Алексей Сулимов, главный детский невролог Екатеринбурга
Алексей Сулимов, главный детский невролог Екатеринбурга

Накануне сезона отпусков, «больших» школьных каникул и построения планов на следующий учебный год E1.RU встретился с главным детским неврологом Екатеринбурга, кандидатом медицинских наук, заместителем главного врача ДГКБ № 9 по науке Алексеем Валентиновичем Сулимовым.


— Алексей Валентинович, сейчас весна, многие взрослые жалуются на ощущение постоянной усталости, когда нет сил ни на работу, ни на домашние дела. Дети в конце учебного года тоже устают…


— Конечно, дети устают. И из-за нагрузки в школе, и из-за тех проблем со здоровьем, на которые родители не всегда обращают внимание. У детских неврологов тоже есть термин — «синдром хронической усталости у детей». Это защитная реакция организма, когда при чрезмерной нагрузке он начинает экономить энергию: умственную, физическую, психологическую. Родители могут принять его за лень у ребёнка, а на самом деле это далеко не лень! Это режим экономии на фоне истощения всех основных систем организма. Неустойчивые эмоции, раздражительность, плач без причины или, наоборот, грубость, плохая учёба и отсутствие интереса к жизни — это всё проявления этого синдрома.


— То есть причина всему — нагрузка в школе?


— Во многом причина в этом. Представитель уважаемого всеми НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков, доктор медицинских наук, профессор Наталия Куинджи, выступая перед нами на различных симпозиумах, не один раз обращала внимание на то, что существуют природой запрограммированные нормы, сколько часов занятий может выдержать ребёнок в определённом возрасте. Например, в 5-м классе на пятидневную рабочую неделю должно приходиться не больше 28 уроков. При шестидневке — 31 урок. В шестом классе при пятидневке — 29 уроков, при шестидневке — 32. И никакие гимназии и лицеи не могут закладывать в расписание уроков больше. Но тем не менее закладывают. А потом это ещё усугубляется дополнительными кружками и секциями, в которые водят своих детей все уважающие себя екатеринбуржцы. Мне в таких случаях очень жаль детей. Тем более не все родители знают ещё один доказанный факт: сама по себе программа общеобразовательной школы непосильна более чем для трети школьников, и нагрузка по некоторым предметам превышает допустимую иногда в десятки раз.


Синдром хронической усталости родители могут принять за лень, но на самом деле это защитная реакция организма
Синдром хронической усталости родители могут принять за лень, но на самом деле это защитная реакция организма


— А в итоге такой учебы ребёнок может заболеть?


— Конечно, причём чем угодно! От головных болей до серьёзных заболеваний желудочно-кишечного тракта. Для нервной системы ребёнка перегрузка никогда не пройдёт бесследно, особенно если родители стараются его всеми силами «вытянуть», не считаясь с его возможностями. К сожалению, с возрастом такой ребёнок имеет высокий шанс пополнить ряды личностей с серьёзными отклонениями в психике. И здесь уже будут страдать родители ребёнка и все окружающие.


— И как ему помочь?


— Ни мы, врачи, ни родители не можем повлиять на школьную программу. Но любой родитель может посчитать, сколько у ребёнка в сутки уходит на сон, сколько — на занятия и прогулки, и на основании этого скорректировать его нагрузку. Оптимальная продолжительность ночного сна для младшего школьника — 9,5–10 часов в сутки. Общая продолжительность занятий вместе с приготовлением домашних заданий сейчас у детей очень большая — около 10 часов. Поэтому в оставшиеся 4 часа родители просто обязаны обеспечить ребёнку прогулку на свежем воздухе и эмоциональную разгрузку. Сон, режим и прогулки — это три главных фактора по борьбе с детской усталостью и плохим настроением. Если же у ребёнка уже есть серьёзные изменения в состоянии здоровья — появились головные боли, бессонница, у него повышается артериальное давление, беспокоят сердцебиения, то здесь один путь — к врачу.


Чрезмерная нагрузка в школе усугубляется кружками и секциями, куда каждый уважающий себя родитель стремится записать ребёнка
Чрезмерная нагрузка в школе усугубляется кружками и секциями, куда каждый уважающий себя родитель стремится записать ребёнка


— Современные гаджеты и телевидение для ребёнка тоже вредны, как и чрезмерная учёба? Или они развивают детей?


