Музей архитектуры и дизайна (Горького, 4а, вид с набережной).

В Екатеринбурге нынешней весной закончили реконструкцию исторического комплекса в самом центре города – на Горького, 4а, недалеко от Плотинки, между улицей Малышева и проспектом Ленина. Это музейные здания Уральской государственной архитектурно-художественной академии, и они были закрыты целых семь лет, с 2008 года.

После реконструкции памятники уральской промышленной архитектуры в Историческом сквере теперь не отдельно стоящие объекты, а целый комплекс, где из одного здания можно перейти в другое, не выходя на улицу. Открытый двор превратился в большой выставочный зал под атриумной крышей. 

Корреспонденту Е1.RU удалось побывать внутри музея до открытия и запуска основных его подразделений.

Чтобы описать это место, одного предложения не хватит: это действительно сердце города, территория Екатеринбургского железоделательного завода, с которого, собственно, и начался город – даже Плотинку построили именно ради работы первого предприятия.

Сейчас от корпусов того завода не осталось ничего: они были деревянными, а в ХIХ веке на этом месте построили каменные цеха уже другого исторического предприятия - Екатеринбургской механической фабрики. Здание кузниц этого завода сейчас занимает Музей природы Свердловского областного краеведческого музея. А остальные корпуса – стена токарного цеха, контора чертёжника, магазин леса и кладовые – достались Уральской архитектурно-художественной академии.

Все эти объекты являются памятниками архитектуры федерального значения. Стену токарного цеха (ту, что "смотрит" на набережную) достроили до выставочного центра, а кроме того, возвели новый корпус – для дизайн-центра.

 

 



Музей и экспозиция крупногабаритной техники: корпус с высокими окнами – исторический памятник, магазин леса Екатеринбургской механической фабрики.
Прокатная клеть, конец ХIХ века.   Мостовой кран производства Британии, начало ХХ века.
Молот листопроковочный, 1826 год, один из самых старых образцов металлургического оборудования. Вид на музейный комплекс с Плотинки.

В 1975 году на отработавшей своё "промплощадке" у Плотинки открыли Музей по проблемам истории и перспективам развития архитектуры Урала – таково было первое название этой территории в новом качестве. Потом акцент сместился на промышленность – и неслучайно: мощная  экспозиция крупногабаритной техники уральских заводов в Историческом сквере на Плотинке всё ещё вызывает интерес у горожан и, разумеется, у гостей города. Так что с 1985 года это место стало Музеем истории  архитектуры и промышленной техники Урала.

До 2008 года почти вся техника – металлургическая, машиностроительная, от самого первого молота, который приводился в движение с помощью энергии воды до паровых механизмов, прокатного оборудования и прессов, которые работали уже в ХХ веке, располагалась в так называемом Петровском дворике – внутри комплекса,  за сохранившейся стеной токарного цеха. Здесь же размещался и бюст Петра I – как дань уважения монарху, волей которого и стартовало развитие Урала как промышленного центра.

Обновлённый памятник Петру I.

– Сейчас бюст Петра I тоже перенесён в Исторический центр, ближе к набережной, как и экспозиция техники, – рассказывает Елена Штубова, директор Музея архитектуры и дизайна УралГАХА. – Можно сказать, памятник Петру пережил три рождения: у него сохранилось "историческое" основание – с момента установки в ХIХ веке бюстов Петру и Екатерине. Мы не проводили "нарочитую" реконструкцию оригинального основания памятника, чтобы оно максимально сохранило прежний вид и фактуру. Сами бюсты утрачены – после революции они были снесены, а на основаниях установлены памятники Юному землекопу и Юному плотнику, впоследствии остатки памятника Екатерине пропали, а постамент Петра перенесли на другую сторону Плотинки – к Уральскому приборостроительному заводу, где на нём, в свою очередь, установили гипсовый бюст Алексея Максимовича Горького. Но гипс – материал непрочный, этот бюст тоже был утрачен. В 1992 году по инициативе УралГАХА бюст Петра был воссоздан по архивным фото скульптором Геннадием Чехомовым, выпускником академии, и отлит заново – на Каслинском заводе. Разместился обновлённый памятник в Петровском дворике, которому он и дал название; в 2014 году в ходе реконструкции его перенесли в Исторический сквер. Здесь он и обрёл своё третье рождение: "короба" после реконструкции исторического комплекса с него сняли совсем недавно.

