На пяти путях разместились паровозы, бронепоезд и эвакуационный эшелон.


Железнодорожную станцию-музей Узловая в Верхней Пышме создавали два года: взяли фотографии станции Ревда военных лет и по ним воспроизвели макет новой станции, которую назвали Узловая.


Выставка огромная: на двух гектарах уместились пять железнодорожных путей, водонапорная башня, колонка для залива воды, угольный журавль, колокол и зенитная установка – и сами поезда, ради которых всё и затевалось.


– Два паровоза серии ОВ (их называют "овечки") мы привезли в Верхнюю Пышму из Ямальской тундры, с заброшенной "Мёртвой дороги" – её в конце 40-х годов строили заключённые ГУЛАГа, – рассказывают специалисты УГМК.


Чтобы привезти их на большую землю, пришлось отправлять три масштабных экспедиции. За два месяца паровозы разобрали на части и на самом большом в мире грузовом вертолёте Ми-26 доставили до ближайшего транспортного узла, а потом ещё две тысячи километров везли на автотралах.


Для начала обходим станцию по кругу: даже беглый осмотр всех экспонатов занимает минут двадцать. А если рассматривать поезда вдумчиво, читать все поясняющие таблички, залезать везде, где можно, и фотографироваться, уйдёт не меньше часа.


Самый брутальный объект выставки под открытым небом – легендарный бронепоезд. Это по сути обычный паровоз, который обшивали 45-миллиметровой броней и во время войны, например, перевозили военную технику или людей. Его основу – ту самую "овечку" – как раз привезли из Ямальской тундры. Ранее мы писали, как в реставрационном цехе по чертежам восстанавливали этот экспонат.


Поначалу не верится, что 45-миллиметровая броня могла защитить поезд от обстрелов и падающих с неба снарядов. Но на самом деле она была незаменима при перевозке боевой техники, продуктов, медикаментов и людей.


– Когда бронепоезд доставили в цех на реставрацию, он был ржавого цвета и потому казался непрочным и древним, но наши специалисты завершили работу и покрасили его в цвет хаки – таким образом поезд ещё и маскировался под ландшафт, – говорит директор музея Александр Коробкин.


Кроме "овечек" на путях стоит эвакуационный эшелон – он перевозил в прифронтовой тыл промышленные предприятия.


Такими эвакуационными эшелонами с 1941 по 1942 годы на Урал доставили больше 2,5 тысячи заводов и около 18 миллионов человек.


Также работникам удалось смонтировать макет станции (в ней, возможно, позже откроют кафе), к которой "подъезжает" санитарный поезд.


– Паровоз построен по советским чертежам в США. Прибыл к нам с Дальнего Востока, его тащили на буксире почти 7 600 километров. А санитарные вагоны нашли на станции Промышленная Западно-Сибирской железной дороги. Они участвовали в военных действиях, – рассказал Александр Коробкин.


Санитарный поезд огромен – особенно, если смотреть на него снизу вверх, сидя на лавочке на станции (их специально поставили поближе к составу). А ещё можно зайти в обшитый изнутри деревом вагон, посидеть на твёрдых холодных скамейках и представить, как в Великую Отечественную в нём ехали люди.


Посетители могут забраться в один из санитарных вагонов и посмотреть на станцию за окном.


Кстати, станция ненастоящая, только макет: можно подняться по её ступеням, но за дверь вы уже не попадёте: она наглухо закрыта. Зато можно залезть в паровоз, который стоит на пятом пути, и – если очень постараться – можно даже забраться в бронепоезд, где стоят зенитные установки (но это пока не видят смотрители!).


А вот рабочее место машиниста можно рассмотреть только у "овечки": у остальных поездов к нему близко не подойти.


Ещё на одном пути установлен эшелон, который по задумке авторов проекта идёт на фронт. На открытых платформах расставлены орудия, в вагонах поедет личный состав и повезут боеприпасы. Кстати, все вагоны – из тех времён: их сделали в 1944 году, а в Пышму привезли со складов Министерства обороны.


Ещё на одном пути установлен эшелон, который по задумке авторов проекта идёт на фронт.


И на последний, пятый путь, поставили специальный состав, предназначавшийся в годы войны для ремонта путей. За ним следуют бронеавтомобили, которые могли передвигаться по железной дороге.


И на последний, пятый путь, поставили специальный состав, предназначавшийся в годы войны для ремонта путей.


Паровозы хочется разглядывать часами: под поездом, по бокам, возле колёс огромное количество мелких деталей. В музее рассказывают, что, когда поезд отправлялся от станции, он сначала немного буксовал колёсами по рельсам, громко гудел и выпускал чёрный пар.


В музее говорят, что паровозы не на ходу, и очень жаль, что они не шумят, не пускают пар, не двигаются. Хочется не просто посмотреть на экспозицию, но и сполна прочувствовать ту атмосферу, в которой жила станция в годы войны. Правда, специалисты говорят, что, если очень постараться, можно и запустить часть экспонатов.


Посмотреть на экспонаты Музея военной техники можно круглый год. В любой день вход на территорию бесплатный. Но, чтобы попасть в выставочный центр, нужно купить билет. Летние часы работы – с 10:00 до 22:00, зимние – с 10:00 до 20:00 (из-за короткого светового дня). Адрес в Верхней Пышме – улица Ленина, 1. Телефон: +7 (34368) 4-69-83.


Добраться до музея можно на автобусе N 111, маршрутных такси N 111 и 111а, выйти на остановке "Металлургов" – чуть дальше комплекса, нужно перейти дорогу. Автобусы и маршрутки ходят от метро "Уралмаш".


На машине доехать из Екатеринбурга можно по проспекту Космонавтов в сторону Верхней Пышмы, затем по улице Советской, танковый музей будет слева, после заправки "Газпромнефть".


Кстати, похожий музей есть в Екатеринбурге на Сортировке, мы писали о нём в проекте "Городские окраины".