Психолог Юлия Водяха убеждена, что отношение ребёнка к школе в первую очередь формируют родители.
Психолог Юлия Водяха убеждена, что отношение ребёнка к школе в первую очередь формируют родители.

Если вам показалось, что вы уже видели эту статью на E1.RU, то вам не показалось: еще в феврале мы публиковали серию полезных советов от психологов УрГПУ для родителей, которые только-только записали своих малышей в первый класс. Сейчас, в начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии этого проекта (они будут выходить каждый будний день) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках. Кстати, полезные советы касаются не только первоклашек.



Наше первое интервью – о том, как настроить ребёнка на школу, чтобы он не боялся, а с нетерпением ждал, когда пойдёт в первый класс, особое внимание уделим детям, которые не ходили в детский сад. Разложить всё по полочкам мы попросили кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Юлию Водяху. Кстати, она давала нам большое интервью, в котором рассказывала, почему не надо учить ребёнка читать в 3–4 года и из-за чего рано развитым детям скучно в школе.


– Когда родителям надо начинать с ребёнком разговоры о школе и как это делать?


– Настраивать ребёнка на школу нужно с положительной установки: родителям необходимо рассказывать своему будущему первокласснику о том, как они сами ходили в школу, о своей учительнице, друзьях, о своих первых достижениях.


В детском саду у детей есть возможность попасть на настоящий школьный урок, пообщаться со школьным учителем. Это достаточно волнительное мероприятие для детей, поэтому очень важно обсудить увиденное, ответить на вопросы дошколят. Воспитатели детского сада часто говорят детям, что они уже большие, совсем взрослые и скоро пойдут в школу. Похвала из уст воспитателя часто звучит следующим образом: "Молодец! Уже совсем как первоклассник!" Все эти слова настраивают ребенка на важность, значимость новой позиции школьника, формируют желание "быть школьником, быть первоклассником".


Ребёнку важно говорить, что он "уже как первоклассник", тогда ему хочется скорее стать школьником.
Ребёнку важно говорить, что он "уже как первоклассник", тогда ему хочется скорее стать школьником.


В начале учебного года в подготовительной группе проводится диагностика психологической готовности детей к обучению в школе. Определяются мотивы учиться, особенности внимания, памяти, мышления, способность к работе по инструкции. По результатам такой проверки создаются микрогруппы, в которых проводятся специальные игровые занятия по "подтягиванию" определённых психологических параметров. К данной работе обязательно подключаются и воспитатели, и родители, и даже педагоги начальной школы.


При многих школах есть классы по подготовке детей, где их знакомят с новыми для них школьными условиями, требованиями. Важно, чтобы ребёнок посещал такие "школы развития". Очень хорошо, если эти занятия ведёт именно тот учитель, в класс к которому придет ребёнок, а за партами сидят именно те ребята, с которыми потом будущему первокласснику предстоит учиться. Дети, которые имеют такую возможность, легче адаптируются к процессу обучения в школе, и собственно "первое сентября" не вызывает у них отрицательных переживаний.


– А как готовить "домашних" детей, которые не ходили в детский сад?


– Домашние дети очень выделяются среди остальных детей. Как правило, именно у этих детей процесс адаптации, да и собственно успешность обучения, существенно ниже. Такой ребёнок не умеет работать в группе, когда даётся задание всем детям, и все его выполняют в определённом темпе. Домашние дети привыкли к тому, что с ними работают индивидуально. И действительно, при таком подходе они показывают высокие результаты, даже иногда лучше других. Домашняя работа, как правило, выполнена на "отлично", а классная работа не выполнена из-за того, что ребёнок не успел, не понял, что это задание для всех.


Домашние дети тяжело привыкают к правилам, например, обращению к учителю по имени и отчеству; к тому, что при ответе надо поднимать руку и ждать, когда учитель спросит, и так далее. Домашние дети часто с трудом контактируют с ровесниками, и банальная просьба, например, попросить карандаш у соседа по парте, вызывает переживания.


По словам психолога, для успешной учёбы ребёнка родители не должны при нём критиковать учителя.
По словам психолога, для успешной учёбы ребёнка родители не должны при нём критиковать учителя.


