Новая команда Дома Метенкова полна планов и идей по преображению музея.

В ноябре в старинном фотографическом музее "Дом Метенкова" сменилась команда. На место Артёма Берковича и Раисы Зориной, которые открыли собственную галерею "Март" (интервью с ними мы публиковали ранее), пришли молодые специалисты – каждому не больше 35 лет.

Заведующей музеем стала Кристина Горланова. Она изучала искусство фотографии в Лондоне, а затем приехала в столицу Урала и год проработала в Музее истории Екатеринбурга. Курировать выставки взялись фотограф Сергей Потеряев и сотрудник Белинки Марина Соколовская. Они полны энтузиазма и идей и готовы преобразить "Дом Метенкова". Как именно – молодые специалисты рассказали в интервью E1.RU.

Сергей Потеряев: Мы пришли, и нам сказали: нужно что-то делать. Выставочный план не был составлен, и оставалось полтора месяца до смены экспозиции. Мы придумали новую выставку, идею для которой подсказало время года (новая выставка в Доме Метенкова открылась 24 декабря и посвящена зиме. – Прим. ред.). Всё делали быстро, но хотели, чтобы получилось ярко и свежо. Поэтому большая часть времени ушла на подготовку помещений.

Кристина Горланова: Все говорят – в музее хорошие выставки, но сам дом уже "устал". Повсюду затхлость, темнота, духота. И в первую очередь мы решили немного отремонтировать здание своими силами. Покрасили стены и окна. Это ведь дом. Здесь должно быть уютно.

– Вы, придя сюда, уже составили в голове определённый план и представление о том, каким должен быть "Дом Метенкова"?

Сергей: Мы хотим сохранить репутацию музея, которую создала прошлая команда. Фотография – это не развлекательное искусство, а музей – это место, где нужно размышлять. Кроме того, мы хотим показать, что фотография может быть не только в раме на стене. И что фотография может быть представлена рядом с другими видами искусства – скульптурой, видео, живописью, например. 

Сергей показывает работу группы "ЖКП" "Витражи". Узоры на окне напоминают следы от движения рук. В ряду фотографий эти объекты переключают внимание с видимого мира на действие.

Марина Соколовская: Работа с фотографией позволяет нам быть музеем визуальной культуры, находить пересечения фотографии с другими видами искусства и разными визуальными феноменами. Также мы хотим и более широко представлять формы, с которыми работают фотографы, ведь они создают не только отдельные снимки и серии, но их произведением может быть фотокнига, коллаж, веб-архив, инсталляция. В апреле планируется открыть выставку фотокниг и рассказать о фотокниге в России, представив её в разных контекстах.

Возможно, мы покажем и то, что можно условно назвать "вернакулярной книгой". Фотосалоны рекламируют такую услугу, как создание фотокниги, имея в виду свадебный или семейный альбом. Когда-то люди сами создавали подобные фотоистории, вклеивая снимки, подписывая их, украшая альбомы. В массе таких документов встречаются любопытные исключения. Видела любительский альбом о путешествии кошек в горы: турист и фотограф-любитель снимал в течение похода свою кошку и создал историю её пути по Средней Азии. 

– Местные фотографы будут привлекаться? Может, у них появится возможность организовывать в Доме Метенкова персональные выставки...

Кристина: Работы местных фотографов и прежде показывались в музее в рамках других выставок.

Сергей: Мы бы с удовольствием приглашали местных авторов делать свои выставки в Доме Метенкова. Но фотографы должны создавать интересные истории, а не просто красивые снимки. Среди уральских фотографов это, к сожалению, встречаешь не часто.

Сергей Потеряев – фотограф, курирует выставки. Кристина Горланова – заведующая музеем "Дом Метенкова". 

– А что не так в наших фотографах?

Сергей: Сейчас представление о фотографии другое. Многие не отражают современность, у нас нет глубокой традиции говорить о современности фотографическим языком. Слишком велико ещё влияние идеологизированной советской фотографии. Мы призываем авторов – снимайте повседневную, реальную жизнь Екатеринбурга.

Кристина: Мы будем организовывать для местных авторов образовательные программы, лекции. Возможно, создадим несколько групп, где мастер будет работать с молодыми фотографами.

– Сейчас, в эпоху интернета, все фотографы могут выкладывать свои работы в сеть. Так о них узнает гораздо больше людей. Вы не думаете, что фотографические выставки со временем могут потерять актуальность?

Кристина: Чтобы зайти на страницу или сайт какого-то фотографа и посмотреть его снимки, нужно знать, кто это. И вообще – разница между напечатанной и электронной фотографией огромная.

Сергей: В интернете есть заданный порядок. Ты листаешь снимки так, как предлагает тебе автор. А на выставке ты сам выбираешь, что и как смотреть. Кроме того, рядом всегда кураторы, которые расскажут, объяснят идею проекта или одной фотографии. Нужно понимать, что это – другое восприятие. В музее у фотографии появляется новое звучание, новая история.

На этом фото, например, можно разглядеть с точностью до мелких деталей работу автора. Ведь все персонажи "добавлены" на снимок с помощью фотошопа.

– Вы с кем-нибудь советуетесь, придумывая ту или иную выставку?

Кристина: Мы согласовываем выставочный план и ставим в известность руководство. Но, придумывая выставки, советуемся только между собой.

