На создание "Ельцин-центра" потратили 7 миллиардов бюджетных рублей.


Сегодня в Екатеринбурге открывают первый в истории России президентский центр. О нём важно знать два факта: он посвящён Борису Ельцину и на его создание потратили 7 миллиардов рублей. Это примерно четверть доходной статьи Екатеринбурга за целый год. Безумные деньги.


За день до открытия мы отправились в "Ельцин-центр", чтобы посмотреть, на что ушли миллиарды бюджетных рублей. Известно, что в здании будут размещены офисы, магазины, детский центр, но главной изюминкой центра должен стать музей первого президента. Его разрабатывала американская компания Ralph Appelbaum, выигравшая конкурс, в котором было 20 участников.


– Но руки американского обкома тут нет, так как музей построен по той концепции, которую разработали российские историки, журналисты, писатели, – с улыбкой отмечает заместитель исполнительного директора центра Ельцина Людмила Телень. – На мой взгляд, музей получился мирового уровня. 


И действительно, американцам удалось создать музей, равного которому в Екатеринбурге точно нет. С одной стороны, там находятся более 30 тысяч предметов и более 130 тысяч фотографий. Но, с другой стороны, сделано всё, чтобы музей не был скучным и унылым – посетителям в каждом зале предлагаются различные активности, чтобы максимально погрузиться в эпоху 90-х. 


Первое, что видят посетители музея, – президентский лимузин: он стоит в холле. Именно на нём ездил Борис Ельцин. 


Кстати, по Екатеринбургу в феврале 1996 года он передвигался на этом же авто – когда приезжал объявить, будет избираться на второй срок или нет. Лимузин доставили в Екатеринбург ещё в 2013 году.
Целый зал посвящён подаркам, которые получал Борис Ельцин: мечи, музыкальные инструменты, ковры, посуда и многое другое, но есть среди экспонатов весьма нестандартные презенты.


Этот свитер подарил Ельцину Борис Немцов. В поздравительной открытке он написал: "Решил подарить свитер, чтобы Вам было тепло и уютно в нём. А его оранжевый цвет – намёк на то, чего не хватает сейчас нам в России". 


В следующем зале посетители смотрят анимационный фильм Джаника Файзиева, в котором очень коротко рассказывают историю России – от зарождения до прихода Ельцина. Честно говоря, всё исключительно примитивно – даже детям такой ролик показывать как-то неудобно. Но создатели экспозиции решили остановиться на таком формате, так как считают, что большинство россиян и этих фактов не знают. 



И если бы музей закончился на этом или был выстроен в той же логике, то семи миллиардов на "Ельцин-центр" точно было бы очень жаль. Стандартный и скучный. Но всё-таки одним из авторов проекта был режиссёр Павел Лунгин. Именно он придумал, каким образом обыграть круглое пространство, в котором располагается музей.


– Посетитель проходит по кругу, будто бы по колесу истории, изучая историю президентства Бориса Ельцина, – объясняет замысел Людмила Телень.


Авторы музея воспользовались тем, что здание имеет круглую форму, а потому построили его в виде колеса истории.


История с семью днями – это некий отсыл к Библии и к тому, что Бог создал Землю за все те же семь дней. Конечно, это некоторое преувеличение, но такая разбивка позволяет лучше понять, почему те или иные решения принимал Ельцин. 


В холле второго этажа посетителей встречает сидящий на скамейке Борис Ельцин. Напротив него установлен экран, где крутятся фотографии из жизни первого президента. 


Все залы имеют несколько плоскостей. Если вам не хочется углубляться в документы, то вы можете получить максимум информации, погружаясь в те события, которые были важными в карьере Ельцина. 


Вот, к примеру, выступление Бориса Николаевича на съезде народных депутатов. Кстати, герб настоящий – с той самой трибуны.
Или вот ещё одна игрушка – вдоль стены размещены портреты политиков конца 80-х, а на обратной стороне – известные цитаты, обращённые к Ельцину. Поворачиваешь – и читаешь.