В том случае, если ребёнок не ходит в детский сад, обучение в школе развития будет снижать вероятность описанных трудностей. Желательно, чтобы школа развития присутствовала в жизни ребёнка хотя бы два года перед обучением. Но ни одна школа развития детский сад не заменит, потому что ребёнку надо играть с ровесниками. И здесь важна в первую очередь возможность взаимодействия с другими детьми в процессе игры, в ходе выполнения групповых заданий. Это может быть творческий кружок или шахматная секция.


– Домашние занятия могут заменить курсы по подготовке в первый класс при школе?


– Безусловно, родители дома с ребёнком занимаются. Но учить писать ребёнка должен профессионал – учитель начальной школы. Иначе, как бы родители ни старались, учителю придётся переучивать ребёнка в школе. Переучивать всегда сложнее, чем учить. Вообще, родителям не стоит стремиться заменить учителя. Ребёнок не воспринимает маму как учителя. Требования педагога он воспринимает как должное и выполняет их, а резко возросшие требования мамы могут даже вызывать обиды. Бывает, что мамы жалуются на то, что ребёнок с ними не занимается, но это нормально – просто ребёнок в маме видит маму, а не учительницу.


Чтобы ребёнок не засыпал на уроке, надо всё лето тренировать режим.
Чтобы ребёнок не засыпал на уроке, надо всё лето тренировать режим.


– Когда и как формировать режим у ребёнка?


– Расскажу вам такую ситуацию: вечером 1 сентября мама гладит дочери блузку. Девочка смотрит на это и спрашивает: "Мама, а что завтра в школу ещё раз надо будет сходить?" У домашних детей не сформировано понимание режима, систематической деятельности. Режим – это основной из факторов благоприятной адаптации. Если родители, пусть даже за лето, но смогли выработать этот режим, то у ребёнка не будет проблемы встать утром во столько, во сколько нужно.


Родители сами часто этот режим нарушают. Если семья ложится спать и встает в одно и то же время, то никаких проблем с ранним пробуждением у ребёнка не будет. Более того, ребёнок будет просыпаться чуть раньше, чем зазвенит будильник. Для сна необходимо 8–9 часов, желателен и непродолжительный дневной сон (особенно если вы видите, что ребёнок после школы устал). Выработанный режим позволяет ребёнку быть внимательным на уроке, запоминать новую информацию, быть в хорошем настроении и вообще получать удовольствие от учёбы.


– Как объяснить ребёнку, что в школе надо делать то, что просит учитель?


– Очень важный момент – отношение родителя к учителю. Мамам и папам надо понимать, что от отношения ребёнка к учителю зависит его успешность в школе. Отношение к учителю равно отношению к учёбе. Дети в первом-втором классе идеализируют учителя, относятся к нему, как к самому главному, самому умному человеку. Родители не должны позволять в присутствии ребёнка никаких высказываний, которые могут снизить авторитет учителя. "Если Марья Ивановна сказала, что надо, значит надо!" И это не обсуждается, не подвергается сомнению.


Большие переживания у родителей вызывают современные образовательные стандарты, когда мама и папам надо быть активно включёнными в обучение ребёнка. Беспокойство возникает из-за того, что, когда мамы и папы сами были детьми, такой включённости от их родителей не требовалось, тем более в первом классе. Но, когда ребёнок видит, что родители участвуют в его проекте, его задании, и для них это важно, он начинает воспринимать учёбу как важную деятельность, он с гордостью говорит, что он школьник.


Юлия Водяха говорит, что маме не стоит переживать из-за того, что ребёнок с ней не занимается: он просто воспринимает её как маму, а не как учительницу, и это нормально.
Юлия Водяха говорит, что маме не стоит переживать из-за того, что ребёнок с ней не занимается: он просто воспринимает её как маму, а не как учительницу, и это нормально.


– В 6 лет ребёнок еще много времени играет, и многие родители всеми силами пытаются усадить ребёнка за книжки, приучить, таким образом, к усидчивости, которая пригодится в школе…


– Категорически нельзя запрещать ребёнку играть. Игра постепенно уйдёт сама, когда выполнит все функции, сформирует мотивацию и произвольность поведения (способность при помощи воли управлять своим поведением). В ситуации, когда родители запрещают ребёнку играть и говорят: "Хватит играть, иди лучше почитай", чтение из удовольствия от новых знаний переходит в наказание. Чтение не должно ассоциироваться у ребёнка с наказанием за плохое поведение. Если это будет так, ему будет очень сложно полюбить читать.