18 января суббота
СЕЙЧАС +0°С

Екатеринбург для пешеходов: архитектор с помощью фотошопа убрал с улиц города неправильные парковки

Из-за них поток пешеходов был зажат между проезжей частью и машинами.

Поделиться

Как бы выглядел Екатеринбург без неправильных парковок? Этим вопросом задался урбанист фонда "Город.PRO" и член общественной палаты Екатеринбурга Владимир Злоказов.

На своём ресурсе "Живые улицы" общественник опубликовал пост, в котором подробно объяснил, почему нынешняя планировка новых улиц неудачная. Проблема, по его мнению, в новых подходах к градостроительству, вытесняющих из городской среды самих жителей.

При строительстве новых городских кварталов учитывается удобство подъезда и парковки автомобилей, а пешеходов отодвигают на второй план. Особенно это касается "магистральных" улиц, по которым происходит наибольшее движение. Там приоритет отдан человеку в машине, считает урбанист.

– В Екатеринбурге, впрочем как и во всей России в целом, разучились строить улицы. Это досадно, учитывая, что общественное пространство города в основном состоит из улиц и именно с улицами большинство людей имеет дело каждый день, – пишет в своём блоге архитектор Владимир Злоказов. – Улицы – это прежде всего пространство для движения пешеходов и транспорта. Однако помимо движения на улице может происходить множество разных вещей. Люди могут встречаться, сидеть на скамейке или в уличном кафе. Водители могут парковаться, чтобы зайти в магазин. Образно говоря, пространство улицы – это место, где каждый день происходит взаимодействие между огромным числом людей.

Чтобы проиллюстрировать разницу между привлекательной и непривлекательной для пешеходов застройкой, общественник подготовил несколько пар фотографий, показывающих одни и те же улицы, но с разным расположением зданий.

Владимир Злоказов приводит в качестве примера неправильного подхода к застройке такую ситуацию, когда новые дома отодвигают от красной линии улицы, а пространство между тротуаром и фасадом здания отводится под парковку. Получается, что поток пешеходов по тротуару зажат между проезжей частью и придомовой парковкой, и люди чувствуют себя неуютно.

Такое место, по мнению автора поста, человек интуитивно старается как можно быстрее покинуть. Тут не гуляют, тут перемещаются из точки А в точку Б. Поэтому люди не замечают ни витрин магазинов, ни кафе.

Другой вариант – это когда пешеходы идут по самой парковке, потому что им так удобнее, но это небезопасно и вызывает конфликт с водителями. В итоге такая застройка неудобна ни пешеходам, ни магазинам, да и автомобилисту не просто найти место, где оставить машину, потому что эти придомовые парковки всегда забиты.

– Сейчас в наших городах строят не улицы, а дороги. Это пространство, удобное для движения и парковки автомобиля и создающее для него преимущество. Пешеходам на таких улицах неуютно, они чувствуют дискомфорт. Разница между дружелюбной и враждебной для пешеходов застройкой обычно не бросается в глаза. Скорее это фон, незаметно создающий атмосферу в городе или на отдельных улицах. Как духота – её не заметишь, пока не откроешь окно и не поймёшь, насколько было душно, – добавляет архитектор.

Так и отличаются улицы, к примеру, исторической части города, и современные улицы-дороги. В центре города люди часто неспешно гуляют по тротуарам, даже если их ширина недостаточна.

Одной из наиболее идеальных для пешеходов конфигураций улиц общественник считает дорогу с параллельной парковкой в правом ряду, когда автомобили "защищают" пешехода от пространства проезжей части, а широкий тротуар примыкает непосредственно к фасадам домов, где в первых этажах работает уличная торговля – магазинчики и кафе. Тогда человек чувствует связь с городской средой, улица становится частью жизненного пространства, а город приобретает уют.

– Проблема в том, что не существует никаких норм и правил, обязывающих проектировать улицы как общественные пространства, где приятно находиться. В то же время существует множество требований, касающихся ширины проезжей части и количества парковочных мест, – рассказал Владимир Злоказов. – Проектировщики и чиновники от градостроительства, к сожалению, сами, как правило, не имеют чётких представлений о том, как сделать хорошую улицу для людей, но зато они знают, что нужно соблюсти все нормы, касающиеся движения и хранения транспорта. В таких условиях автомобиль неизбежно выживает человека из городского пространства. И до тех пор, пока у нас не будет чёткого понимания того, какими мы хотим видеть наши улицы, нормативный подход, создающий улицы-дороги и улицы-автостоянки, будет доминировать.

Напомним, что участники фонда "Город.PRO" сейчас разрабатывают новую схему маршрутов общественного транспорта Екатеринбурга. Они и ранее принимали активное участие в решении разных градостроительных вопросов (к примеру, предлагали мэрии обособить трамвайные пути на Ленина), но делали это на общественных началах.

Фото: Дмитрий ГОРЧАКОВ / E1.RU; livestreets.ru

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!