В 2015 году комплекс откроется, уже превратившись в Музей архитектуры и дизайна – и в Уральский центр развития дизайна (это уже не музейное подразделение, а обучающее и отчасти даже производственное, созданное на базе академии).

– Реконструкция продолжалась почти семь лет, потому что начинали мы её в кризис и заканчиваем в экономически непростое время, – признаётся директор музея. – Так как наш музей ведомственный, относится к УралГАХА, его развитие отражает изменения, которые произошли за последние десятилетия в структуре вуза. В УралГАХА появились факультет дизайна, Институт изобразительного искусства, поэтому мы тоже больше внимания стали уделять истории уральской школы дизайна и художественного образования на Урале, именно поэтому провели ребрендинг музея, и теперь он называется Музеем архитектуры и дизайна. 

Выставочный центр

Итак, на месте Петровского дворика сейчас новые выставочные залы – трёхэтажный корпус под стеклянной атриумной крышей. Его непосредственная часть – двухъярусная стена токарного цеха, кладка которой очищена от разрушающихся элементов и обработана составами против эрозии и "высолов" кирпича. Снаружи она оштукатурена, а изнутри видно её настоящую фактуру.

На месте "Петровского дворика" создали новое выставочное пространство – уже под крышей.
Так выглядел Петровский дворик с экспозицией техники ранее.  Первый этаж, стена токарного цеха Екатеринбургской механической фабрики: памятник архитектуры и часть музея.
Второй этаж нового выставочного центра – "главного корпуса" музея:  тоже с исторической стеной. Здесь тоже будут идти выставки.
Атриумное остекление потолка над выставочным центром. Продолговатые элементы – это светильники.

На первых двух этажах будут меняться экспозиции – первая из них открывается уже сейчас и представляет собой международную выставку-конкурс "АрхиПерспектива" – здесь представлены работы не только студентов УралГАХА, но и профильных вузов всей страны. Некоторая часть после конкурса "уедет по домам", "уральские" работы, скорее всего, останутся дольше, а всю выставку можно посетить, например, в Ночь музеев. На третьем этаже корпуса разместятся студии дизайна.


Работы участников "АрхиПерспективы": девушка с медведем, например, это работа "Хранители леса" художника Максима Кузнецова.
Есть и более современные сюжеты для живописи. Перед открытием и Ночью музеев здесь идёт активная подготовка.

– В обновлённом комплексе зданий установлены современные системы контроля – видеонаблюдение, сигнализация, спринклерная система пожаротушения: вода в случае пожара в виде "дождя" будет поступать из специальных трубопроводов. А в новом помещении нашего архива, где будут храниться ценные документальные фонды музея, установлена газовая система пожаротушения, – рассказывает Елена Штубова. 

Продолжаем путешествие по музею: директор подчёркивает, что при реконструкции были учтены современные требования к созданию "безбарьерной среды" для лиц с ограниченными возможностями, которые уже успели одобрить реализованный проект. Подъёмники установлены там, где построить пандус нужной длины и радиуса подъёма нельзя из-за ограничения доступа к другим помещениям. Например, такие установлены при входе в музей и на втором этаже для перехода в конференц-зал  – здесь разместить удобный и пологий "длинный" пандус означало бы ограничить вход в помещение архива.

Подъёмник на втором этаже выставочного центра.
Элементы системы пожаротушения.

