Директора сходятся во мнении, что необходимо поднимать престиж учительской профессии.
Директора сходятся во мнении, что необходимо поднимать престиж учительской профессии.

В этом году сразу 4 руководителя екатеринбургских школ прошли в финал всероссийского конкурса "Директор школы". Всего отобрали 30 финалистов, а изначально претендентов было 346. Е1.RU заглянул в гости к каждому из четырёх наших директоров, чтобы узнать, в чём они видят самую острую проблему образования, какие советы могут дать молодым учителям и какие секреты помогают им руководить школой.


Директор гимназии № 37 Светлана Трухина: "Хорошее говорят только в День учителя"


Самая острая проблема образования: Надо поднимать имидж учителя на государственном уровне. Когда я пришла в вуз и мы знакомились на первом курсе друг с другом, спрашивали, почему мы пришли на иняз. Кто-то говорил, что хочет владеть языком, кто-то, что любит детей. Но практически никто не говорил, что не хочет работать в школе. Быть молодым специалистом и ощущать уважение к себе очень важно.


Я начинала в деревенской школе, работала на станции "Баженово". Где бы я ни проходила, всегда со мной и другими учителями, здоровались, знали, что идёт учитель, это были приветствия с уважением. Но отношение в обществе поменялось. Сейчас в первую очередь говорят о поступках, где учитель ошибся, а хорошее говорят только в День учителя. И вторая проблема – как сделать так, чтобы молодые специалисты оставались в школе, а не уходили через год работы, чтобы мы могли передать им то, что столько лет нас держит в школе. Молодые педагоги не выдерживают интенсивности работы, они не готовы общаться с родителями, которые являются активными участниками процесса.


Светлана Трухина сетует, что молодые педагоги уходят из школы после года работы.
Светлана Трухина сетует, что молодые педагоги уходят из школы после года работы.


Какие советы можно дать молодым учителям: Однозначно дать советы, как выпускнику стать хорошим учителем, сложно. И, наверное, их надо давать не выпускнику, а системе высшего образования. Наверное, в вузе нужен какой-то курс по погашению конфликтов, чтобы такую работу проводили с будущими специалистами, чтобы человек понимал – когда он придёт в школу, столкнётся с разными ситуациями. Это как социализация, которую проходит первоклассник, когда приходит в школу. То же самое касается профстандарта, его надо принимать, как клятву Гиппократа. Учитель должен хотеть передать свой материал, но и то, какой ты сам, не второстепенное. Каждый учитель – это в первую очередь человек.


"Учитель даёт знания, а не оказывает услугу": лучшие директора Екатеринбурга - о главных школьных проблемах


Какие секреты помогают руководить школой: Директор должен уметь всё: быть юристом, психологом, завхозом… Но самое главное – это видеть педагога, без него нет школы. Самая главная цель школы – дать хорошее образование, но, минуя педагога, это сделать нельзя. Нужно видеть учителя, вовремя прийти ему на помощь. Руководитель должен быть стратегом, управленцем, менеджером, этого требует время. Но и сердце, и душу он должен иметь обязательно, без этого не будет ни контакта, ни управления, ни атмосферы, без души не увидеть ученика, без души не увидеть учителя, без души не увидеть родителя, без души не поймёшь, в чём проблема.


Директор гимназии № 104 Татьяна Галимова: "Директор должен владеть искусством компромисса"


Самая острая проблема образования: Я считаю, что одна из ключевых проблем школьного образования – это сочетать инновационность, индивидуальность школы и жёсткую стандартизацию. Хорошая школа всегда имеет своё лицо. Это сложно – сделать школу неповторимой, внедряя эти жёсткие стандарты.


Татьяна Галимова говорит, что главные ученики в школе – это учителя.
Татьяна Галимова говорит, что главные ученики в школе – это учителя.


Какие советы можно дать молодым учителям: Конечно, чтобы молодой специалист смог успешно адаптироваться в школе, необходимо сопровождение, которое именуется наставничеством. Конечно, молодой учитель не оказывается один, его сопровождает опытный коллега. Я никогда не поставлю молодого специалиста на самый проблемный возраст – 7–8 классы. Мы ставим их на 5–6 классы. Учитель должен вырасти со своими учениками, первыми учениками, тогда педагог становится прекрасным классными руководителем, эти выпускники у них самые памятные. Вхождение в профессию должно быть плавным.


"Учитель даёт знания, а не оказывает услугу": лучшие директора Екатеринбурга - о главных школьных проблемах


Какие секреты помогают руководить школой: Директор должен владеть искусством компромисса, проявлять мудрость, опыт. Если очень просто говорить, руководитель должен быть компромиссным, быть стратегом, видеть перспективу и при этом уметь сглаживать конфликты, выстраивать диалог с учениками, родителями, учителями. Редактор журнала "Директор школы" Константин Ушаков произнёс хрестоматийную мысль: "Главные ученики в школе – это учителя". Для меня главные ученики – это учителя. Для меня это опора. Если будет хороший учитель, значит, будет хорошая школа и любым ученикам в школе хорошо.


Директор школы № 16 Любовь Безбородько: "Надо менять отношение в обществе к профессии"


Самая острая проблема образования: Я считаю, что проблема нашей системы образования сегодня состоит только в одном: мы стараемся семимильными шагами успеть за тем, что происходит в обществе. И в погоне за системами образования других государств, которые нам кажутся более успешными, мы теряем то, что было заработано в нашей системе. Если бы мы, шагая в ногу со временем, несли тот багаж, который мы накопили, нам было бы легче.