— Здесь нужно смотреть, что мы развиваем. У каждого из нас при рождении заложено определённое количество нервных клеток, отвечающих за способности в будущем. Но эти клетки надо ещё грамотно «включить», чтобы они заработали. Человек двигается, говорит, ходит за счёт лобных долей головного мозга. Их недостаточная загрузка работой тормозит полноценное развитие.


Если ребёнок с полутора-двух лет постоянно смотрит телевизор, а потом родители покупают или дают ему свой планшет, то у ребёнка оказывается постоянно включённой в работу совсем противоположная — затылочная часть мозга, в которой расположены зрительные центры. Другие части головного мозга в это время не развиваются. Потом этому ребёнку, который с детсадовского возраста привык по несколько часов в день смотреть мультики по телевизору или не выпускает из рук планшет, будет значительно сложнее освоить математику и письмо в школе.


К тому же постоянная перегрузка любого участка мозга приводит к повышенному износу нервных клеток и к их неправильной работе. Во время новогодних утренников всегда резко возрастает число эпилептических припадков у детей: их провоцируют мелькающие и моргающие лампочки. А чем в этом плане отличается телевизор? Абсолютно ничем! Уже давно известна телезависимая форма эпилепсии, и больные даже знают, какой глаз у них запускает эпиприпадок. Поэтому меня очень настораживает, если ко мне на приём приводят ребёнка, про которого родители говорят: «Он у нас ещё не умеет ни читать, ни писать, зато уже освоил планшет!». Я считаю, что такие родители лишают своего ребёнка очень многих возможностей в будущем, но пока они этого просто не понимают.


— А что тогда делать родителям, чтобы развлечь ребёнка в то время, когда им самим некогда с ним заниматься?


— Заберите планшет, выключите телевизор и дайте ребёнку самые простые игрушки. Да, верните детям деревянные игрушки — именно они дают понятия о форме, размерах предметов, развивают мелкую моторику! Дошкольнику намного полезнее покатать машинку, а девочке поиграть с куклой вместо просмотра мультфильмов или игр на планшете. И это не прошлый век, это правильно расставленные акценты в развитии коры головного мозга.


Простые игрушки дают ребёнку представление о форме и размере предметов, развивают мелкую моторику
Простые игрушки дают ребёнку представление о форме и размере предметов, развивают мелкую моторику


Если вы решаете вопрос, оставить ребёнка дома смотреть мультики, пока вы ходите в магазин, или взять его с собой, — лучше возьмите его с собой. Потому что это дополнительные эмоции и опыт. Лучше сводить ребёнка в театр, чем посмотреть ту же самую сказку по телевизору: здесь больше впечатлений. Нагрузка на нервные клетки будет более равномерной, а развитие малыша — более гармоничным.


— С недавнего времени детские неврологи стали очень популярны у родителей. С чем это связано — больных детей стало больше или это веяние моды?


— И то, и другое. Медицина не стоит на месте, сегодня мы выхаживаем тех новорождённых, которые ещё 10–20 лет назад просто бы не выжили. И вот им, конечно, помощь невролога и других врачей будет нужна ещё очень долго. А в основном такая высокая «популярность» детских неврологов — это, конечно же, веяние времени. В Екатеринбурге до года принято показывать детей «именитым» неврологам не реже, чем раз в 1–2 месяца. Родители бывают очень увлечены лечением своих малышей: делают им бесконечные массажи, парафины, дают огромное количество медикаментов, к сожалению, иногда и по рекомендации знакомых, а не врачей. А после того как ребёнку исполнится год, девять из десяти родителей исчезают из нашего поля зрения. И это правильно!


По данным многочисленных медицинских исследований у доношенных детей диагноз перинатального поражения ЦНС обоснован только в шести случаях из тысячи. Более актуален он для недоношенных — у них гипоксическое поражение головного мозга из-за кислородного голодания во время беременности и родов встречается намного чаще — от 33 до 70%. Но у нас-то невролог в глазах почти всех родителей будет плохим, если не назначит ребёнку ничего из лечения или снимет его с диспансерного учёта! И, скорее всего, родители после него пойдут искать другого, более внимательного, с их точки зрения, специалиста.