19 июля пятница
СЕЙЧАС +19°С

Сюда не попадёте в «Ночь музеев»: поход по выставкам в психбольнице, колонии и Центральном банке

Предупреждаем: это весьма необычная, но очень интересная фотоэкскурсия

Поделиться

Ничего особенного — просто музей в тюрьме...

Корреспонденты Е1.RU попали на три выставки, которые вы не найдёте в ежегодной программе «Ночи музеев». Да и в другие дни в них попасть простым смертным или непросто, или невозможно. Один музей создан для постояльцев колонии, второй — для представителей уральского отделения Центробанка, а третий — для душевно больных и сотрудников соответствующей больницы. И сейчас мы вам их покажем.

Музей колонии № 2

Находится за колючей проволокой исправительной колонии № 2 на Малышева, 2Б. Путь к музею — тернистый, мы миновали несколько постов, много металлических дверей, прошли сотню метров по двору мимо прогуливающихся зэков (в колонии сейчас около 1 800 человек).

Хранитель музея ИК № 2 из числа осужденных Игорь Кощеев, интеллигент с двумя высшими образованиями, открывает амбарный замок. Он проводит экскурсии для «своих». С улицы в этот музей попадают разве что группы студентов юридических вузов.

Хранитель музея ИК № 2 из числа осужденных Игорь Кощеев, интеллигент с двумя высшими образованиями, открывает амбарный замок. Он проводит экскурсии для «своих». С улицы в этот музей попадают разве что группы студентов юридических вузов.

— Я закончил два вуза и вроде неглупый человек. В общем я проявил интерес к музею, — рассказывает Е1.RU экскурсовод Игорь. — Я еще здесь заведую банно-прачечным комбинатом. В музее, кстати, тоже нужны чистота и порядок, иногда что-то надо подколотить, подкрасить.

— Я закончил два вуза и вроде неглупый человек. В общем я проявил интерес к музею, — рассказывает Е1.RU экскурсовод Игорь. — Я еще здесь заведую банно-прачечным комбинатом. В музее, кстати, тоже нужны чистота и порядок, иногда что-то надо подколотить, подкрасить.

Мы спускаемся в подвал. Под аккуратными самодельными витринами — монеты и купюры разных лет, старые русские самовары, на стенах — дореволюционная реклама, одежда сельских жителей, французские часы 1861 года, которые нашлись в уральской глубинке и, кстати, ходят до сих пор. Все это было собрано в 1977 году Афанасием Шиковым, начальником отдела по воспитательной работе в колонии. Он основал музей, был очень любознательным человеком, ездил по области, собирал всякие редкости и серьёзно занимался «окультуриванием» заключенных.

Мы спускаемся в подвал. Под аккуратными самодельными витринами — монеты и купюры разных лет, старые русские самовары, на стенах — дореволюционная реклама, одежда сельских жителей, французские часы 1861 года, которые нашлись в уральской глубинке и, кстати, ходят до сих пор. Все это было собрано в 1977 году Афанасием Шиковым, начальником отдела по воспитательной работе в колонии. Он основал музей, был очень любознательным человеком, ездил по области, собирал всякие редкости и серьёзно занимался «окультуриванием» заключенных.

Диорамы деревенского Урала сделаны руками заключенных.

Диорамы деревенского Урала сделаны руками заключенных.

«В «Ночь музеев» здесь было бы страшновато, « — шутит Дмитрий Мельник, временно исполняющий обязанности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными. На фото — камера частной заводской тюрьмы Демидова. И правда, не самое приятное зрелище. Зэкам её показывают в воспитательных целях, чтоб они сравнили тюремные условия: тогда и сейчас.

«В «Ночь музеев» здесь было бы страшновато, « — шутит Дмитрий Мельник, временно исполняющий обязанности начальника отдела по воспитательной работе с осужденными. На фото — камера частной заводской тюрьмы Демидова. И правда, не самое приятное зрелище. Зэкам её показывают в воспитательных целях, чтоб они сравнили тюремные условия: тогда и сейчас.

Узник сделан из папье-маше — тоже руками осужденных.

Узник сделан из папье-маше — тоже руками осужденных.

Этот скифский меч нашли в подвале соседнего СИЗО № 1 во время ремонтных работ на глубине трех метров.

Этот скифский меч нашли в подвале соседнего СИЗО № 1 во время ремонтных работ на глубине трех метров.

Портрет Де Геннина нарисован тоже зэками.

Портрет Де Геннина нарисован тоже зэками.

На примерах экспонатов осужденным преподают уроки истории.

