Олег Гусев говорит, что коллекционирует для удовольствия, а не для вложения денег. 

Сегодня в музейно-выставочном центре "Дом Поклевских-Козелл" на Малышева, 46 откроется выставка работ величайших художников XX века "Революция". С завтрашнего дня любой желающий (билет стоит 100-300 рублей) сможет увидеть оригиналы работ Пабло Пикассо, Марка Шагала, Василия Кандинского, Сальвадора Дали, Анри Матисса, Энди Уорхола. Все они принадлежат бизнесмену Олегу Гусеву (среди его проектов жилой квартал "Главный проспект" и коттеджный посёлок "Дубрава"). В интервью E1.RU он рассказал, почему пять лет назад решил вложиться в искусство. 

– Насколько я знаю, вы начали собирать коллекцию всего несколько лет назад. Почему решили этим заняться?

– Действительно, несколько лет назад вместе с супругой мы начали покупать произведения искусства на аукционах, привозить их из Европы. Дело в том, что мы очень любим отдыхать в Испании, в тех местах, где родился Сальвадор Дали, какое-то время жил Пикассо. Так что там мы нередко посещали различные выставки. И когда появилась возможность приобретать эти работы, то мы стали это делать.

– А какое произведение стало первым в вашей коллекции?

– Как ни странно, но это работы уральских художников. У нас есть галерист Валерий Суворов, который любит рассказывать, показывать произведения наших мастеров – Ефремов, Брусиловский, Сухих.

– А европейские авторы как появились?

– Как ни странно, но многие великие художники в конце своей жизни приходили к графике. Когда мы стали собирать коллекцию, то пригласили специалистов, которые подсказали, кто из авторов обязательно должен быть в собрании. Первым мы приобрели на аукционах работы Пикассо, Гойи.

В коллекции Олега Гусева есть несколько работ Роя Лихтенштейна. 

– Можете сказать, сколько стоила первая работа?

– Если честно, мне не очень хочется говорить на эту тему, поскольку это не главное. Скажу только, что первое произведение стоило порядка 15 тысяч евро. Стоимость зависит от того, насколько та или иная работа редкая, полная серия или нет. Цена может очень сильно колебаться.

– Сколько у вас в коллекции работ?

– Достаточно. Тут выставлено 250 работ, но на самом деле больше.

– Как часто вы покупаете новые работы?

– В начале мне хотелось создать какую-то базу, поэтому покупал много работ. Сейчас же приходит в голову какая-то тема, затем подбираешь под неё работы. К примеру, в этом году исполняется 400 лет одной из самых известных книг – "Дон Кихоту". И многие художники по-разному рисовали его. И я сейчас собрал коллекцию – начиная с книг XVI века и заканчивая современными художниками, включая екатеринбургских. Например, есть полная серия Дали, Хогарта, Доре. В совокупности более 100 экземпляров. Очень интересно смотреть на тему глазами людей, которые жили несколько сот лет назад, сравнивать с современными вариантами.

В коллекции Олега Гусева есть полное собрание иллюстраций к "Мёртвым душам". Всего 107 штук.  Сегодня полные серии из 96 офортов находятся лишь в трёх музеях России и стран бывшего СССР: Третьяковской галерее, Эрмитаже и в музее Шагала в родном городе Витебске.

– Почему вы сделали ставку на графику?

– Собрать коллекцию графических работ по финансам проще, чем коллекции каких-то масляных работ. Любое удовольствие – дорогое, но если есть возможность вкладываться в это, то почему нет? Считаю, что у нас подобных работ мало выставлялось.

– А всё-таки конечный смысл коллекционирования в чём заключается?

– Нет конечного смысла – просто нравится и всё. Кому-то нравится есть булочки, кому-то вкусные котлеты или жарить шашлык, а мне нравится коллекционировать произведения искусства.

– У вас в коллекции много работ Энди Уорхола. Я видел его произведения в нескольких европейских музеях, но сам лично не до конца пониманию прелести этого автора. Вы можете просто объяснить, чем он хорош?

– Дело в том, что, наверное, это в какой-то степени мода. Ему удалось из каких-то простых вещей создать искусство. И многим нравится. Чем он лучше или хуже других, пусть рассказывают искусствоведы. Но если брать тему революции в искусстве, то нельзя обойтись без Уорхола. Конечно же, я не буду по ночам рассматривать, к примеру, работы с Мао Цзэдуном.

– То есть у себя в кабинете эту работу не повесите?

– У меня в кабинете висят те работы, которые нравятся лично мне. Мне нравятся больше те авторы, с которыми меня что-то персонально связывает. К примеру, знаком с Мишей Шаевичем – у меня есть несколько его работ. Аналогичная история с Воловичем или Толей Мовляном. Из уральских художников у меня очень большая коллекция Александра Сухих, так как мне нравится, как он передаёт эмоции в своих картинах.

Олег Гусев признаётся, что, к примеру, произведения Энди Уорхола (на фото представлены разноцветные портреты Мао Цзэдуна) не станет вешать у себя дома, так как предпочитает картины, написанные маслом. 

– То есть для вас это больше научный интерес, чем эстетический.

– Я бы не сказал. Конечно, в спальне или кабинете я эти работы не повесил. Зачем мне на супы смотреть в кабинете? В столовой должно быть вкусно – зачем мне смотреть на банку шпрот?

– А что дальше планируете делать со своей коллекцией: может быть, хотите создать музей или галерею?

– В "Главном проспекте" будут постоянно действующие экспозиции, под которые мы отдадим несколько залов. Тем более мы постоянно увеличиваем число работ. Думаю, что для города это будет хорошо. Построить же музей очень сложно.

– Бывает так, что вы сами какие-то работы через интернет находите?

– Конечно, я так и делаю. К примеру, таким образом я нашёл работу Лихтенштейна. В мире много чего интересного есть, но надо вовремя остановиться. Так что стараюсь прагматично подходить к коллекционированию. Есть определённый набор авторов, которые что-то сделали и потому они должны у меня присутствовать.

Изначально планировалось, что выставка займёт лишь один зал, но даже 700 метров не хватило, чтобы представить все работы из коллекции Олега Гусева.

– Вы же, прежде всего, бизнесмен. Как вам кажется, ваша коллекция приносит доход больше, чем вклад в банке?

– Она не приносит доход. Но теряет свою стоимость меньше, чем другие активы. Например, цены на нефть, недвижимость упали, а на это, по крайней мере, не изменились.      

– Если бы у вас была возможность приобрести какую-то одну работу, но пока не можете этого сделать, что бы это было?

– Те работы, которые мне понравились бы, у меня на них наверняка не хватит денег. К примеру, мне нравятся Шишкин и Айвазовский.

 

Напомним, в августе прошлого года E1.RU общался с другим екатеринбургским коллекционером Виктором Лощенко. В интервью нашему порталу он рассказал, как можно заработать на любви к искусству. 

Фото: Илья ДАВЫДОВ / E1.RU