Нельзя, строя новое, забывать про то, что было сделано раньше. Я говорю о системе воспитания, которая сейчас в школах не опирается практически ни на что. Нам запрещено заниматься с детьми общественно полезным трудом, который не входит в рамки образовательной программы. А это ведь и полив цветов, и уборка с доски, для этого надо получить согласие родителя. Но ведь традиции прибирать свой дом, это же традиции русского народа, почему мы в школе про них забываем. Не хватает традиции проведения устных экзаменов, когда ребёнок пытался показать грамотно выстроенную речь, отвечал на вопросы в стрессовой ситуации.


Главную проблему образования Любовь Безбородько видит в системе воспитания, которая в школах не опирается ни на что.
Главную проблему образования Любовь Безбородько видит в системе воспитания, которая в школах не опирается ни на что.


Какие советы можно дать молодым учителям: Если подойти к этому вопросу философски, чем молодой учитель отличается от молодого полицейского, молодого врача, молодого журналиста? Да ничем. Я не думаю, что педагогам надо делать что-то особенное, чтобы состояться в профессии. У любого сформировавшегося человека должен быть стержень, на который нанизываться терпимость, здоровое чувство юмора, умение лавировать в ситуации. Как можно научить человека гибкости? Либо это отрабатывается с годами, либо нет.


Мне кажется, надо отношение в обществе к профессии менять, чтобы к учителям относились как к людям, которые дают знания, а не оказывают образовательную услугу. В нашей школе молодому педагогу мы в первую очередь назначаем наставника, к которому он может обратиться. Проблема ведь не в том, чтобы назначить наставника, а в том, чтобы они с молодым специалистом сработались, чтобы они были настроены на одну волну.


Директор 16-й школы советует молодым учителям, чтобы состояться в професии, развивать гибкость.
Директор 16-й школы советует молодым учителям, чтобы состояться в професии, развивать гибкость.


Какие секреты помогают руководить школой: У животных есть способность подстраиваться под окружающую среду, в которой они находятся. Директор тоже должен уметь "мимикрировать". Если нужно – быть завхозом, если нужно – менеджером, если нужно – классным руководителем, и понимать позицию родителя, мы же знаем, что мы как родители хотим от школы. Директор должен быть как калейдоскоп – обладать набором одинаковых стекляшек, которые каждый раз при повороте дают новую картинку. У него должно быть и чувство юмора, и лёгкий характер, и обоснованная требовательность, хороший авторитаризм, чтобы в многоголосье детей, учителей и родителей, вынести правильное решение.


Директор школы № 102 Наталья Смирнова: "Учитель каждый день играет новый спектакль"


Самая острая проблема образования: Эта проблема связна не с образовательным процессом. Образование в нашей стране стало услугой. По корню услуга близка к прислуге, когда мы требуем что-то, чтобы она была качественной, это нам подайте, то подайте. Сейчас, когда родители в начальной школе приводят своих детей, они загибают пальцы и говорят, что учитель не так улыбается, не так шутит, выражение лица учителя не нравится. Идут родители и требуют от учителей каких-то неимоверных мелочей. Шапочку ребёнок потерял, оставил вторую обувь – виновата учительница, хотя он потерял вещи за пределами школы. Родители учат, как вести урок, какие интонации выбирать, в какой последовательности вести. Конечно, это неплохо, когда у родителей есть соответствующее образование, но это не всегда так.


Наталья Смирнова сетует, что родители стали воспринимать школу, как место оказания услуг, не видя в учителе человека.
Наталья Смирнова сетует, что родители стали воспринимать школу, как место оказания услуг, не видя в учителе человека.


Какие советы можно дать молодым учителям: Наверное, с какого-то курса за студентом должно быть закреплено учебное заведение, или разные учебные заведения, но с прикреплением опытного наставника. У опытного учителя на уровне подкорки выработано нужное выражение лица, есть слова, которые можно сказать в определённой ситуации. Когда студент будет видеть, как стажист ведёт урок, он увидит, как он общается с детьми. Учитель это сложнее, чем артист на сцене, который выходит и играет 31-й раз свой спектакль и играет на автомате. А учитель каждый день играет новый спектакль.


Директор 102-й школы советует молодым учителям брать пример с опытных наставников.
Директор 102-й школы советует молодым учителям брать пример с опытных наставников.


Какие секреты помогают руководить школой: Мне, когда я стала директором, пригодилось своё инженерное образование, оно помогает правильно ставить цель и идти к результату. Но в инженерной профессии отклонений может быть очень немного, в педагогике их может быть масса. Можешь запланировать путь, по которому идёшь к цели, но на первых двух шагах понимаешь, что путь сильно меняется: надо как-то сохранить учителя, сохранить ребенка, не ранить родителя и прийти к тому результату, который задан. Школа должна звучать, как хорошо настроенный рояль. Каждая клавиша должна звучать правильно, и тогда школа будет лучшим образовательным учреждением.


В 2012 году призёром конкурса "Директор школы" стала тогда ещё директор гимназии № 9, а ныне начальник Управления образования Екатеринбурга Екатерина Сибирцева, она заняла второе место. Решающие конкурсные испытания для участников этого года пройдут с 8 по 10 октября в Москве, победитель определится 11 ноября.