На примерах экспонатов осужденным преподают уроки истории.

Нашивки заключённых в России и США.

Нашивки заключённых в России и США.

Поделки зэков из подручных материалов с тюремного производства.

Поделки зэков из подручных материалов с тюремного производства.

В советские времена телевизор был один на всю колонию. Сейчас у каждого отряда есть свой. Любимой программой до недавнего времени, как рассказывает Дмитрий Мельник, был «Дом-2.»К счастью, сейчас реалити-шоу показывают уже после отбоя и заключенные её не видят», — говорит Мельник.

В советские времена телевизор был один на всю колонию. Сейчас у каждого отряда есть свой. Любимой программой до недавнего времени, как рассказывает Дмитрий Мельник, был «Дом-2.»К счастью, сейчас реалити-шоу показывают уже после отбоя и заключенные её не видят», — говорит Мельник.

Музей истории денежного обращения в Уральском управлении ЦБ РФ

В коридорах Уральского управления Центробанка на Циолковского, 16 можно заблудиться, но нас встречают и сопровождают до музея сотрудники. Система безопасности здесь, пожалуй, серьёзнее, чем в тюрьме: чтобы попасть внутрь, нужно заранее прислать свои паспортные данные и серийные номера фотоаппаратуры, вход, как в зоне досмотра аэропорта — по одному. Экспозиция местного музея посвящена истории банков Урала и Екатеринбурга, от дореволюционного времени до сегодняшнего дня.

В Музее денежного обращения есть завидная коллекция бумажных денег и монет, гигантский дырокол, сейф 1900 года, современные металлические ящики для перевозки денег, машины для их сортировки и стол банковского работника столетней давности со всей атрибутикой. Всё это в «Ночь музеев-2016» горожане не увидят.

— Не в этом году, — говорит начальник управления по работе с персоналом Уральского ГУ Банка России Сергей Лебедев, отмечая, что музей всё равно стал в последнее время более открытым для посещений.

Пройдёмся по залам банковского музея.

Попасть в музей банка сейчас может любой желающий — но по заявке. Заранее её надо подать по телефону +7 (343) 269–65–00 или по почте 65bank@cbr.ru

Попасть в музей банка сейчас может любой желающий — но по заявке. Заранее её надо подать по телефону +7 (343) 269–65–00 или по почте 65bank@cbr.ru

Хранительница музея Ирина Банных знакомит нас с самой большой банкнотой в музее — с изображением Петра I, её длина 27,5 см. Банкнота прочная, выпущена в 1912 году с использованием металлографической печати, и спустя сто лет выглядит почти как новенькая.

Хранительница музея Ирина Банных знакомит нас с самой большой банкнотой в музее — с изображением Петра I, её длина 27,5 см. Банкнота прочная, выпущена в 1912 году с использованием металлографической печати, и спустя сто лет выглядит почти как новенькая.

500 рублей 1912 года в четыре раза больше современной пятисотки.

500 рублей 1912 года в четыре раза больше современной пятисотки.

Квадратные рубли чеканились у нас, в Екатеринбурге, в монетном дворе по указу Петра I. На два с половиной квадрата можно было в те времена купить коня.

Квадратные рубли чеканились у нас, в Екатеринбурге, в монетном дворе по указу Петра I. На два с половиной квадрата можно было в те времена купить коня.

Вес такой монетки — 1 килограмм 600 грамм.

Вес такой монетки — 1 килограмм 600 грамм.

Металлический несгораемый сейф фирмы «В. Меллер» 1900 года выпуска весом 700 килограммов.

Металлический несгораемый сейф фирмы «В. Меллер» 1900 года выпуска весом 700 килограммов.

Сундук для хранения денег Ирбитского казначейства. Размер — 1 метр на 2 метра, был изготовлен в 1837 году на Алапаевском машиностроительном заводе. Денежное хранилище закрывалось ключом на замок, который пломбировался инструментом в форме щипцов.

Сундук для хранения денег Ирбитского казначейства. Размер — 1 метр на 2 метра, был изготовлен в 1837 году на Алапаевском машиностроительном заводе. Денежное хранилище закрывалось ключом на замок, который пломбировался инструментом в форме щипцов.

Этими щипчиками открывали сундук.

Этими щипчиками открывали сундук.

Конторский стол банковского работника первой половины 20 века. Надеваем черные нарукавники для того, чтобы при письме не запачкаться чернилами, ну и почувствовать себя настоящими банковскими служащими прошлого века.

