрывают этого), или просто умело лицемерят. Ситуация в Кушве не лучше – о норме в местной администрации знают, но ссылаются на то, что ФАС и Росстат, наверное, не раскроют им нужных данных при случае. 

Уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх, к которой кушвинские предприниматели собираются обратиться за помощью, отмечает, что закон "О торговле" действует уже не первый год, а многие предприниматели, как оказалось, не пытались в нём разобраться.

– Превышение доли присутствия какой-то компании в отдельно взятом городе – это нарушение конкурентных правил. И если вы предполагаете, что в вашем городе доля присутствия превышена, нужно обратиться в ФАС. С конкретными названиями и цифрами сообщить своё предположение и попросить провести проверку. Нужны конкретные обращения от конкретных людей. Такая проблема есть в каждом городе, и предпринимателям надо не митинговать, а действовать, – рассказала E1.RU уполномоченный по правам предпринимателей в Свердловской области Елена Артюх.  

Елена Артюх добавила, что поднимает эту проблему везде, где возникает возможность, и на ближайшем заседании общественного совета при ФАС, которое пройдёт в первой половине февраля, попросит представителей ведомства составить график проверок муниципалитетов по контролю за этой нормой закона. Инициативу местных предпринимателей о появлении в городе своего общественного помощника свердловский бизнес-омбудсмен поддержала и готова рассмотреть кандидатуры.  

 – На последнем заседании межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей в прокуратуре Свердловской области я озвучила два важных момента: отсутствие надлежащего контроля за долей присутствия конкретных компаний и отказ ритейлеров принимать на реализацию продукцию местных производителей, – поясняет Артюх. 

Председатель кушвинского филиала Союза промышленников и предпринимателей Виктор Колодкин (на фото слева) обращает внимание чиновников администрации на то, что ритейл имеет долю в товарообороте города около 83%, а местный бизнес  только оставшиеся 17%. При этом налогов местный бизнес в казну Кушвы платит в разы больше. 


 


"Мы готовы на крайние меры. Пусть за всё теперь платят сети"


 


Предложения кушвинских предпринимателей, которые они передали в администрацию, местами зашкаливают и однозначно не проходят тест на адекватность. Например, ограничить время работы торговых сетей до 19:00. Однако лучше что-то делать, чем сидеть сложа руки. Есть в том списке и более дельные пожелания: поддержать инициативу Елены Артюх о введении в России критерия от 35 до 50% суммарного товарооборота для всех крупных компаний на территории муниципалитетов; пригласить специалистов антимонопольной службы для проведения проверки законов о конкуренции; предложить Городской думе снизить часть налогов. Но в ближайшее месяцы, правда, мелкому бизнесу придётся нелегко, считают финансисты. 


 


– Полагаю, что давление крупных ритейлеров на малые торговые точки будет происходить в течение 1-го квартала. Ритейлеры имеют больше возможностей договориться с крупными поставщиками об отсрочке повышения цен из-за более высоких объёмов закупок. Но в любом случае через 2–3 месяца розничные цены выйдут на новый равновесный уровень, и в этом плане всё должно вернуться примерно к той ситуации, которая была до девальвации. Это касается розничной торговли продуктами питания и товарами первой необходимости. А вот для торговцев бытовой техникой, электроникой, импортной одеждой среднего и дорогого сегмента год будет крайне сложным, и многие предприниматели и, возможно, крупные сети вынуждены будут уйти с рынка, потому что платёжеспособный спрос в этих сегментах существенно упадёт, – поделился с E1.RU своими прогнозами руководитель дирекции корпоративного бизнеса МДМ Банка Максим Лукьянович.


 


Кушвинские предприниматели обижаются, что платят в разы больше налогов, чем ритейлеры, но никаких преференций за это  не получают. По их словам, найти выходы из ситуации – в интересах кушвинских чиновников. 

Владельцы магазинов, кафе и киосков в Кушве не верят в чудо, но готовы бороться. Сгоряча даже грозят перестать платить за городские праздники и мероприятия, освещение на улицах и покупать подарки детям, ветеранам и пенсионерам. Потом, правда, добавляют, что, скорее всего, платить будет просто нечем. Но несмотря на всё это, предлагают объединяться, не молчать и выносить их за пределы своих городов. Обнадёживает одно – в правительстве России уже неоднократно говорили, что российский ритейл уже достиг достаточного развития и пришла пора для более внимательного отношения к малому и среднему бизнесу. 

По данным кушвинской налоговой, в городе зарегистрировано чуть больше 1 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства. Из них по факту работает только около 500. С каждым годом количество их снижается. Многие, уходя, продают свои помещения именно федеральному ритейлу. Пришедшие на собрание в администрацию города, просят занести себя, как исчезающий вид, в Красную книгу. 

Объём присутствия крупных торговых сетей на конкретных территориях регламентируется законом N 381 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации". Обязанности по контролю за выполнением закона в части превышения ритейлерами обозначенной доли рынка лежат на Федеральной антимонопольной службе и администрациях муниципальных образований. E1.RU продолжает следить за ситуацией. Свои истории присылайте на e-mail: am@corp.e1.ru.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU