21 ноября четверг
СЕЙЧАС -16°С

"Он негодяй, его надо воспитывать батогами": уральский имам - о ловце покемонов в Храме-на-Крови

Мы выяснили, можно ли поймать покемона в мечети, как преодолеть транспортный коллапс в Курбан-байрам и кто идёт к имаму как к психотерапевту.

Поделиться

Берёзовская городская мечеть расположена в частном секторе, абсолютно русской слободке.

Берёзовская городская мечеть расположена в частном секторе, абсолютно русской слободке.

В гости к имаму Берёзовской городской мечети нас привело любопытство. Когда в Екатеринбурге задержали блогера, ловившего покемонов в Храме-на-Крови, пользователи соцсетей наперебой стали цитировать знаменитую фразу певицы Елены Ваенги "Попробовал бы он это сделать в мечети!" А тут ещё журналист "Дождя" Павел Лобков показал, как ловить покемонов в синагоге (видео ниже). Словом, было страшно интересно: в мечеть с айфоном можно? А за покемонами?

Имам Радифулла-хазрат согласился встретиться с нами только после трёхдневного празднования Курбан-байрама. Городская мечеть в Берёзовском расположена в частном секторе, абсолютно русской слободке, но её минарет видно из исторического сквера и с главной улицы Ленина. Перед интервью имам выдал причитающуюся приличной женщине одежду: платок, чтобы покрыть голову, и фартук, скорее напоминающий юбку, который можно повязать поверх брюк.

Накидываю платок на голову, но мой собеседник строг: платок следует завязать, чтобы ни одна прядь волос не показывалась. Рубашку застегнуть на все пуговицы, под самое горло. Как-то сразу стало понятно: поймать покемона, как это сделал столичный журналист в синагоге, здесь не получится.

Никакой вольности: только смиренный вид.

Никакой вольности: только смиренный вид.

– Как вам эта история с покемонами? Наказание для блогера справедливое?

– Это кощунство. А если бы он в Георгиевском зале Кремля начал это делать, что бы ему было? Очевидно, что это поведение неадекватно. С моей точки зрения, это явление того же рода, что и история про человека, который помочился на Вечный огонь. Это – моральное уродство из-за отсутствия духовно-нравственного и патриотического воспитания, итог того, что сделали с нашим образованием.

Этот человек не только покемонов ловил. А про Иисуса и Мухаммада чего только не понаписал, чего только не опубликовал в интернете. С моей точки зрения, в качестве социальной профилактики нужно меры применять, и не штраф, а посерьёзнее. Одного накажут, другим неповадно будет.

В истории с блогером Соколовским имам разбирается и в отличие от многих знает, что парня задержали не только за прогулку с айфоном по храму.

В истории с блогером Соколовским имам разбирается и в отличие от многих знает, что парня задержали не только за прогулку с айфоном по храму.

– В Москве один журналист ради эксперимента ловил покемонов в синагоге. А если в мечети человек начнёт покемонов ловить, что с ним будет?

– Про этого "журналиста" – кощунственный "эксперимент" человека с профессиональной деформацией психики и совести. А про мечеть – задержат, вызовут полицию и сдадут, куда следует. И это если в присутствии имама всё это было. А если нет – кто знает, что бы с ним сделали верующие, оскорблённые в своих чувствах. Если человек на могиле ваших отца или матери станет творить непотребство, что вы с ним сделаете за такое страшное оскорбление? У человека должно быть что-то святое. Храм – святое, Вечный огонь – святое. Если человек не уважает это, то он – негодяй, его надо воспитывать батогами, внушением уже не получится, наверное.

– Недавно в интервью E1.RU строитель, выходец из Таджикистана, рассказывал нам, что мечети, имамы – это один из немногих инструментов влияния на мигрантов. Что здесь их могут усовестить, как-то приструнить тех, кто недостойно себя ведёт. Это так?

– Да, к нам и военные части часто обращаются, где служат солдаты, например, из Дагестана. Там есть такие местные традиции – например, что полы мыть не мужское дело и так далее. Возникают проблемы с ними. А мы привлекаем национальные диаспоры, есть представители, духовные лидеры диаспор. Вместе с ними посещаем проблемные военные части. Как Фазиль Искандер писал о том, что появление "патриарха" (то есть человека, говорящего на родном языке, земляка) психологически человека меняет.

Если военнослужащий ведёт себя недостойно, то частенько всё ставит на свои места реальная перспектива, что об этом сообщат имаму его селения, а тот родственникам "хулигана" и другим односельчанам. Это на них очень действует. Ну, и объясняем: когда мусульмане участвовали в военных походах, воины все делали сами. Они же за собой не водили ни кухарок, ни уборщиц, ни прачек. Солдатская жизнь – она везде солдатская жизнь.

Без имама порой трудно разрешить конфликты в воинских частях, где служат мусульмане.

Без имама порой трудно разрешить конфликты в воинских частях, где служат мусульмане.

– В сложных ситуациях приходят в мечеть как к психотерапевту?

– Мечети в наше время – это не только места для отправления культа. Это и психотерапевтические, социально-культурные центры. Помню, как-то поздно пришёл человек. Стеснялся зайти, потому что был немножко выпивши. У него была сложная ситуация – конфликт на работе с сослуживцем. И уже до того дошёл, что говорит – либо ножом его пырну, либо сам повешусь. И вот мы с ним сидели с полпервого ночи до полчетвёртого утра, разговаривали. Отлегло. Сейчас время от времени заезжает, уже другие глаза у человека.

