Начальник отдела градостроительного проектирования "УралНИИпроекта" Гюльнара Родионова.


Областные власти утвердили, а городские наметили в актуализируемом Генплане Екатеринбурга, как пройдёт третий пусковой комплекс ЕКАД. Это, пожалуй, самый "трудный" и скандальный отрезок исключительно важной для города магистрали, большая часть которого расположена между Полевским и Челябинским трактами. И он должен наконец сомкнуть кольцо ЕКАД.


Если вкратце, то в итоге этот участок шестиполосной скоростной дороги не пересечёт коллективные сады в урочище Попов Лог – эта перспектива слишком сильно возмутила собственников здешних участков. И не обогнёт Южный лесопарк почти по границе Екатеринбурга, как планировалось в Генплане 2005 года. Он пройдёт несколько южнее садов, по территории лесопарка.


Сейчас в Екатеринбурге заканчивается строительство второго пускового комплекса – от Пермского до Полевского тракта, а для третьего разрабатывают проект планировки. Мы узнали подробности у его разработчиков. Разработку проекта возглавляют специалисты института ФГБУ "ЦНИИП Минстроя России" УралНИИпроект – главный градостроитель института и бывший главный архитектор области Григорий Мазаев и начальник отдела градостроительного проектирования Гюльнара Родионова.


 


Варианты трассировки


В институте рассказывают: на самом деле новая трассировка – это "хорошо забытая старая", потому что почти один в один этот отрезок ЕКАД запроектировали ещё в Советском Союзе. Магистральная дорога скоростного движения должна была обеспечить транзит транспорта, минуя основную застройку Екатеринбурга. Весь ЕКАД разработал и обосновал профильный институт "Киевсоюздорпроект" в 1988 году. Новое государство в 2001– 2003 годах эти планы подтвердило. Более того, в Южном лесопарке даже отвели землю – под четырёхполосную, по тогдашним расчётам, дорогу. То есть там ещё растут деревья, но формально эти земли к лесам не относятся, и достаточно давно.


Но на следующем этапе – перед разработкой Генерального плана 2005 года – проект "Киевсоюздорпроекта" был пересмотрен. "Широким жестом" дорогу пустили за границами лесопарка через посёлки Большой Исток и Полевой, соединяя её с помощью развязок с многочисленными идущими здесь трассами. Именно Большой Исток, по мнению проектировщиков, оказался тем фактором, из-за которого данному проекту было не суждено осуществиться.


– Градостроители тоже иногда мечтают, – отмечает Гюльнара Родионова. – Концепция оказалась совершенно нереализуема, поскольку дорога должна была пройти по территории чужого и практически уже застроенного посёлка. Большой Исток оказался абсолютно "непроходимым". Тогда проект пересмотрели: большая часть дороги так и осталась за границами Южного лесопарка, но потом ЕКАД должна была пройти по кусочку Челябинского тракта и соединиться с существующим полотном ЕКАД. Этот кусок Челябинского тракта оказывался под двойной нагрузкой: идёт поток транспорта из Челябинска и плюс ещё поток ЕКАД.


"Когда выяснилось, что по Генплану через Большой Исток не пройти, ЕКАД решили вывести на отрезок Челябинского тракта, но его необходимо было бы реконструировать – нагрузка там бы выросла вдвое", – рассказывает Гюльнара Родионова, показывая на карте, как могла бы пройти ЕКАД в этом случае.


– Отрезок тракта потребовал огромной реконструкции и расширений – стоимость его была бы просто колоссальной. И здравый смысл показал, что нужно вернуться к варианту, предложенному киевским институтом. Но, поскольку киевский вариант проходит по лесу, градостроители предположили, что можно реализовать более щадящий вариант – между садами, по Попову Логу.


Так в итоге и получилось три основных варианта: под Южным парком из Генплана, "киевский" вариант и "садовый" вариант, между которыми и пришлось выбирать. Как считают в институте, если бы трасса прошла через сады, то пришлось бы сносить не особенно много участков, но при этом дорога несколько повлияла бы на нетронутые, но расположенные рядом участки. Если ставить в приоритет сохранение леса, всё это было бы оправданным. Но в конце концов утрачиваемый лес признали "меньшим злом" по сравнению с недовольством жителей.


Как мог пройти третий пусковой комплекс ЕКАД.


Строительство третьего пускового комплекса ЕКАД через Южный лесопарк, включая её развязки, по очень предварительным расчётам (сметы в проекте планировки даже ещё не утверждены, так что данные неофициальные), должно обойтись в сумму около 6 млрд рублей. Около 3,5 млрд – на дорогу, около 2,5 млрд – на первоочередные развязки.


– Если бы под потребности ЕКАД реконструировали кусок Челябинского тракта, это было бы ещё 5 млрд, так что их сэкономили, – вспоминает Гюльнара Родионова. – А если бы дорога прошла по Большому Истоку, то сумму, в которую бы она "вылилась", даже прогнозировать трудно. В итоге решили вернуться к "киевскому" варианту. На уровне области было принято решение разработать проект планировки этого отрезка ЕКАД: от железной дороги – поскольку развязка на Полевском тракте относится ко второму пусковому комплексу и уже строится, – и до Челябинского тракта.


