Это тот самый автобус, на котором в конце фильма уезжала Нина.
Это тот самый автобус, на котором в конце фильма уезжала Нина.

Легендарный микроавтобус "Старт" из фильма "Кавказская пленница", тот самый, на котором героиня картины Нина уезжает в конце фильма, появился в музее автомобильной техники УГМК в Верхней Пышме.


Как отмечают в музее, микроавтобус можно назвать воплощением хрущевской оттепели: его в первой половине 1960-х годов сконструировали не по плану, утверждённому в Москве, а благодаря инициативе на местах.


Экспериментальный микроавтобус "Старт" был создан энтузиастами Северодонецкой авторемонтной базы (САРБ) при поддержке руководства Луганского совнархоза. Специалисты САРБ под руководством инженера Г. В. Дьяченко первоначально занимались разработкой стеклопластикового кемпингового прицепа, но потом проект перерос в создание туристического микроавтобуса на базе ГАЗ-21 "Волга".


К работе над новинкой привлекали выпускников Харьковского автодорожного института. В итоге получился автобус с уникальным для того времени кузовом и необычным футуристическим дизайном. "Старт" произвёл фурор сначала на уровне Украинской ССР, а затем и во всесоюзном масштабе.


Микроавтобус называют воплощением хрущёвской оттепели.
Микроавтобус называют воплощением хрущёвской оттепели.


Настоящей изюминкой нового автомобиля стал стеклопластиковый кузов – тогда применение пластмасс в промышленности, в том числе в автомобилестроении, было очень актуальным.


В 1964 году в Северодонецк поступило 50 машинокомплектов "Волг" с Горьковского автозавода и началось мелкосерийное производство "Стартов". Через год обсуждалось развёртывание крупносерийного производства, но не сбылось.


– Во время проработки проекта выяснилось, что экспериментальный микроавтобус имеет ряд серьёзных недостатков, делающих его производство непозволительной роскошью, – рассказали в музее.


"Старт" хотели запустить в широкомасштабное производство, но нашли много недостатков.
"Старт" хотели запустить в широкомасштабное производство, но нашли много недостатков.


Так, стеклопластиковый кузов выклеивался практически вручную, что делало очень высокой стоимость производства. Кроме того, "Старт" был менее экономичен, чем ставшие уже привычными к тому времени в СССР микроавтобусы Рижской автобусной фабрики РАФ-977. Также недостаточно прочными оказались отдельные элементы кузова. В частности, у микроавтобуса были слабые узлы крепления дверей – после многократных открываний/закрываний двери чуть ли не отваливались. Это исключало возможность использования "Старта" в качестве маршрутки.


У микроавтобуса при частом открывании отваливались ручки дверей.
У микроавтобуса при частом открывании отваливались ручки дверей.


В конечном итоге, как только на автобазе закончились необходимые машинокомплекты, производство инновационных микроавтобусов сошло на нет.


В музее автомобильной техники появился автобус из "Кавказской пленницы"


Напомним, что недавно в новом автомобильном музее УГМК появились три советских правительственных машины: ЗИС-110, ЗИМ (ГАЗ-12) и ГАЗ-13 "Чайка".


Добавим, что попасть в Музей автомобильной техники, расположенный на территории АО "Уралэлектромедь", можно на бесплатном автобусе, который теперь отправляется с выставочной площадки военной техники.


В музее автомобильной техники появился автобус из "Кавказской пленницы"