Здание университета было построено в 2013 году. Его стоимость примерно 1 миллиард рублей.


Технический университет УГМК, расположенный в Верхней Пышме, расширяет свои возможности. В феврале 2016 года вуз получил лицензию на новые программы высшего образования по подготовке инженеров. Первые программы магистратуры по металлургии и энергетике проводятся здесь уже с сентября 2015 года.


Также в Техническом университете УГМК реализуются программы дополнительного профессионального образования, на сегодняшний день их порядка 300. Не только сотрудники предприятий УГМК, но и работники других организаций повышают здесь квалификацию и проходят переподготовку. Вуз организует обучение всех категорий специалистов – от мастеров до директоров заводов – и готов поделиться опытом.


О возможностях Технического университета УГМК мы поговорили с директором – Евгением Караманом.


– Евгений Вадимович, частный технический вуз – это, как я понимаю, новое явление в профессиональном образовании? Университет УГМК уникален или всё же есть аналогичные примеры?


– Можно сказать, мы – единственный частный технический вуз в России. Конечно, есть хорошие корпоративные университеты: "Росатом", "РЖД", "КАМАЗ". Их довольно много, но они не занимаются высшим образованием. А у нас оно есть, поэтому мы – явление уникальное.


Вообще, к идее создания собственного вуза мы пришли, анализируя состояние кадровой подготовки. Производство всё время меняется: новое оборудование, новые организационные схемы, новые информационные продукты. Поэтому мы обязаны всё время заниматься обучением наших сотрудников. Те предложения, которые есть на рынке, во многом не актуальны, поэтому мы решили сами заняться обучением.


Евгений Караман, директор Технического университета УГМК.
Электронное расписание.
Конференц-зал.


– Технический университет появился сравнительно недавно, в 2013 году. В чём особенность высшего образования, которое предлагаете вы, в отличие, например, от государственных технических вузов, которые обучают инженеров и металлургов уже несколько десятилетий?


– Мы не конкурируем с государственными вузами. У них тысячи студентов, вчерашних школьников, огромные потоки, которые нас не очень интересуют. Мы же занимаемся подготовкой, переподготовкой тех людей, которые уже работают. В этом важное отличие. И наша задача вывести их на новый профессиональный уровень. То есть мы работаем с теми, у кого уже есть высшее образование.


Слушатели университета – сотрудники промышленных предприятий.


– Значит, и сам процесс обучения строится иным образом?


– Наш учебный процесс прежде всего отличается тем, что по его итогам должна быть решена актуальная производственная задача предприятия или организации. Например, в нашей строительной магистратуре в рамках одной из диссертаций просчитывается экономика трамвайной линии Екатеринбург – Верхняя Пышма. В магистратуре по энергетике, в частности, решают конкретные задачи по повышению надёжности и безопасности энергохозяйств конкретных предприятий. В помощь магистрантам мы привлекаем лучших экспертов в отрасли, докторов и кандидатов наук, имеющих опыт внедрения научных разработок.


В университете проводятся занятия и для студентов колледжей.


– Сколько времени уходит на обучение?


– Если говорить о магистратуре – два с половиной года. Конечно, мы не можем отрывать магистрантов от работы на столь долгое время, поэтому у нас очно-заочная и заочная формы обучения. Мы выдерживаем известный вузам сессионный режим. При этом межсессионный период насыщен дистанционным обучением.


Программы дополнительного профессионального образования – от 8 до 300 часов, в зависимости от направления и сложности подготовки. При этом графики обучения выстраиваем с учётом потребностей клиентов – предприятий, активно используем модульное и дистанционное обучение, электронные курсы.


 Судя по техническому оснащению учебных классов, преподавателю, помимо своего предмета, ещё нужно хорошо разбираться в мультимедийных устройствах?


– Да, это так. Здание университета изначально было построено и оборудовано под современный образовательный процесс. В аудиториях установлены интерактивные доски, проекторы, документ-камеры, микрофоны, видеооборудование, благодаря этому есть возможность транслировать наши учебные занятия напрямую на предприятия. Например, на этой записи три группы на предприятиях являются полноправными участниками образовательного процесса. Расстояние между ними по 3-4 тысячи километров, собрать их в одном месте очень дорого. Поэтому они находятся у себя, а преподаватель – в Верхней Пышме. Занятия не всегда проходят в виде лекций, часто преподаватель сводит аудитории между собой, они вместе обсуждают производственные проблемы и вырабатывают решения.


