Третий Градсовет оказался лояльнее предыдущих.

Третий Градсовет обошёлся без ожесточённых споров: новое использование мельницы Борчанинова-Первушина и новые здания вокруг неё одобрили – хотя и с обязательством учесть замечания. Примечательно, что на этом совете отсутствовал сенатор и бывший мэр Екатеринбурга Аркадий Чернецкий, и поэтому архитекторам удалось избежать его хлёстких характеристик по отношению к архитектуре или экономической обоснованности проекта.

Вкратце о проекте: это реконструкция самой мельницы и двух небольших зданий, входящих в комплекс, плюс строительство высотной башни и многоэтажки позади памятника.

В качестве главного архитектора проекта и докладчика выступил Евгений Трубецков (глава компании "Востокпроект"), персона среди архитекторов и строителей Екатеринбурга весьма уважаемая – он, например, спроектировал аэропорт Кольцово, планировка и обустройство которого неоднократно признавались лучшими в разнообразных общероссийских конкурсах. И архитектура данного проекта тоже заслужила симпатию – эксперты нашли, что высотка напоминает контур Белой башни на Уралмаше (это действительно так, если представить башню не трёхмерной, а двухмерной).

– Наш молодой сотрудник занимался архитектурным решением проекта, увлёкся, и когда увидел, что получилось, спросил меня – а так можно? Я ответил: будет Градсовет, и там решится, можно так делать или нет, – отметил Трубецков.

Градсовет решил – можно.



Архитектор Евгений Трубецков ведет презентацию проекта
Панорама показывает, что новая высотка должна стать одной из высотных доминант района – вместе с "Призмой" и башней  железнодорожников.

Назовём три главных замечания, которые были высказаны к проекту. Внимание на том, что для памятника необходимо согласовать охранные зоны, заострил бывший главный архитектор Екатеринбурга Михаил Вяткин: как выяснилось, на очередной Градсовет заказчик вышел всё ещё без этого документа. Сейчас определением, что нужно хранить, а что нет, занимается Научно-производственный центр по охране памятников истории и культуры Свердловской области. Но куда движется их работа, главный архитектор проекта описал: например, из зоны охраны будет исключена вся начинка здания мельницы – перед переустройством; в качестве предмета охраны останутся сами стены, их декор и некоторые внутренние элементы вроде лестниц.

Схема комплекса: ярко красные контуры  – это элементы памятника архитектуры (сама мельница, силовой цех и столярные мастерские), розовое – то, что будут строить, серое – существующая застройка, к памятникам не относящаяся).

По словам архитектора, в одном из производственных зданий предметом охраны назначили всего лишь две стены – так, что сами архитекторы решили, что сохранить надо гораздо больше. Градсовет удивился, почему это вдруг площадь охранных зон памятника меньше площади самого памятника, пожалел, что не пригласили представителей НПЦ, и упрекнул заказчиков в том, что необходимый процесс с памятником затянулся.

Для мельницы-памятника всё ещё не определили зоны охраны.

Второе замечание – плотность застройки, тесно связанная с этажностью зданий; большинство архитекторов благосклонно отнеслись к высоте башни, а вот к зданию, которое появится за мельницей, став её фоном (высота "фона" – порядка 12 этажей), было высказано множество претензий. В частности то, что полноценным фоном для памятника это здание не станет: там будут балконы и другие мелкие элементы, облик будет искажён, и лучше его за мельницу просто спрятать, уменьшив этажей до семи.

Экс-начальник Главархитектуры Михаил Вяткин на Градсовете оспорил предполагаемые  показатели плотности населения в новом комплексе на ЖД-вокзале.

Напрямую с этим связана проблема плотности: в расчётах заказчика значится, что она не превышает 285 человек на гектар (расчёты сделаны на весь квартал с уже существующими зданиями). Но это категорически не устроило Михаила Вяткина, который отметил, что в квартале жилых участков крайне мало и полностью жилым его считать нельзя, в то время как площадь участка у застройщика – 1,7 гектара с населением порядка полутора тысяч человек: то есть плотность превышает 800 человек на гектар, и её надо снижать.

Евгений Липович предложил уменьшить число жителей нового комплекса в 5 раз.

Самое серьёзное требование по снижению плотности населения предъявил вице-мэр Евгений Липович, заявив, что транспортная инфраструктура в данном узле такова, что может принять порядка 200 машин (напомним, паркинг рассчитан более чем на 600 машиномест) – то есть населённость района нужно уменьшать не менее чем в 5 раз. Но настолько кардинальное предложение не поддержали – тот же Вяткин отметил, что если машины выехать не смогут – ничего не помешает их владельцам выйти пешком, благо что у участка особая специфика – рядом и метрополитен, и трамваи, и все остальные виды транспорта, а город должен ориентироваться в своём развитии на приоритет именно такого способа передвижения.

Здание за мельницей попросили подрезать по высоте. А высотку оставили. Были даже рекомендации сделать её повыше. И непременно оставить "окно" – не застраивать его квартирами в рамках дальнейшей проработки проекта.

И третье замечание – внутриквартальный проезд с улицы Челюскинцев, который появился в плане квартала вместе с новым комплексом. Претензии высказывались разнообразные – начиная с того, что, вообще-то, земля принадлежит людям, которые на ней живут, а теперь по ней собираются пустить автомобили, и до того, что здесь планировали бульвар (об этом напомнил Евгений Липович).

Много претензий к непроработанности транспортной инфраструктуры высказала председатель Комитета по благоустройству города Тамара Благодаткова. Однако на стороне внтуриквартального проезда выступила Ольга Иванова, замначальника городской мастерской генплана, отметив, что в перспективе улица Челюскинцев здесь будет приподнята над поверхностью и пройдёт по путепроводу – следовательно, людям так или иначе в конце концов потребуется внутриквартальный проезд. Таким образом, транспортную схему квартала снова ждёт совет – но в этот раз Транспортный. Кстати, тоже уже не первый.

Проезд, который вызвал вопросы, обозначен синим цветом.
Так этот проезд смотрится в масштабах всего квартала Челюскинцев – Мамина-Сибиряка – Азина – Марии Авейде.

В комплексе  должны появиться и жилые квартиры, и апартаменты – последние должны обустроить непосредственно в здании мельницы, и они планируются как элитная недвижимость (127 отдельных помещений). Квартиры же заказчик отнёс к комфорт-классу (следующий после класса люкс и бизнес-класса), обосновав это тем, что элитный дом в близости к железнодорожному вокзалу при любых раскладах из-за расположения элитным не будет. Стоимость квадратного метра пока не озвучивается.

По словам директора группы компаний "Проспект" Юрия Моисеенко, он остался доволен результатами Градсовета, и высотность "фонового" здания – того, что за мельницей – будет уменьшена, как предписал совет.

– Хотя этому я из определения не могу радоваться, но с замечаниями мы согласны и будем их устранять, – отметил он. – Мы понимаем, что раньше чем за год вряд ли пройдём все согласования - сейчас это градостроительная концепция, потом будет разработка эскизного проекта, его согласование, потом рабочая документация и её утверждение – но мы бы хотели выйти на стройплощадку в следующем году.