Финский эксперт убеждён, что на велосипеде комфортно ездить даже в морозы
Финский эксперт убеждён, что на велосипеде комфортно ездить даже в морозы

Пекка Тахкола консультирует администрацию финского города Оулу по велосипедным вопросам. В этом маленьком финском городке Оулу (в нём живёт всего 191 тысяча жителей) 22% перевозок приходится на велотранспорт. Самое удивительное, что 50% велосипедистов продолжают его использовать даже зимой, хотя до Полярного круга всего 200 километров.


Мы попросили его оценить ситуацию в Екатеринбурге.


– Сегодня специально замерил расстояние от дома до работы – вышло 11 километров. Есть ли смысл мне пересаживаться на велосипед? Всё-таки не близко.


– Думаю, что да. Я к вам приехал в редакцию (на Шейнкмана, 10. – Прим. ред.) из Академического, а это примерно десять километров. Хотя, признаюсь, что сделать это было не очень просто, так как у вас пока нет качественной инфраструктуры, чтобы можно было ехать в стороне от другого транспорта. Плюс к тому, если ездить на такое расстояние, то очень полезен велосипед с электромотором, который включается при подъёме на гору или если дует сильный встречный ветер.


– Какие основные проблемы для велосипедистов вы видите у нас в городе?


– Самая большая проблема – это отсутствие дорожек на большинстве улиц. Плохо, что вы строите город вокруг автомобилей, чтобы они могли быстро передвигаться, но фактически они всё равно стоят в пробках, так как их слишком много. Хотя хорошие города строятся вокруг человека – пешеход должен быть королём в городе. Затем в приоритете должны быть велосипедисты, общественный транспорт, а только потом автомобилисты. Но вчера я гулял по городу пешком и увидел сотни велосипедистов. Так что неправильно говорить, что этот вид транспорта у вас не популярен.


– В Facebook иногда наталкиваюсь на посты, что велосипедисты мешают, ездят как попало. Я и сам автомобилист и зачастую сталкиваюсь с неадекватным поведением ваших коллег.


– Эта проблема в вашем городе возникает по большей части из-за того, что люди на велосипедах попросту не понимают, где им надо находиться. К примеру, пешеходы прекрасно знают, что им нельзя находиться на проезжей части. Или, если вы на машине, вам не стоит ездить по тротуару. В случае с велосипедистами такой определённости нет, а потому они оказываются то на дороге, то на тротуаре.


У нас и у них. Причём в Оулу 50% владельцев велосипедов активно используют их даже зимой. Сложно в это поверить, но данные получены при помощи специальных датчиков, которые установлены на велодорожках
У нас и у них. Причём в Оулу 50% владельцев велосипедов активно используют их даже зимой. Сложно в это поверить, но данные получены при помощи специальных датчиков, которые установлены на велодорожках


– Просто велодорожки по всему городу – это дорого.


– В Хельсинки подсчитали, что один евро, инвестированный в велоинфраструктуру, даёт отдачу в восемь евро – за счёт экономии. Были подсчитаны различные косвенные выгоды: здоровье людей улучшается, трудоспособность увеличивается, затраты на здравоохранение уменьшаются, нет последствий для окружающей среды. После этого в Хельсинки решили тратить на её развитие 20 миллионов евро ежегодно.


Если бы в Екатеринбурге на эти цели выделялось десять процентов дорожного бюджета, то это уже было бы большим шагом вперёд. Эта сумма позволит получать заметный результат, а через пять-десять лет как минимум десять процентов поездок будут приходиться на велосипеды. Мне кажется, что люди в Екатеринбурге хотят ездить на велосипедах.


– Противники велодвижения говорят, что нет смысла вкладывать в велодорожки, так как в Екатеринбурге длинная зима. Но, насколько я знаю, в Оулу 50% велосипедистов ездят круглогодично.


– Никто же не говорит, что нет смысла строить тротуары, так как слишком длинная зима. Люди ходят пешком в любую погоду. Тут дело не в холоде, а в велодорожках, которые надо содержать в хорошем состоянии. Зимняя уборка дорожек – это приоритет. Например, если ночью идёт снег, то основные маршруты должны быть очищены до семи утра. К тому же у нас их убирают даже раньше, чем дороги. Когда проектируют дорожки, то изначально делают так, чтобы их можно было обслуживать техникой.


В Оулу в первую очередь чистят велодорожки, а только потом дороги. Притом до асфальта – только в центре города. В остальной части города используют специальные тракторы с зубчиками, чтобы получить плотное рифлёное снежное покрытие, по которому легко ездить
В Оулу в первую очередь чистят велодорожки, а только потом дороги. Притом до асфальта – только в центре города. В остальной части города используют специальные тракторы с зубчиками, чтобы получить плотное рифлёное снежное покрытие, по которому легко ездить


– При какой температуре, по вашему мнению, можно ездить на велосипеде?


– Я пока не ездил ниже 40 градусов мороза. На самом деле при 10–15 градусах мороза ездить очень даже комфортно. У нас в Оулу есть счётчики, которые позволяют нам точно знать, сколько человек используют дорожки. По статистике, до -30 °С число велосипедистов не снижается, но когда температура опускается ниже этой отметки, то их становится меньше на 15 процентов.


В Оулу на 200 тысяч жителей приходится 850 километров велодорожек. За какое время была построена такая инфраструктура?


– В первую очередь скажу, что у нас избыточная сеть дорог, а потому можно было обойтись куда меньшим количеством. Для сравнения, в Копенгагене проживает один миллион человек, но при этом у них всего 400 километров велодорожек. В Оулу же инфраструктуру стали строить в 60-х годах прошлого века. Но тогда в Европе был пик автомобилизации, а потому было сложно выбить финансирование под эти цели (Очень похоже на то, что сейчас происходит у нас. – Прим. ред.). Думаю, что при хорошем финансировании вам понадобится не больше десяти лет.


Пекка Тахкола передвигается по Екатеринбургу на велосипеде. После беседы с ним и мне захотелось сменить автомобиль на двухколёсное транспортное средство с педалями
Пекка Тахкола передвигается по Екатеринбургу на велосипеде. После беседы с ним и мне захотелось сменить автомобиль на двухколёсное транспортное средство с педалями


– Можете привести примеры каких-то более близких к Екатеринбургу городов, где сейчас активно развивают велоинфраструктуру?


– Я с большим интересом смотрю на то, что происходит сейчас в Астане, где решили построить систему общественного велопроката, так как кто-то из чиновников увидел её в Лондоне на Олимпиаде. Летом 2014 года они открыли первую часть из 38 станций, но сейчас их уже около 150 (всего около 1 000 велосипедов). И это в городе, где я во время первой поездки увидел всего пять велосипедистов.


Мы не говорим, что все должны непременно использовать велосипед. Но если бы каждый делал это хотя бы раз в неделю, то это было бы замечательно. Если вы живёте в 20 километрах от центра города, то будет достаточно сложно преодолевать это расстояние на велосипеде. Можно начать с двух-трёх километров. Вам точно понравится.


Опрос : Как часто вы используете велосипед

Авторизируйтесь,  чтобы проголосовать Опрос завершен Вы успешно проголосовали! Результаты будут опубликованы по завершению опроса.
  • Регулярно езжу на нем на работу
  • Катаюсь достаточно часто для удовольствия
  • Езжу на нем изредка
  • Вообще не катаюсь
К сожалению, ваш браузер сильно устарел и не поддерживает технологию голосования