23 ноября суббота
СЕЙЧАС -5°С

Екатеринбургский экономист — о приёме в 1-й класс: «Хочешь в хорошую школу — покупай квартиру в элитном доме»

Кандидат экономических наук Александр Предеин написал для E1.RU колонку о том, как пристроить первоклашку.

Поделиться

Родителям будущих первоклашек приходится изворачиваться, чтобы попасть в нужную школу.

Родителям будущих первоклашек приходится изворачиваться, чтобы попасть в нужную школу.

Скандалы с зачислением в первый класс в Екатеринбурге не утихают: 1 февраля многие родители обнаружили, что классы в школах по месту жительства уже забиты невесть откуда прописавшимися первоклашками. Кто-то ищет другие варианты, кто-то бьется за «законную» школу, кто-то требует отменить несправедливые законы — словом, до 1 сентября жизнь в городе будет бить ключом. Вчера свой взгляд на проблему озвучила главный прокурор Екатеринбурга Светлана Кузнецова. В ответ известный в городе политолог, кандидат экономических наук Александр Предеин написал колонку о том, кто виноват и что делать в этой ситуации.

Внезапно в медиаповестку ворвалась екатеринбургская прокуратура с намерением возбуждать уголовные дела на людей, «неправильно» устраивающих своих детей в школы. «Неправильно», по мнению прокурорских — это по временной прописке. Таких в некоторых школах набирается чуть ли не половина от всех первоклашек. Как заявляют в надзорном ведомстве, из-за таких «временщиков» в школы не могут устроиться дети, имеющие постоянную регистрацию, поэтому нужно что-то делать с федеральным законодательством.

Причина конфликта понятна: школы в городе разные. Есть сильные и статусные, в отремонтированных новеньких зданиях и оснащенные по последнему слову техники. Есть обычные, с некомплектом учителей, обшарпанными стенами и меловыми досками вместо инноваций. На первые гигантский спрос, на вторые его нет. Это логично: каждый родитель желает своему ребёнку добра и старается обеспечить ему лучшее образование и, что немаловажно, круг общения. Если на крыльце школы дымят сигаретами — такую лучше обойти стороной, не правда ли? Атмосфера, сила и дух учебного заведения зачастую определяют весь дальнейший жизненный путь маленького человека.

Конечно, всем хочется попасть в хорошую школу, отремонтированную и оснащённую по последнему слову техники.

Конечно, всем хочется попасть в хорошую школу, отремонтированную и оснащённую по последнему слову техники.

Стремятся в элитные школы по-разному: свежи в памяти сюжеты о ночных дежурствах родителей в дни перед зачислением, номерками на замерзших ладонях и потасовками на крыльце, равно как сообщения о том, что кто-то не попал в желаемую школу из-за зависшего сайта госуслуг. Каждая неудача — маленькая трагедия, в условиях неразвитости платного среднего образования альтернативы у родителей практически нет. Вот и придумывают люди способы устроить своих детишек, в зависимости от правил поступления, действующих в текущем году. Ещё несколько лет назад было в порядке вещей водить будущих первоклашек на платные курсы, надеясь на поступление по результатам экзаменов. Потом экзамены запретили, и в школы стали брать «согласно живой очереди». После череды повсеместных ночных «стояний» правила снова поменяли, теперь в школы могут быть приняты дети, проживающие на закреплённой территории. Есть прописка — берём, нет — идите в другое место.

Ночные бдения у школ так и не ушли в прошлое.

Ночные бдения у школ так и не ушли в прошлое.

В результате реформ город оказался поделён между элитными школами и обычными. В первые пошли, как правило, детишки из элитных домов, вторые остались для жителей «гетто». Разберём этот тезис на примере знаменитой екатеринбургской гимназии № 5, что расположена в новеньком здании в самом центре города. Согласно «перечню закрепленных территорий», опубликованному на сайте городского Управления образования, в пятую гимназию идут детишки, проживающие по 16 адресам. Из них три адреса — высотки бизнес-класса «Аквамарин», по два адреса у знаменитого элитного клубного дома «Тихвин», и нового жилого комплекса «Москва», каждый из которых занимает целый квартал. Дома по Хохрякова, 32 и Шейнкмана, 100 — тоже бизнес-класс. Из обычных зданий старой постройки к «пятёрке» приписаны три маленьких дома по Малышева и столько же многоэтажек по Куйбышева и Шейнкмана.