Конторский стол банковского работника первой половины 20 века. Надеваем черные нарукавники для того, чтобы при письме не запачкаться чернилами, ну и почувствовать себя настоящими банковскими служащими прошлого века.

Чугунный дырокол. Огромное приспособление середины XIX века служило банковским клеркам для того, чтобы сшивать дела.

Чугунный дырокол. Огромное приспособление середины XIX века служило банковским клеркам для того, чтобы сшивать дела.

Захватить может 50 страниц.

Захватить может 50 страниц.

Дырокол поменьше, тоже из девятнадцатого века.

Дырокол поменьше, тоже из девятнадцатого века.

Тёмный период для банковских работников — попытка большевиков уйти от денег. Хлебные карточки послереволюционных времен.

Тёмный период для банковских работников — попытка большевиков уйти от денег. Хлебные карточки послереволюционных времен.

Прочные тряпичные денежки из Казахстана. Чистый хлопок.

Прочные тряпичные денежки из Казахстана. Чистый хлопок.

Казахстанский миллиард рублей.

Казахстанский миллиард рублей.

Золотой червонец.

Золотой червонец.

Такую форму раньше носили служащие в Свердловском управлении Госбанка СССР. Сейчас дресс-код сотрудников проще — строгая одежда.

Такую форму раньше носили служащие в Свердловском управлении Госбанка СССР. Сейчас дресс-код сотрудников проще — строгая одежда.

Машина для счёта и сортировки денег — экспонат из девяностых.

Машина для счёта и сортировки денег — экспонат из девяностых.

Калькуляторы из прошлого века.

Калькуляторы из прошлого века.

Этим пользовались сотрудники банков еще несколько лет назад.

Этим пользовались сотрудники банков еще несколько лет назад.

Счётные машинки из прошлого века.

Счётные машинки из прошлого века.

Современный брикет на утилизацию. Негодные к использованию купюры прессуются и отправляются на свалку в такой форме. В среднем, объясняют экскурсоводы, десятирублёвая купюра живет восемь месяцев. Срок жизни монет — 25 лет.

Современный брикет на утилизацию. Негодные к использованию купюры прессуются и отправляются на свалку в такой форме. В среднем, объясняют экскурсоводы, десятирублёвая купюра живет восемь месяцев. Срок жизни монет — 25 лет.

В таком металлическом контейнере, сделанном в Нижнем Тагиле, деньги отправляются в банки. Уральское управление главного банка страны отвечает за обработку и транспортировку купюр и монет по Уралу. Ближайший к нам завод по печати денег находится в Перми.

В таком металлическом контейнере, сделанном в Нижнем Тагиле, деньги отправляются в банки. Уральское управление главного банка страны отвечает за обработку и транспортировку купюр и монет по Уралу. Ближайший к нам завод по печати денег находится в Перми.

На смену сундукам и сейфам пришли металлические боксы, в которых хранят банкноты. Сегодня уже и они выходят из обращения: металл заменяют на пластик. Увы — в этом музейном боксе всего лишь макеты.

На смену сундукам и сейфам пришли металлические боксы, в которых хранят банкноты. Сегодня уже и они выходят из обращения: металл заменяют на пластик. Увы — в этом музейном боксе всего лишь макеты.

Максим Артемьев, начальник управления наличного денежного обращения и кассовых операций Уральского ГУ Банка России рассказывает об упаковке денег, подделать которую практически невозможно. Жаль, что пачка — муляж.

Максим Артемьев, начальник управления наличного денежного обращения и кассовых операций Уральского ГУ Банка России рассказывает об упаковке денег, подделать которую практически невозможно. Жаль, что пачка — муляж.

Последние советские деньги.

Последние советские деньги.

Помните эти денежки?

Помните эти денежки?

Галерея психиатрической больницы № 6

Странной формы конструктивистское здание, с большими панорамными окнами и винтовой лестницей прячется в лесу за деревянным бараком в переулке Кустовом, 14 на Тюменском тракте. В бараке-общежитии при больнице живут выздоравливающие пациенты, которые уже вышли из тяжёлого состояния и не представляют опасности для общества, они восстанавливаются перед выпиской, ждут социальное жильё.

О студии при психиатрической больнице № 6 знают только её пациенты. Людям здоровым в эту галерею вход заказан. Разве что в 2009 году здесь был аукцион картин, на котором продали почти все работы.

Здесь пахнет благовониями и играет медитативная музыка. Пожалуй, самое атмосферное и спокойное место из трёх недоступных для широкой общественности музеев...