Но тут же есть и масса документов, большинство из которых – оригиналы. Читать их действительно безумно интересно. Например, тут представлено письмо Ельцина Горбачёву. Его текст был впервые опубликован в книге "Исповедь на заданную тему". Но считалось, что сам документ потерян. Его нашли намного позже в архивах Ельцина. 


"Это не слабость и не трусость. Прошу освободить меня от должности первого секретаря МГК КПСС и обязанностей кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС. Прошу считать это официальным заявлением", – писал Ельцин Горбачёву. 


Знаменитое письмо Ельцин отправил Горбачёву прямо с теми правками, которые делал по ходу. Считалось, что этим обращением Борис Николаевич поставил крест на политической карьере, но вышло совсем иначе. 


Кажется, что авторы музея ставили себе цель – в каждом зале должен быть экспонат, который удивляет. К примеру, вот троллейбус. Широко известна история, что Ельцин иногда ездил на работу на общественном транспорте. Чего в этом больше было – популизма или реального желания разобраться, как живёт простой человек, – мы уже не узнаем. Но шаг, безусловно, был ярким. 


В троллейбус надо обязательно зайти – в лобовое стекло вмонтирован телевизор, по которому крутят небольшой фильм о том, как Ельцин ездил на общественном транспорте на работу. "Борис пришёл вечером домой и сказал, что ситуация с общественным транспортом плохая", – рассказывает первая леди Наина Ельцина. 


Атмосферу в зале создают афиши и фотографии начала 90-х. Вообще по всему музею развешаны звуковые "души" – встаёшь под них и можешь слушать какое-то важное выступление. К примеру, речь Ельцина о выходе из партии, которую он произнёс на съезде народных депутатов. 


Ещё один пример погружения в эпоху. Вот обычная московская квартира со стандартной стенкой, которая стояла в доме Ельцина, простенький телевизор, диван. 


По телевизору, кстати, идёт "Лебединое озеро" – это август 1991 года. 


Вдруг звонит телефон – женский голос рассказывает о путче, о том, что происходит у Белого дома. 


И ты действительно начинаешь ощущать, будто находишься в Москве, а за окном август. Ты читал об этих событиях в учебнике истории, какие-то воспоминания остались на уровне подсознания – и понимаешь, что больше не можешь оставаться дома. 


И ты открываешь дверь и оказываешься в гуще событий: баррикады, бетонные блоки. Тут же на экранах крутятся фрагменты пресс-конференции ГКЧП. 
А вот на стене крутят интервью Мстислава Ростроповича, который не побоялся и пришёл в Белый дом. Тут очень хорошо понимаешь, насколько страшные события захватили на три дня Москву в августе 1991 года. При этом в зале нет бутафории – всё настоящее: и железные прутья, и бочки, и знак STOP. 


Точкой в этой истории является оригинал российского флага, который был поднят над Кремлём 25 декабря 1991 года. К сожалению, августовское полотнище сейчас хранится во Франции.


События вытекают одно из другого. Они выстроены в чёткую и понятную цепочку. После путча – зал о непопулярных мерах.


В музее полно технологических новинок. К примеру, вот члены правительства молодых реформаторов рассказывают о том, почему принимались те или иные меры. Фишка в том, что они сняты с нескольких камер, благодаря чему создаётся 3D-эффект даже без специальных очков. 
Среди экспонатов о трудностях начала 90-х вдруг натыкаюсь на портрет пожилой женщины. Оказывается, это мать Бориса Ельцина, которая умерла в тяжёлом для первого президента 1993 году. 


Авторы музея постарались сделать его максимально интерактивным. Мало кто помнит, но Ельцин обращался к дорогим россиянам в радиоэфире. Именно поэтому в музее сделали студию, в которой каждый может записать обращение, прочитав один из текстов, а затем отправить его себе на почту. 


Лично мне показалось, что Ельцина несколько идеализируют. Хотя в экспозиции есть место информации о тех ошибках, которые он допустил. 


Вот, например, кадры Первой чеченской войны. 


Завершается экспозиция, повествующая об истории Ельцина-президента, в его личном кабинете. К сожалению, это не тот самый, в котором он зачитывал своё последнее обращение 31 декабря 1999 года, а тот, в котором он работал во время своего первого срока. Но всё равно в очередной раз создаётся ощущение присутствия: стоит камера, президентский стол, а на спинке стула висит пиджак Бориса Ельцина.