– Вспомним историю с выставкой фотографий союзников. Она должны была открыться в Доме Метенкова, но отменилась в последний момент. По официальной причине – из-за ремонта в музее. По неофициальной – по распоряжению ФСБ. Если вам поступит указание "свыше" закрыть ту или иную выставку не по вашей воле, вы это сделаете?

Марина: Мы, конечно, можем рассуждать, как было на самом деле. Но не будем комментировать историю, которая была не с нами. 

История российских художественных институций показывает, что сопротивляться сложно: ты не можешь ни на закон, ни на общество опереться. Погром выставки в Манеже в Москве – показательный пример последних месяцев. Людям, уверенным, что везде враги, сложно объяснить, что это не так. Вообще, политическая цензура, о которой вы спрашиваете, не главная проблема музея. Гораздо более мощным фактором является своеобразное давление публики: если к нам не будут приходить зрители, если наши выставки не будут им интересны, это сильнее повлияет на жизнь музея и на нашу работу в музее. 

Одна из фотографий из запрещённой выставки Дома Метенкова. Х. Миллер. Узники концентрационного лагеря Бухенвальд. Апрель 1945 года.

– Но вы будете делать выставки, которые, например, затрагивают политическую ситуацию и, теоретически, могут быть закрыты?

Кристина: В современной ситуации включается самоцензура, к сожалению. Когда знаешь прецеденты, ты начинаешь иначе планировать свою работу. Пока мы не чувствуем ограничений и делаем то, что считаем правильным. И мы стремимся работать в соответствии с законом, мы не ставим цели столкнуться с государственной машиной.

Марина: Насколько я знаю, за всю историю музея "Дом Метенкова" три выставки приводили к конфликтам с обществом или властью и вызывали требования закрыть экспозиции. Например, во время выставки фотографа Евгения Мохорева, который снимал полуобнажённых подростков, музей поджигали. Каждый раз, когда эти выставки создавались, кураторы не стремились к таким последствиям. Ты предполагаешь, что болезненные темы можно обсуждать, но некоторые группы людей полагают, что можно позволить себе погромы. Реакция публики непредсказуема.

Это снимок Евгения Мохорева. Из-за размещения работ этого фотографа музей Метенкова поджигали.

Сергей: Если будут возникать вопросы о закрытии выставок, мы будем настаивать на разговоре. Чтобы понять, почему это считают неприемлемым, и отстоять свою точку зрения. У нас нет цели сделать что-то провокационное. Будут экспозиции, отражающие какие-то конфликты. Летом сделаем выставку про футбол, в которой покажем проблемы низших лиг. Как футболисты, например, играют на бетонных покрытиях. Некоторым зрителям это может не понравиться.

– Вы стремитесь к тому, чтобы показывать на выставке оригиналы работ? Или зритель сможет довольствоваться только копиями?

Кристина: Было бы здорово, если бы мы могли показывать оригинальные принты. Но пока возможности нет, многое упирается в финансирование. Мы будем пытаться привозить эти фотографии.

Сергей: У музея есть планы покупать в фонды работы молодых авторов. Ещё хотим приглашать известных авторов из других стран и городов специально для того, чтобы они жили здесь и снимали жизнь Екатеринбурга, а свои работы показывали у нас.

Марина Соколовская и Сергей Потеряев занимаются курированием выставок.

– Интересуетесь мнением зрителей по поводу выставок? Спрашиваете, что они хотят увидеть?

Сергей: Мы не спрашиваем, но регулярно получаем сообщения от посетителей. Нам говорят, что понравилось на выставке, а что вызвало негатив.

Кристина: Например, по поводу чешских фотографов было много возмущений. Спрашивали, почему они показывают Россию в таком ужасном состоянии, с покосившимися заборами и бедностью.

У уральцев возникло много вопросов по поводу выставки чешских фотографов. Главный: почему авторы показывают Россию именно в таком свете – с покосившимися заборами и бедностью.

– Очень много негативных отзывов было после Ночи музеев, когда люди не могли долго находиться в "Доме Метенкова" из-за духоты. Вы как-то будете справляться с этим?

Кристина: Ночь музеев – отдельная история. Музеи не рассчитаны на 8 000 посещений за вечер. Просто людям нужно понять, что выставку можно посмотреть не только в Ночь музеев, но и после неё.

– Когда музей закроется на масштабную реконструкцию? И вообще, нужна ли она ему?

Кристина: В 2017 году станет известно, когда и какая реконструкция будет. В 2016 году музей надолго закрываться не будет. Дом не находится в аварийном состоянии, но ремонт ему нужен хороший – и снаружи, и внутри.

К новой выставке про зиму музей отремонтировали – покрасили стены и окна.
По словам Кристины Горлановой, здание требует масштабного ремонта.

– Что ещё появится в Доме Метенкова с вашим приходом?

Сережа: Будет небольшая библиотека с книгами, посвящёнными фотографии. Оборудуем комнату под экспозицию об истории дома. Возможно, во дворе музея организуем ярмарку для фотографов. Мы хотим продолжить издавать zine "UP", который я выпустил в прошлом году сам. Мы его переведём под бренд Метенкова. Он будет публиковать тексты и фотопроекты уральских фотографов, что очень важно для продвижения фотографии в регионе. Выходить будет раз в полгода. Ну и лекции, конечно. Летом двор Дома Метенкова станет площадкой для таких мероприятий.

Во дворе дома летом будут проходить мастер-классы, лекции и ярмарки.