4 августа вторник
СЕЙЧАС +18°С

В Екатеринбурге откроют музей легенды конструктивизма — «квартиры-ячейки типа F»

Е1.RU побывал в необычной квартире, где скоро откроют экспозицию.

Поделиться

Слева направо: архитекторы Борис Демидов и Никита Сучков — главные идеологи музея. 

Слева направо: архитекторы Борис Демидов и Никита Сучков — главные идеологи музея. 

Летом 2017 года в Екатеринбурге появится ещё один музей — возможно, самый долгожданный для архитекторов. В компактной квартире-ячейке типа F, которая сама по себе является недоступным для масс культурным и историческим наследием, разместятся лекторий, кинозал, цифровая экспозиция, макеты с пояснениями, оцифрованные архивы советского архитектора Моисея Гинзбурга и других архитекторов конструктивизма.

Квартиру-ячейку типа F — экспериментальное двухъярусное «жилище» — ноу-хау Моисея Гинзбурга — раньше можно было рассмотреть только на картинках учебников архитектурного вуза. В России домов с такими ячейками всего шесть: четыре в Москве и по одному в Екатеринбурге — в здании на Малышева — и Саратове. 

Здание Уралоблсовета на Малышева, 21/1 — это дом-коммуна, а точнее, комплекс из пяти домов, созданный как организм с внутренней сосудистой системой. Социальная инфраструктура: столовая и детский сад — здесь мыслилась на последних этажах, своих детей в садик в соседний дом можно было отвести по переходу между зданиями. Единой системой соединялись крыши — террасы для прогулок и принятия солнечных ванн. Внутреннюю конструкцию домов с квартирами-ячейками не без оснований называют «остроумной». Длинный коридор, общий на три этажа, соединяет в одну линию двери ячеек — двухъярусных квартир, которые находятся друг над другом.

Здание Уралоблсовета на Малышева — один из центров конструктивизма на Урале. Сейчас в нём находятся офисы и художественные мастерские, а с лета будущего года откроется ещё и музей с рабочим названием «Ячейка 35», по номеру квартиры.  

Здание Уралоблсовета на Малышева — один из центров конструктивизма на Урале. Сейчас в нём находятся офисы и художественные мастерские, а с лета будущего года откроется ещё и музей с рабочим названием «Ячейка 35», по номеру квартиры.  

По планам группы Гинзбурга, таких квартир должны были быть построены тысячи и десятки тысяч, а может быть, и миллионы в СССР. В 30-х годах вокруг компактности жилья было много горячих дебатов. Однако идея коммунальной организации свернулась вместе с социализмом, и дальше эксперимента дело не пошло.

— В то время Союз перешёл на новую архитектурную идеологию — неоклассицизм, сталинский ампир. Архитекторам было боязно возвращаться в этот стиль, потому что были репрессии, — рассказывает архитектор Борис Демидов. Стараниями исследователя конструктивизма Никиты Сучкова на базе его мастерской будет создан первый в России музей Гинзбурга. Хотя сам Борис считает, что слово «музей» конструктивизму неблизкое, но понятное для неискушённых людей.

Устройство ячейки типа F в разрезе.

Устройство ячейки типа F в разрезе.

Квартиры-ячейки стали раритетами и памятниками архитектурной мысли, увы, недоступными для ценителей конструктивизма. В домах Гинзбурга по сей день продолжается частная жизнь. Со студенческих времён Борис Демидов, вместе с сотней свердловских художников и архитекторов, мечтал хотя бы заглянуть в ячейку жилого комплекса Уралоблсовета, центрального места конструктивизма на Урале. 

— Раньше, когда приезжали люди, которые занимались конструктивизмом, из-за границы, всё было закрыто, вход был только по пропускам, а порой вообще невозможно было попасть внутрь, — рассказывает Борис.

Квартира-ячейка типа F. Лестница из просторной гостиной с панорамными окнами ведёт в комнату временного пребывания — спальную нишу. В гостиной будет кинозал с лекторием, а на балконе — архив с макетами Гинзбурга.