Лекции в формате видеоконференций проходят практически ежедневно.
Айпад, с помощью которого управляют лекцией. 
В 2014 году Технический университет УГМК стал лауреатом Национальной Премии "IT-Лидер".  
В вузе есть класс робототехники для школьников: инженеров начинают готовить с пятого класса.


– Современные гаджеты значительно упрощают образовательный процесс, делают его интереснее?


– И продуктивнее. Например, у нас есть 3D-тренажёр медеплавильного цеха. Его мы разрабатывали совместно с УрФУ. Как научить работника правильно вести себя в аварийных ситуациях? Даже если он несколько раз прочитал инструкцию и сдал экзамен, гарантии, что он будет знать, что делать в случае ЧП, нет. Нужно тренироваться, но как? В цехе нельзя создать аварийную ситуацию, а на экране компьютера – можно. Что мы и сделали.



Правильно вести себя в аварийных ситуациях работники учатся на специальном тренажёре наподобие компьютерной игры.


– В Техническом университете УГМК в основном обучаются сотрудники Уральской горно-металлургической компании и это понятно. Свои программы вы также предлагаете и другим предприятиям. Чем они могут быть им полезны?


– Опыт показал, что наши программы интересны и востребованы организацией любого масштаба, начиная от ИП и заканчивая крупной федеральной компанией. Они разрабатываются от задач предприятий компании в области обучения и развития персонала. Во многом они аналогичны потребностям других предприятий, особенно, если говорить об обучении таких специалистов, как снабженцы, логисты, юристы, энергетики, технологи, механики, конструкторы, бухгалтеры и др.


Отличительная особенность наших программ в том, что в их разработке и реализации активное участие принимают опытные специалисты и руководители УГМК, эксперты-практики, готовые поделиться профессиональным опытом. Это обеспечивает образовательному процессу в ТУ УГМК актуальность и практикоориентированность.


С 2015 года в активе образовательных услуг ТУ УГМК появились программы профпереподготовки. С чем это связано? Надзорные органы предъявляют к целому ряду профессий требования иметь не просто высшее или среднее профессиональное образование, а обязательно по профилю деятельности. Причём, список таких профессий периодически пополняется. Например, в их число недавно попали лаборанты, работающие в аккредитованных лабораториях. Таким образом, в нашем университете появилась программа "Аналитический контроль качества химических соединений". Организовали обучение сначала для своих предприятий, а теперь и для предприятий с внешнего рынка. Для этого есть все разрешительные документы и условия. Также мы имеем право поводить профпереподготовку по охране труда и металлургии цветных металлов.


Научно-исследовательский центр – совместный проект УГМК и УрФУ.
В первую очередь, в лабораториях проводятся различные исследования руд, процессов гидрометаллургии, пирометаллургии, обработки металлов давлением.


Плюс ко всему мы проводим стажировку на нашем оборудовании. Например, предприятие закупило новое оборудование, как на нём работать, рабочие не знают. Но на каком-то из предприятий УГМК это оборудование уже есть, мы готовы научить работать на нём.


Оборудование для обучения стропальщиков размещено прямо в аудитории.  


– Стоимость обучения в Техническом университете УГМК выше, чем в других вузах? 


– Если говорить о высшем образовании, то несколько выше. У нас не массовое образование. Всё-таки в большом вузе есть возможность по 100 человек в аудиторию собирать и читать лекции. А у нас группа 15 человек, каждый решает собственную задачу и у каждого индивидуальная программа. Если говорить о дополнительном профессиональном образовании, здесь мы стараемся быть в рынке.



– Документы какого образца вы выдаёте по окончании обучения?


– По дополнительному профессиональному образованию наши слушатели получают удостоверение о повышении квалификации или дипломы о  профессиональной переподготовке. По высшему образованию мы будем выдавать диплом государственного образца, как только пройдём государственную аккредитацию. Она запланирована на этот год.



Вопросы индивидуального и корпоративного обучения:


г. Верхняя Пышма, проспект Успенский, 3
Тел. +7 (34368) 78-300, +7 (34368) 78-324
Моб. +7-965-526-51-44 
university@tu-ugmk.com