Дизайн-центр

Переходим в полностью новое двухэтажное здание, построенное в бывшем "малом дворике". Это дизайн-центр: на его первом этаже – просторная макетная мастерская, уже с частью необходимого оборудования – пилами, прессами и так далее. На втором этаже – современные дизайн-студии, копицентр, типография и фотостудия.

Макетная мастерская.  
Пила для материалов и другое оборудование.
Так оформлены дизайн-студии.
Такой в дизайн-центре конференц-зал. И пока всё это опечатано.

Бывшие кладовые

Следующий объект, пожалуй, наиболее эффектный с точки зрения историчности интерьера: это бывшие кладовые Екатеринбургской механической фабрики. Здесь даже запах специфический, знакомый, возможно, по подземельям замков и погребам старых винных заводов. Сейчас в "кладовых" размещена экспозиция, посвящённая 70-летию Победы в Великой Отечественной войне – её тоже можно будет оценить в Ночь музеев. Под стеклом – модели военной продукции стран антифашистского блока. Модели орудий, автомобилей, прожекторов интересны ещё и тем, что создавались они в тот же период, что их прототипы – в первой половине XX века, и проработаны крайне детально – вплоть до того, что в кабинах есть фигурки водителей, а из некоторых орудий можно по-настоящему выстрелить – естественно, если поместить в них "снаряды".


"Кладовые" Екатеринбургской механической фабрики.
Модели военной техники.
Это шестиствольное орудие – вполне действующее, хоть и модель.

Помимо этого, здесь размещена масштабная выставка фото зданий столицы Урала военного периода – промышленные, стратегические и медицинские объекты, многие из которых в этом качестве воспринимать сейчас крайне непривычно, а также небольшая подборка военных плакатов.

Гостиница "Мадрид" на Уралмаше: использовалась как госпиталь.
Хотя  можно далеко не ездить: в помещении, в котором мы находимся, производили комплектующие для танков.  

Впоследствии в "кладовых" будет постоянная экспозиция, посвящённая истории индустриального дизайна. Здесь можно будет, например, увидеть макет паровоза Черепановых, тепловоз, разработанный уральскими дизайнерами, оригинальные деревянные камнерезные станки XVIII века мастерской Шахмина и множество других экспонатов, исключительно разнообразных. Ну а что не получится показать "в натуре", здесь продемонстрируют с помощью мультимедиа – например, в музее собран очень богатый видеоматериал об уральском трамваестроении.

Магазин леса

"Магазин леса" – будущий зал для экспозиции, посвящённой архитектуре Екатеринбурга и Урала.

Этот большой зал, где сохранена кровля с деревянными стропилами – бывший магазин леса. В нём будет размещена экспозиция "Архитектура Каменного пояса" – то есть макеты известных зданий, памятников Екатеринбурга и Урала, как существующих, так и уже исчезнувших, документальные и фотоматериалы.

Сумма, в которую в итоге обошёлся проект реконструкции музейного комплекса и строительство новых зданий, по нынешним меркам кажется даже не особенно большой – порядка 300 миллионов рублей.

– Финансирование реконструкции производилось за счет федерального бюджета, так как эти здания объект культурного наследия федерального значения, – поясняет Елена Штубова. – Выделение средств было поэтапным: сначала, например, мы объявляли аукцион на основные общестроительные работы, потом – на коммуникации, следом – на отделочные работы и так далее. К реконструкции исторической части подходили крайне деликатно: практически ничего не изменяли, только укрепляли и реставрировали. Развитие Екатеринбурга накладывало свои обязательства – например, "закрыли контур" комплекса и отреставрировали фасады музея мы уже к саммиту ШОС, поскольку само здание должно было как можно скорее снова стать украшением набережной.

Полноценно функционировать комплекс должен начать к осени 2015 года. К началу учебного периода "запустят" центр дизайна, а весной и летом будут монтировать основные экспозиции, пока находящиеся в состоянии "консервации" и для зрителей недоступные.