"Я ухожу. Я сделал всё, что мог", – говорит Ельцин с экрана студийного монитора. "Вы заслужили счастье и спокойствие. С Новым годом! С новым веком, дорогие мои!" – завершает он свою знаменитую речь. 
После этого в кабинет вызываются офицеры, и ключи от ядерного чемоданчика передаются Владимиру Путину. На этом ставится точка в истории президента Ельцина. 


Соответствующая запись делается и в трудовой книжке Ельцина: "Прекратил исполнение полномочий президента Российской Федерации".


В последнем зале посетителям предлагают записать видеообращение о свободе. Они будут крутиться на колоннах с экранами. Сейчас там звучат речи известных людей, в том числе мэра Екатеринбурга Евгения Ройзмана и губернатора Евгения Куйвашева. 


Каждый посетитель может записать обращение.
Их будут крутить тут же в зале. 


Пожалуй, музей Ельцина по-настоящему удался. В него точно хочется вернуться, привести сюда гостей, которые приезжают из других городов и стран.


Директор музея Ирина Евдокимова рассчитывает, что ежегодно его будут посещать 150 тысяч человек. Билет будет стоить 200 рублей, а для детей – 100 рублей. Те же 100 рублей придётся отдать за аудиогид. Двухмиллиардный кредит билетами, конечно, не окупится – на это понадобилось бы 66 лет. 


Однако руководство центра о тратах на его создание говорит спокойно и с улыбкой.


– Мы получили 2 миллиарда рублей на покупку здания. Ещё получали транши из федерального бюджета, чтобы перестроить его, сделать экспозицию. Общая сумма затрат из российской казны составляет 4 миллиарда 980 миллионов рублей. Ещё 2 миллиарда, которые Минфин дал Свердловской области, а они передали его нам. Эти деньги помогли завершить проект. Мы планируем его отдать, но пока платим проценты. Так что не стоит волноваться, что мы взяли областные деньги и не вернём их, – говорит Людмила Телень.


На самом деле область действительно получала 2 федеральных миллиарда. Только изначально их планировали потратить на строительство теннисного центра Ельцина, но в марте 2013 года депутаты Заксобрания переправили эти деньги на центр первого президента. По идее их должны вернуть до конца этого года, но уже известно, что будут просить об отсрочке. 


В итоге спустя два с половиной года здание наконец достроили и обустроили внутри, организовали музей и галерею. При этом центр занимает примерно четверть здания – 22,5 тысячи метров из 88 тысяч. Тут уже построены музей и выставочная галерея, вскоре должны появиться детский центр, библиотека и архив. Опять же четверть помещений будут сдавать под магазины и кафе. Итого – 7 миллиардов.


Гостей встречает автограф Бориса Ельцина.
На этой "Чайке" ездил секретарь свердловского обкома Борис Ельцин. Её сохранили местные коллекционеры – до центра она доехала своим ходом. Если бы не раритетный автомобиль, то "Ельцин-центр" мало чем бы отличался от обычных ТРЦ.


Остальные площади принадлежат компании "Агора-центр", учредителем которой в свою очередь является "Фонд Ельцина". Рассказывают, что фонд выкупил площади за счёт спонсоров, среди которых есть как Владимир Путин и Дмитрий Медведев, так и местные бизнесмены, например, собственник "Кировского" Игорь Ковпак. 


"Ельцин-центр" находится в здании, которое ранее принадлежало УГМК. Изначально предполагалось, что тут будут находиться исключительно магазины и офисы. Теперь к ним добавились музей, галерея и детский центр. 


Одна из стен – это гигантский экран шириной более чем в 60 метров. Тут будут показывать документальные фильмы в формате 5К. Штука, безусловно, очень технологичная, но большой вопрос, насколько удобна она.


"Ельцин-центр" намерен "отбить" инвестиции за счёт сдачи площадей в аренду. И даже если вдруг деньги не вернут, в Екатеринбурге навсегда останется музей о первом президенте. Пожалуй, самый интересный в Екатеринбурге.