Три развязки


Третий пусковой комплекс ЕКАД предусматривает сейчас три развязки.


– Дорога пересекает три трассы. Первая – трасса железной дороги на Челябинск. Здесь предусмотрена развязка по типу "лук", то есть неполный "клевер", – поясняет Гюльнара Родионова. – Вторая развязка: согласно транспортной схеме Екатеринбурга, есть ещё одна дорога – окружная – которая идёт на Уфалей. И с этой широтной дорогой есть связка. Эта связка, в свою очередь, пересекается с ЕКАД развязкой по типу "труба". И третья развязка – с Челябинским трактом – это "полный клевер". Так как внутри этого "клевера" давно был сделан землеотвод частному собственнику, то одна из петель имеет квадратную форму.


Схема развязок на третьем пусковом комплексе ЕКАД.


В зоне вхождения ЕКАД в Южный лесопарк дорога идет между двух коллективных садов – "Таёжный" и "Берёзовая роща". Трассировка здесь – как у проекта 1988 года. Но тогда дорогу видели всего лишь четырёхполосной. Сейчас, чтобы удовлетворить потребности города и региона, нужно шесть полос, и землеотвод увеличивается – "красные линии" объекта в итоге задевают несколько участков в обоих садах.


– В этом случае нужно различать два термина – "красные линии" дороги и "отвод" дороги. "Красные линии" – это градорегулирование, и они обозначают, что в их границах нельзя будет ничего строить. То есть существующие сады остаются на своём месте, – рассказывает Гюльнара Родионова. – А "отвод" дороги – это та граница, которая нужна дорожникам, чтобы осуществить строительство, та земля, которая должна перейти в собственность региону. В случае с "Таёжным" отвод дороги проходит в аккурат по границе садов, в случае с "Берёзовой рощей" отвод дороги "задевает" крохотный треугольник их территории. Но мы смотрели план – на этом треугольнике нет ни одного садового участка, поскольку это территории общего пользования. Практически оба эти сада не страдают никак – мы здесь через игольное ушко пролезли.


Как отмечают специалисты, на участках в границах красных линий придётся ограничить новое строительство – в соответствии с законом. То есть большой коттедж вместо садового домика владельцу тут всё-таки вряд ли разрешат построить: у дороги есть определённый класс, и она важна для региона и города в целом.


На въезде в Южный лесопарк ЕКАД пройдёт между садами "Таёжный" и "Берёзовая роща". Ни один участок садоводов она в итоге не заденет – хотя "красные линии" и идут по территории этих садов. Отвод дороги – жёлтая линия – по участкам не проходит.


Вторая развязка ЕКАД не вызывает вопросов с местными садоводами, а вот третья, с Челябинским трактом, сады действительно немного задевает. Здесь должны соединиться две крупные трассы. По факту, правда, тут пока нет ни одной, поскольку ЕКАД, как таковая, существует только до Истока, а по Истоку к Челябинскому тракту идёт двухполосная дорога, где постоянно образуются пробки. На пересечении с Челябинским трактом даже применяется светофорное регулирование, что недопустимо на региональных магистралях скоростного движения.


Соответственно, на пересечении магистралей построят "клевер", поскольку скоростной режим здесь – 90 км/ч. Чтобы его не нарушать, радиус "лепестка" должен составлять минимум 60 метров (так как тут городская территория и "просторы" ограничены, радиус запроектировали самый небольшой из возможных).


– Уральский филиал "ГипродорНИИ", который занимается дорогами такого уровня, сделал на этом участке минимальный из возможных отвод для строительства дороги. Даже "отгонную полосу" максимально "прижали" к Челябинскому тракту, по границе с садами, которые там есть. И конечно же, необходим правосторонний съезд с Челябинского тракта на ЕКАД, который и заденет сады. Для этого съезда понадобится территория почти пяти садовых участков в садовом товариществе "Металлист" (трёх полностью и по половине у ещё двух). Видимо, здесь область будет договариваться с собственниками по выкупу земли для общественных нужд, потому что по-другому здесь всё равно никак, – отмечает Гюльнара Родионова.


У развязки-"клевера" ради съезда с Челябинского тракта на ЕКАД придётся пожертвовать примерно пятью садовыми участками сада "Металлист" – по ним пройдёт отвод дороги (жёлтая линия).


Наконец, по нынешним оценкам, для строительства третьего пускового комплекса ЕКАД потребуется вырубить около 57 гектаров леса (из них чуть меньше половины уже "отведены" в рамках "четырёхполосного" проекта, но ещё половину – под шестиполосную дорогу – отвести только предстоит). Площадь Южного лесопарка в целом составляет 2 тысячи 167 гектаров, так что под ЕКАД уйдёт чуть более 2%.


Правительство Свердловской области планировало завершить строительство третьего пускового комплекса ЕКАД уже к 2018 году. Но экономический кризис эти планы серьёзно откорректировал, и теперь предполагаемый период строительства, по данным проектировщиков, – примерно 2019–2022 годы. При благоприятном для нашей экономики развитии событий, разумеется.