Педагог-психолог Елена Дрозденко.
Педагог-психолог Елена Дрозденко.

В начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии проекта "Первый раз в первый класс" (они будут выходить каждый будний день). Вместе с психологами УрГПУ мы давали советы родителям первоклассников (и не только) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках.


В предыдущих сериях речь шла о том, как настроить ребёнка на школу и какой подход в воспитании поможет успешной учёбе. Сегодня поговорим о том, как определить психологическую готовность к школе, как правильно хвалить ребёнка, как помочь сформировать самооценку, найти ему друзей и не бояться выражать своё мнение.


Ответить на эти вопросы мы попросили старшего преподавателя кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ, педагога-психолога 135-го лицея Елену Дрозденко.


– Среди факторов, влияющих на формирование успеха ребёнка в учёбе, можно выделить психологическую готовность к школе – умение общаться, сравнивать, делать выводы, управлять своим поведением, эмоциями, а также индивидуальные особенности ребёнка – самооценку, тревожность, – объясняет психолог.


Для повышения самооценки ребёнка психолог советует ставить дома небольшие спектакли.
Для повышения самооценки ребёнка психолог советует ставить дома небольшие спектакли.


Второй фактор – нейропсихологический, он оценивается через готовность мозговых структур к восприятию и переработке информации. Оценить это можно, наблюдая за тем, насколько быстро ребёнок утомляется. При этом следует отличать, когда он не хочет что-то делать, чтобы привлечь внимание, или действительно утомлён, и у него быстро появляется вялость, апатия.


– Как не перепутать быструю утомляемость с капризом?


Для того чтобы не перепутать утомляемость с капризом, надо различать, что означают данные понятия. Каприз, как правило, это проявление определённой прихоти без особой надобности; упрямство для привлечения внимания к себе, часто это результат вседозволенности.


А утомляемость – это состояние плохого самочувствия, подавленности, которые проявляются после незначительных физических и умственных нагрузок. В 6 лет ребёнок может сохранять усидчивость минут 20-25, после чего ему требуется смена деятельности. Если в течение этого времени ребёнок проявляет неусидчивость, повышенную отвлекаемость, "зависает", говорит, что не может выполнять задание, что устал; ложится на стол, грызет ручку, ломает линейку, начинает разрисовывать себе руки, то в этом случае мы можем говорить уже о переутомлении и рекомендуем родителям обязательно обратиться детскому психологу, неврологу.


– Всюду говорят, что ребёнка надо хвалить, как правильно формировать его самооценку?


Самооценка ребёнка формируется на основе того, как его оценивают родители: какой он – хороший, добрый, ответственный. Именно в семье первоначально у ребёнка складывается опыт его успехов и неудач, что в дальнейшем даёт основу для уверенности или неуверенности в своих силах.


Мамам и папам необходимо хвалить ребёнка за личностные достижения. Если ребёнок не в силах что-то сделать самостоятельно, то не следует обвинять его в том, что он неумёха, беспомощный. Следует помочь ребёнку, направить его, оказать поддержку, чтобы получить результат. Тогда ребёнок будет верить в себя, верить в свои способности, знать то, что он не один, и не бояться попросить о помощи окружающих.


Елена Дрозденко советует хвалить детей за конкретные успехи в чём-то, а не за любое элементарное действие.
Елена Дрозденко советует хвалить детей за конкретные успехи в чём-то, а не за любое элементарное действие.


– Как не перехвалить?


Ко мне часто обращаются родители, которые рассказывают, что до поступления в первый класс ребёнок в садике был лидером, были достижения, за которые его всегда хвалили воспитатели, он был самым лучшим в группе, а в школе всё изменилось. Необходимо понимать, что хвалить ребёнка надо действительно за достижения, а не за его элементарные навыки и умения. Сама похвала – это некая оценка, зачастую не действий ребёнка, а его личности. Например, в ситуации, когда ребёнок нарисовал красивый рисунок, не следует говорить ребёнку о том, что он самый лучший, надо сказать: "Рисунок у тебя получился замечательный, я вижу, ты очень старался!" Тем самым прямую оценку вы даёте не ребёнку, а подчёркиваете, что он приложил усилия по достижению результата своей деятельности.