«Сложных» пациентов приводить сюда перестали из-за угрозы побега. Раньше санитары водили больных с тяжёлыми эпизодами, запирали решётки и заставляли рисовать в рамках терапии. Те, кто сильно напичкан лекарствами, особо к творчеству не тяготели — они просто разглядывали художества. Те, кто брался за кисть, постепенно из расфокусированных невнятных изображений рождал реальные пейзажи и портреты, а это и есть признак выздоровления, говорят врачи. Некоторым рисование помогло, среди «художников» есть выписанные, но есть и те, кто больше из больницы, увы, никогда не выйдет.

«Сложных» пациентов приводить сюда перестали из-за угрозы побега. Раньше санитары водили больных с тяжёлыми эпизодами, запирали решётки и заставляли рисовать в рамках терапии. Те, кто сильно напичкан лекарствами, особо к творчеству не тяготели — они просто разглядывали художества. Те, кто брался за кисть, постепенно из расфокусированных невнятных изображений рождал реальные пейзажи и портреты, а это и есть признак выздоровления, говорят врачи. Некоторым рисование помогло, среди «художников» есть выписанные, но есть и те, кто больше из больницы, увы, никогда не выйдет.

Общежитие психиатрической больницы № 6, где живут выздоравливающие.

Общежитие психиатрической больницы № 6, где живут выздоравливающие.

Потолок в галерее с годами разрушился. Вода с крыши капает в ведра, что добавляет мелодичности процессу рисования.

Потолок в галерее с годами разрушился. Вода с крыши капает в ведра, что добавляет мелодичности процессу рисования.

Пациентам здесь предлагаются любые материалы на выбор, к каким лежит душа.

Пациентам здесь предлагаются любые материалы на выбор, к каким лежит душа.

На цокольном этаже галереи сейчас находится прачечная психиатрической больницы.

На цокольном этаже галереи сейчас находится прачечная психиатрической больницы.

Решётка уже давно не запирается. «Сейчас в студию приходят порисовать в основном наиболее адекватные пациенты, — говорит арт-терапевт Татьяна Васильева. — В основном параноидальные шизофреники или с депрессией. Я очень радуюсь, если они уходят от нас в жизнь и больше не возвращаются.»

Решётка уже давно не запирается. «Сейчас в студию приходят порисовать в основном наиболее адекватные пациенты, — говорит арт-терапевт Татьяна Васильева. — В основном параноидальные шизофреники или с депрессией. Я очень радуюсь, если они уходят от нас в жизнь и больше не возвращаются.»

«Парк культуры» глазами пациентки.

«Парк культуры» глазами пациентки.

Автопортрет.

Автопортрет.

Преклонение перед Богиней красоты — модель для натюрморта.

Преклонение перед Богиней красоты — модель для натюрморта.

Терапевт украсила студию своими руками. Облупившиеся стены задекорировала тканями и коврами.

Терапевт украсила студию своими руками. Облупившиеся стены задекорировала тканями и коврами.

Автор этих рисунков закрыт в психбольнице, скорее всего уже навсегда.

Автор этих рисунков закрыт в психбольнице, скорее всего уже навсегда.

«Вода — это эмоции. Символ жизненного начала, — объясняет арт-терапевт. — В картинах у этого пациента всегда символы крепости, недоступности. Сюда, к его душе, очень сложно прийти»

«Вода — это эмоции. Символ жизненного начала, — объясняет арт-терапевт. — В картинах у этого пациента всегда символы крепости, недоступности. Сюда, к его душе, очень сложно прийти»

Автор этой работы выздоровела. Сейчас она получает второе высшее образование и занимается спортом.

Автор этой работы выздоровела. Сейчас она получает второе высшее образование и занимается спортом.

Сия картина говорит о расфокусировке сознания пациентки.

Сия картина говорит о расфокусировке сознания пациентки.

Нарисовавшая портрет этой пары выздоровела после года регулярной работы с арт-терапевтом.

Нарисовавшая портрет этой пары выздоровела после года регулярной работы с арт-терапевтом.

Боязливая девушка нарисовала свой внутренний мир из коробок.

Боязливая девушка нарисовала свой внутренний мир из коробок.

Работа того же автора.

Работа того же автора.

«В каждой картине художник рисует самого себя, всегда без исключения, « — говорит врач.

«В каждой картине художник рисует самого себя, всегда без исключения, « — говорит врач.

Эту картину нарисовал 24-летний Федя.

Эту картину нарисовал 24-летний Федя.

Какой из этих музеев заинтересовал больше?

    Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

    ТЕКСТ

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

    Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!