Беседы и "благодать" – средства, при помощи которых имам может привести в чувство человека, настроенного агрессивно.

Беседы и "благодать" – средства, при помощи которых имам может привести в чувство человека, настроенного агрессивно.

– Как успокоили его?

– Тут не только беседы помогают, место же намоленное. Многие молодые приходят, просто в мечети на скамеечке посидят да уходят, что-то они здесь получают. В религии это называется "благодать".

Многие приходят к мечети, чтобы просто посидеть рядом с ней, успокоиться.

Многие приходят к мечети, чтобы просто посидеть рядом с ней, успокоиться.

– В Екатеринбурге во время праздника Курбан-байрам люди не могли добраться до работы – из-за того, что водители не вышли на маршруты. Как, по-вашему, это нормально?

– Это всё говорит о низком уровне религиозной культуры. У мечети на Репина были инциденты, когда коврики стелили прямо на проезжую часть. Это отсутствие элементарной религиозной дисциплины среди мусульман. Улица – это муниципальная земля, насколько приемлемо их поклонение в этом месте – это большой богословский вопрос. Надо просвещать, дисциплинарные меры применять.

И потом: время праздничного намаза начинается через 30 минут после восхода солнца и длится до полудня. Необязательно в 7 утра всем ехать. Если по уму, то так должно быть: кто-то пришёл утром, отмолился, отпраздновал, вышел на работу, дал возможность другим пойти в мечеть. Это уже наполовину бы проблему решило. Или видишь, что много людей, некуда коврик стелить – приди попозже.

Празднование Курбан-байрама не первый год вызывает в Екатеринбурге транспортный коллапс: все водители-мигранты здесь.

Празднование Курбан-байрама не первый год вызывает в Екатеринбурге транспортный коллапс: все водители-мигранты здесь.

Коврики для молитвы мусульмане стелют порой прямо на проезжую часть.

Коврики для молитвы мусульмане стелют порой прямо на проезжую часть.

– Там и места мало для такого количества людей. Вроде бы планировали построить соборную мечеть в Екатеринбурге.

– Считаю, что в Екатеринбурге нужна не одна, пусть и соборная, мечеть, а удобные вместительные теплые районные мечети. Чтобы можно было достойно припарковать машину, достойно совершить омовение, достойно помолиться. Такие мечети разгрузили бы ситуацию.

Чтобы разгрузить ситуацию, нужно строить мечети в районах, а не большую соборную мечеть, считает имам.

Чтобы разгрузить ситуацию, нужно строить мечети в районах, а не большую соборную мечеть, считает имам.

– Берёзовская мечеть давно существует?

– Строилась пять лет, официальное открытие состоялось 29 января 2007 года. У мечети есть несколько особенностей. Во-первых, стройка была поистине интернациональная, все помогали – и татары, и русские, и евреи, и немцы, и другие. Все предприятия. Весь город. Большую поддержку оказал тогдашний глава округа Владимир Перепёлкин, потом Вячеслав Брозовский, гендиректор Берёзовского рудника Фарит Минниахметович Набиуллин. Он является председателем правления и главой попечительского совета.

Во-вторых, на строительство деньги шли только местные, наших предпринимателей, обошлись без привлечения средств со стороны – ни арабской, ни турецкой, ни другой какой помощи. Наша мечеть архитектурно – типично татарская. В татарских мечетях не возводили купол, а только двухскатную или четырёхскатную крышу. Минарет располагался либо над входной группой, либо посередине крыши.

В-третьих, в нашей мечети сохраняется тот чин, те формы бытования ислама, которые предки нынешних татар, булгары, восприняли непосредственно от сподвижников Пророка. Здесь сохраняется татарский язык проповеди, который дублируется на русском. Сейчас это редкость.

Эта мечеть – татарская, но среди прихожан больше таджиков, узбеков, дагестанцев, киргизов.

Эта мечеть – татарская, но среди прихожан больше таджиков, узбеков, дагестанцев, киргизов.

– Почему – редкость? Татары же коренное население Урала.

– Наверно, они в большей степени подверглись атеизации, больше ассимилировали, "глобализировались". Но у нас в мечети татар, в среднем, всё-таки побольше, чем в других мечетях. Хотя основную часть прихожан составляют таджики, узбеки, киргизы, дагестанцы. Просто у них эти традиции больше сохранились на бытовом уровне. Хотя, справедливости ради сказать, по приезде сюда эта религиозность у довольно большой части быстро теряется. Как говорится, от хорошего до плохого – один шаток.

– Как вашу общину, деятельность мечети воспринимает немусульманское местное население? Есть ли враждебность из-за всех этих терактов, событий в Европе?

– Мы здесь никакой враждебности не ощущаем. Напротив, вот азан – призыв на молитву – произносится через динамики на минарете, если не совсем умелый муэдзин это делает, люди потом говорят: у вас какой-то семинарист сегодня был, неопытный, надо ему подучиться. Они это воспринимают как колокольный звон – как благодать. Мы, россияне, независимо от национальности и вероисповедания, крепко спаяны общей историей, общей кровью, пролитой за нашу землю.

Радифулла-хазрат утверждает, что никакой враждебности по отношению к мусульманам он не чувствует, как и другие прихожане.

Радифулла-хазрат утверждает, что никакой враждебности по отношению к мусульманам он не чувствует, как и другие прихожане.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU
Видео: Root Toor / Youtube.com

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!