Может быть, гимназия № 5 сплошь окружена элитными домами и рядом попросту нет жилья «простых смертных», спросите вы? Вдруг схема сделана исключительно для удобства детей, чтобы им не приходилось далеко ходить в школу и пересекать улицы? Посмотрим на документ, регулирующий «прикрепление», а затем на карту города. В 150 метрах от пятой гимназии стоит четырёхэтажная «сталинка» с адресом Малышева, 25. Возможно, детям удобнее было бы пересечь улицу Малышева и проделать эти 150 метров до школы, вместо того, чтобы идти 820 метров до школы № 69, пересекая Хохрякова, Сакко и Ванцетти, Попова, а затем и восьмиполосный проспект Ленина? Другой пример: вышеупомянутый элитный комплекс «Москва» вдвое дальше от начальной гимназии, нежели «не относящиеся» к ней многоэтажки по Куйбышева 4, 6 и 8, а путь от «Москвы» до школы требует пересечения двух загруженных улиц.

На место в гимназии № 5 «спрос» высокий — как во все элитные школы.

На место в гимназии № 5 «спрос» высокий — как во все элитные школы.

Такая нарезка заставляет родителей первоклассников изворачиваться и придумывать способы попадания своих детей в нужные школы. Что делать людям, если под окнами у них стоит хорошая гимназия, а ребёнок приписан к школе, не знавшей достижений, расположенной в пять раз дальше через несколько оживлённых магистралей? Почему нельзя снять квартиру на время, зарегистрироваться там и пойти в школу от «нужного» адреса? Абсолютно законный способ, что бы там ни сочиняли в прокуратуре…

Впрочем, частично с позицией прокуратуры можно согласиться, правила приёма ущербны и требуют замены. Здесь видится два пути. Первый путь — открыто признать, что в хорошие школы пойдут дети из хороших домов. Остальные дома — это гетто, и жизнь в них исключает получение хорошего образования. Хочешь в хорошую школу — покупай дорогостоящую квартиру в элитном доме. Это американский путь, такая система давно сложилась в США. Дешёвое жильё — в «чёрных» районах, но и школы там соответствующие. Для реализации «американского» пути изменений в федеральных законах не потребуется, чиновникам необходимо лишь прикрепить к школам не только заселённые, но и строящиеся дома, чтобы родители будущих первоклассников могли понимать, где именно следует приобретать квартиры.

Второй путь — это ввести систему оценки способностей будущих первоклассников, чтобы отбирать в элитные гимназии самых одарённых детей. За это ратуют педагоги — им ведь нужны не только богатые, но и способные дети, с которыми интересно заниматься, одерживать победы на конкурсах и олимпиадах, повышая собственное профессиональное мастерство. Это требует изменений в Законе, школам придётся дать право устанавливать собственные критерии отбора, оставляя за муниципалитетом лишь определение общей численности обучающихся. Наверняка следовало бы оставить вариант для богатых — разрешить школам легально взымать вступительные взносы с родителей не прошедших по конкурсу детишек (если этого не сделать, директора будут злоупотреблять правом и зачислять за взятки). Ровно эта система действует сегодня во всех российских вузах — самые усердные и талантливые учатся за счёт бюджета, а кому не хватило мест — за деньги. Это совершенно справедливо, поскольку не закрывает большинству детей путь к хорошему образованию.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

оцените материал

  • ЛАЙК 0
  • СМЕХ 0
  • УДИВЛЕНИЕ 0
  • ГНЕВ 0
  • ПЕЧАЛЬ 0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку?
Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!