Психолог Елизавета Соловьёва советует родителям вместе с ребёнком анализировать его неудачи.
Психолог Елизавета Соловьёва советует родителям вместе с ребёнком анализировать его неудачи.

В начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии проекта "Первый раз в первый класс" (они будут выходить каждый будний день). Вместе с психологами УрГПУ мы давали советы родителям первоклассников (и не только) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках.


В предыдущих сериях речь шла о том, как настроить ребёнка на школу, какой подход в воспитании поможет успешной учёбе. Ещё рассказывали о том, как правильно хвалить ребёнка, помочь сформировать самооценку, найти ему друзей. Сегодня поговорим о том, откуда берётся детская стеснительность и как её победить.


Рассказать об этом мы попросили старшего преподавателя кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ Елизавету Соловьёву.


– О причинах стеснительности спорят: есть мнение о том, что если родители были стеснительные, то и дети могут быть стеснительными, то есть застенчивость передаётся по наследству. Другие специалисты считают, что стеснительности ребёнок учится. Давайте попробуем разобраться, почему ребёнок стесняется, – говорит психолог.


Если родители ждут от ребёнка только побед, они делают его тревожным.
Если родители ждут от ребёнка только побед, они делают его тревожным.


– Но, какая бы ни была причина стеснительности, может помочь психолог?


– Сразу скажем о том, что причины стеснительности могут быть очень разные, и не всегда для преодоления стеснительности потребуется помощь психолога. Например, когда у ребёнка нарушение звукопроизношения. В садике он мог картавить, какие-то звуки не выговаривать, и этому умилялись. А в школе это стало проблемой, чтобы помочь преодолеть застенчивость в данном случае, скорее нужна помощь логопеда. Другая причина стеснительности, когда у ребёнка что-то не получается в учёбе, например, путает цифры 6 и 9, буквы "е" и "э", "п" и "н". Раньше такого ребёнка направили бы к репетитору, но сейчас есть более эффективный ход – обратиться к нейропсихологу. Он выявит особенности познавательных процессов ребёнка (мышление, память, внимание), особенности работы мозговых структур и предложит курс коррекционно-развивающих занятий, которые автоматически улучшат дела и по русскому языку, и по чтению, и по математике.


– Что делать, когда ребёнок стесняется из-за того, что он сомневается в своих возможностях?


– Действительно, частая причина стеснительности – это неуверенность в своих силах. Откуда ребёнок узнает о своих возможностях, о том, справился он с выполнением задания или нет? От родителей и педагогов. Мамам и папам надо внимательно относиться к тому, что они говорят своему ребёнку, как они хвалят и ругают. Важно хвалить или ругать не личность ребенка, а конкретный поступок. Мнение ребёнка о себе складывается из того, что о нём говорят родители и педагоги, значит, именно взрослые могут помочь справиться с этой трудностью.


Психолог отмечает, что причина стеснительности порой кроется в проблемах с дикцией, и тут не обойтись без помощи логопеда.
Психолог отмечает, что причина стеснительности порой кроется в проблемах с дикцией, и тут не обойтись без помощи логопеда.


– Как быть в ситуации, когда ребёнок умный, задания выполняет на пятёрки, а устно отвечать стесняется?


– Если ребёнок боится ошибиться, ответить неправильно, то важно понимать, что этот страх откуда-то взялся, кто-то сказал ребёнку, что ошибаться – это плохо, стыдно, некрасиво. Вероятно, это сделали родитель или учитель. Чтобы исправить эту ситуацию, надо донести до сознания ребёнка, что ошибаться – это нормально, естественно. В таком случае можно говорить ребёнку: проявляй себя, отвечай, если вдруг ошибёшься – так бывает, ошибку можно исправить. Есть даже русская народная пословица "Тот не ошибается, кто ничего не делает".


– А что делать с детской тревожностью, когда, например, ребёнок боится не оправдать ожидания родителей, учителя?


– В таком случае важно разобраться, каковы ожидания родителей. Например, бывает в тех семьях, где родители не договорились между собой, не согласовали, какие требования предъявлять ребёнку. Один говорит, учи математику, это очень важно, другой говорит, не учи, это не самый важный предмет. Как бы ребёнок ни поступил в этой ситуации, он всё равно будет плохим для одного из родителей, отсюда появляется тревожность. Другая ситуация, когда родители хотят от ребёнка того, что ему не по силам. Например, хотят, чтобы он победил в каком-то конкурсе, соревновании. Ребёнок может готовиться, тренироваться, стараться выполнить задание как можно лучше, но победа зависит и от внешних факторов, на которые сам ребёнок повлиять не может.


Чтобы ребёнок не впадал в депрессию после критики учителя, надо объяснять ему, за что его ругали, почему такую оценку поставили.
Чтобы ребёнок не впадал в депрессию после критики учителя, надо объяснять ему, за что его ругали, почему такую оценку поставили.


– А если говорить о тревожности родителей, как сделать так, чтобы не заразить ей ребёнка?


– Родителям нужная своя группа поддержки, где они смогут делиться своими тревогами и опасениями. Пусть бабушка слушает, психолог, другие родители в чате, кто угодно, но не ребёнок.


– Что делать, если ребёнок очень остро реагирует на критику учителя?


– Для ребёнка первая учительница – очень важный человек, который обладает огромным авторитетом. Ребёнок может говорить "а вот учительница сказала", значит, надо делать только так. И родителям важно поддерживать этот авторитет. Если ребёнок боится учителя, надо объяснить ему, что учитель поставил оценку за то, как он проявил себя на уроке, как выполнил конкретное задание, но не как человеку.


Главная рекомендация, которую можно дать родителю, – проясняйте с ребёнком любую трудную для него ситуацию. Порой взрослому кажется, что он хорошо понимает и причину трудностей ребёнка, и как ребёнку вести себя. Но гораздо важнее, чтобы он сам научился анализировать свои трудности. А лучший способ для этого – беседа.


"Посадить" неуверенность в ребёнка могут сами родители, когда, сами не замечая, бросают обидное слово.
"Посадить" неуверенность в ребёнка могут сами родители, когда, сами не замечая, бросают обидное слово.