Здание музея на Вайнера построено в 1914 году
Здание музея на Вайнера построено в 1914 году

Е1.RU представляет четвёртую часть проекта, посвящённого «каменным сокровищам» Екатеринбурга, — самым красивым и необычным каменным домам, уцелевшим в городе. Ранее мы рассказывали про Уральскую консерваторию, Дом актёра и Дом купцов Коробковых.


Сегодня речь пойдёт о доме купца Бардыгина, более известном как типография «Гранит» или Музей ИЗО. За свою жизнь здание успело побыть и магазином, и хранилищем бесценных сокровищ эвакуированного Эрмитажа.


Дом был построен в 1914 году по проекту архитектора Константина Бабыкина. Он автор проектов зданий екатеринбургского пассажа, театра оперы и балета, управления железной дороги и здания УНИХИМа на перекрёстке Химиков и 8 Марта.


Каменный двухэтажный дом с мезонином и подвалом — образец рационального модерна. Здание вытянуто вдоль улицы Вайнера.


Главный фасад асимметричный, с длинным левым крылом. Окна первого этажа — как витрины. Над каждым — парное окно второго этажа. К северному боковому фасаду примыкает современный пристрой картинной галереи.


Заказчик стройки — оптовый торговец мануфактурой, екатеринбургский купец первой гильдии Бардыгин. По словам историка Василия Цветкова, он относился к известному роду.


Над зданием возвышается мезонин с балконом
Над зданием возвышается мезонин с балконом


— Он мог быть родственником Никифора Михайловича Бардыгина из подмосковного Егорьевска, который создал империю, в которую входили механо-ткацкие производства, красильные фабрики, множество торговых заведений. Точно известно, что в доме на Вайнера работал его магазин, — рассказывает Василий Цветков.


В современном интерьере выделяется литая винтовая лестница
В современном интерьере выделяется литая винтовая лестница


В советское время наследников купца лишили дома. Сначала здесь находилась типография «Гранит», в которой печатались многие журналы города. А в 1936 году было решено создать Свердловскую картинную галерею.


Интерьеры дома сейчас полностью адаптированы под проведение выставок
Интерьеры дома сейчас полностью адаптированы под проведение выставок


За основу коллекции решили взять фонды художественного отдела Свердловского областного краеведческого музея, а тот в своё время вобрал в себя коллекции Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), которые собиралась ещё с последней четверти XIX века. После открытия впоследствии к ней потихоньку приплюсовывались и другие художественные шедевры со всей России.


Приказ об эвакуации Эрмитажа в Свердловск. 1941 год
Приказ об эвакуации Эрмитажа в Свердловск. 1941 год


В начале Великой Отечественной войны в галерею эвакуировали из Ленинграда уникальные сокровища Государственного Эрмитажа. Решение об эвакуации было принято в 1941 году, через два дня после начала войны.


Упаковывать и собирать произведения искусства в Эрмитаж пришли все, кто не был на фронте, — художники, артисты, учёные, студенты, прикреплённые к музею военные подразделения. Упаковка шла круглые сутки, работники спали прямо в зрительном зале Эрмитажного театра.


В Свердловск прибыло больше миллиона экспонатов из ленинградского музея
В Свердловск прибыло больше миллиона экспонатов из ленинградского музея


30 июня 1941 года эшелон с 500 тысячами уникальных экспонатов уехал из Ленинграда в Свердловск. В пассажирских вагонах сидели сотрудники музея, а на платформах между багажными вагонами стояли зенитки, которые прикрывали состав с воздуха. Он прибыл в город 9 июля. 20 июля приехал второй состав в 23 вагонах, он привёз 1 422 ящика, в которых было упаковано ещё около 700 тысяч экспонатов. Ценности распределили между галереей, костелом и подвалом особняка Ипатьева.


Спасённая картинка из Эрмитажа, переданная в дар екатеринбургскому музею, — «Воскресший Христос» венецианского мастера Марко Базаити
Спасённая картинка из Эрмитажа, переданная в дар екатеринбургскому музею, — «Воскресший Христос» венецианского мастера Марко Базаити


В октябре 1945 года все ценности вернулись в Ленинград. А Эрмитаж в благодарность за спасение своих сокровищ передал в 1946 и 1949 годах Свердловской картинной галерее 27 произведений живописи, 5 скульптур и 84 экспоната мебели, фарфора и бронзы.


Среди них — уникальная картина XIV века «Мадонна с Младенцем» кисти Якопо ди Чионе и картина «Воскресший Христос» венецианского мастера Марко Базаити, работавшего на рубеже XV-XVI веков.


В хранилище музея ждут своего часа сотни каталогов и книг
В хранилище музея ждут своего часа сотни каталогов и книг


После войны галерея стала стремительно расти, и к 1980-м места стало основательно не хватать. Поэтому в 1986 году появилось здание на улице Воеводина. Новый просторный зал вместил в себя коллекцию уральского чугунного литья, центром которой является уникальный Каслинский чугунный павильон, коллекцию икон XVII-XX веков и русского искусства того же периода. В 1988 году галерею нарекли Свердловским музеем изобразительных искусств.