– Есть дети, которые боятся всего нового. Как им помочь?


– Чтобы снизить общий уровень тревожности у детей, необходимо формировать позитивное мышление. Это значит, что родителю надо, в первую очередь, самому справиться со своими страхами и переживаниями, меньше тревожиться из-за возможных неприятностей и несчастий, которые могут произойти с ребёнком в школе. Также не следует при ребёнке говорить о том, что они очень боятся, как он будет учиться "при таких способностях", что они хотели попасть к одной учительнице, но попали к другой и это их не устраивает. Такие слова формируют заведомо неприятное и ложное отношение к школе, и ребёнок начинает замыкаться в себе, ещё больше робеть.


Ругать ребёнка за его промахи в учёбе тоже не надо, стоит наоборот поддержать и предложить помощь.
Ругать ребёнка за его промахи в учёбе тоже не надо, стоит наоборот поддержать и предложить помощь.


Следует, наоборот, настраивать ребёнка на то, что в школе будут интересные предметы, учительница, которая расскажет много нового об окружающем мире, ребята, с которыми можно подружиться. Ребёнок должен ожидать, что в первом классе ему будет интересно.


Также не стоит стыдить ребёнка как индивидуально, так и перед публикой (семья, друзья), если что-то в школе сразу не получается. Лучше сказать о том, что вы готовы ему помочь в том или ином виде деятельности, тем самым вы проявите свое соучастие в школьной жизни ребёнка. Нельзя вешать на ребёнка ярлыки и называть его "тихоней", "трусом". Наоборот, ставьте перед ним конкретные, но выполнимые цели, которые помогут преодолеть страх, застенчивость (например, задать учителю вопрос после урока, рассказать в школе ребятам о своём домашнем питомце, показать его фотографии и прочее).


Очень важно перед школой выводить ребёнка в люди: ходить вместе на спектакли, массовые мероприятия, праздники, где есть и взрослые и дети, чтобы новый коллектив не был для ребёнка чем-то страшным. Ещё уверенности в себе ребёнку могут придать яркие школьные принадлежности, которые привлекают внимание окружающих, и ребёнок точно не будет в стороне.


Также рекомендую дома заучивать с ребёнком стихи и зачитывать их, устраивать домашние мини-спектакли, представления. Это необходимо для того, чтобы развивать у ребёнка навыки публичной речи, раскованность и уверенность в себе.


Чтобы ребёнок шёл в школу с хорошим настроением, надо ещё до первого класса настраивать его на то, что там точно будет интересно.
Чтобы ребёнок шёл в школу с хорошим настроением, надо ещё до первого класса настраивать его на то, что там точно будет интересно.


– Что делать, если ребёнок пошёл в первый класс, и там у него стала проявляться агрессивность?


– Проблема агрессии детей актуальна в наши дни, и ежегодно с её проявлением уже на начальном этапе школьного обучения сталкиваются и педагоги, и родители, и одноклассники.


Выделяют несколько видов агрессии, которую можно наблюдать у учащихся младшего школьного возраста. Это словесная агрессия, когда ребёнок обзывается, физическая агрессия, когда ребёнок на любые обращения к нему, если они не нравятся, отвечает кулаком. Ещё есть аутоагрессия, которая направлена на самого себя. Она может проявляться в словах, когда ребёнок говорит "я плохой", "я ничего не могу", ругает себя, рисует на себе, портит свои вещи.


Прояснение причины агрессии – вот основная задача, которая стоит перед родителями. Как правило, за агрессией ребёнка могут скрываться разнообразные причины, среди которых стиль воспитания ребёнка, система наказания и поощрения, отношение родителей друг другу.


Поэтому, вне зависимости от вида и формы проявления агрессии, родителям рекомендуется обратиться за консультацией к специалисту. И чем раньше это будет сделано, тем больше шансов оказать эффективную помощь ребёнку, как со стороны специалистов, так и со стороны родителей, и определиться с дальнейшей помощью – психологической, педагогической, медицинской.