Квартира-ячейка типа F. Лестница из просторной гостиной с панорамными окнами ведёт в комнату временного пребывания — спальную нишу. В гостиной будет кинозал с лекторием, а на балконе — архив с макетами Гинзбурга.

Размеры квартиры-ячейки совпадают с математической системой расчётов Корбюзье. Минимальная высота потолка в местах временного пребывания (прихожая, спальня и санузлы) соразмерна человеку с вытянутой рукой. 

Размеры квартиры-ячейки совпадают с математической системой расчётов Корбюзье. Минимальная высота потолка в местах временного пребывания (прихожая, спальня и санузлы) соразмерна человеку с вытянутой рукой. 

Общежитие на Малышева со временем претерпело изменения: террасы покрыли крышами, на первых этажах свободный проход во двор между железобетонными колоннами застроили помещениями, которые заняли театр «Волхонка» и магазины. Первоначальные эскизы будут воссозданы в виде макетов и анимационных видеороликов. Кроме дома — социалистической утопии в музее покажут и футуристический нереализованный проект архитектора — синтетический театр, который должны были построить напротив Оперного театра на месте УрГУ (современного УрФУ).

Здание Синтетического театра должны были построить в 30-х годах, вместо УрГУ. 

Здание Синтетического театра должны были построить в 30-х годах, вместо УрГУ. 

30-е годы — это время мировых открытий в советской архитектуре. Так же, как Малевич нарисовал «Чёрный квадрат», так и Гропиус, Корбюзье, Мельников и Гинзбург одновременно открыли основу основ, через отказ от декора они пришли к новым формам.

— У нас особенно ценны эти проекты: на западе их были единицы, а у нас появились комплексы, так как государство вкладывалось в авангард. Потом опомнились, задавили, облепили декором. Но 10 лет каким-то образом всё это продержалось и было поддержано гигантскими средствами. Целые городки: чекистов, милиции, медицинский. Это и привлекает западных исследователей, — говорит Борис Демидов.

Так выглядел бы центр Екатеринбурга, если бы конструктивизм как государственную программу не свернули. В центре фото Оперный театр, слева от&nbsp;него&nbsp;140-метровый небоскрёб <a href="http://www.e1.ru/news/spool/news_id-429821.html">Дома промышленности</a>, а напротив —&nbsp;Синтетический театр.

Так выглядел бы центр Екатеринбурга, если бы конструктивизм как государственную программу не свернули. В центре фото Оперный театр, слева от него 140-метровый небоскрёб Дома промышленности, а напротив — Синтетический театр.

Наследие Гинзбурга — это часть экспозиции, которая в целом будет посвящена конструктивизму.

— Это наша среда. Я, например, ходил в конструктивистский детский сад, потом школа была тоже построена в таком стиле, рядом — суд, медицинский институт, почта и техникум. Когда пришло время, мы занялись архитектурой и поняли, что, оказывается, живём в таком городе, где основные места заняты конструктивистскими зданиями. Если их привести в порядок, то они будут задавать тон, они самые современные.

Незаконченный Дом промышленности на площади Парижской коммуны.

Незаконченный Дом промышленности на площади Парижской коммуны.

— Директор государственного музея архитектуры имени Щусева Ирина Коробьина отмечает, что русский авангард и конструктивизм — это главный вклад нашего Отечества в мировую культуру ХХ века. Как раз конструктивисты определили мировые тренды, которые есть в том числе в Екатеринбурге. Эти квартиры-ячейки были сделаны у нас в 30-е годы, а в Голландии строятся до сих пор, — поделился с Е1.RU идеолог музея, архитектор Никита Сучков.

— У нас есть хороший фундамент, есть на что опереться. У нас всё вокруг, а не в журналах. Мы этим пользуемся и знаем все эти пропорции. Можем проектировать новое, используя существующее, — подчёркивает Борис Демидов.

Фото: Борис ДЕМИДОВ, Мария ВИННЕР / Е1.RU, wikigraff.ru
Видео: Artur Larionov / youtube.com

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!