Психолог Маргарита Мельникова советует родителям избегать с гиперактивным ребёнком монотонных игр
Психолог Маргарита Мельникова советует родителям избегать с гиперактивным ребёнком монотонных игр

Сегодня поговорим о гиперактивности детей. Как держать себя в руках, когда у ребёнка «шило в попе»? В чём причины гиперактивности? Как объяснить первоклашке, что в школе надо вести себя спокойно, слушать учителя? Что делать, если он не может концентрировать внимание? Пройдёт ли гиперактивность с взрослением и можно ли повернуть её в плюс учёбе?


Обо всём этом мы попросили рассказать кандидата психологических наук, доцента кафедры общей психологии Института общей психологии УрГПУ Маргариту Мельникову.


— Что такое гиперактивность?


— Гиперактивность — это состояние, при котором возбудимость и активность человека значительно превышают норму. В случае, когда это состояние сопровождается нарушением внимания, то оно рассматривается как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью» (СДВГ). Именно синдром неустойчивого внимания и является главной проблемой в школе. Такой ребёнок может задачу наполовину не решить и не обратить внимание на это. Гиперактивность может проявляться с периода раннего возраста, поскольку эти дети намного активнее своих сверстников, но диагностируют как синдром только к 6 годам.


— В чём причины гиперактивности?


— Есть первичные причины, их три группы. Первая — генетические механизмы. По данным разных исследований, от 50 до 80% родителей, чьи дети подвержены повышенной активности, в детстве имели эти же симптомы. Вторая — проблемы дородового и послеродового развития ребёнка, когда происходит органическое повреждение центральной нервной системы. Третья — негативные и внутрисемейные социально-психологические факторы: сложные бытовые условия, конфликты, противоречивые требования к ребёнку.


К периоду дошкольного возраста уже формируются вторичные причины, связанные с отсутствием навыка произвольного поведения, которые сформировались у других детей в сюжетно-ролевых играх, в играх по правилам. Кроме того, поскольку ребёнок не вникает в суть явлений, не подмечает деталей, то к периоду школьного обучения такое важное свойство личности, как внимательность не формируется или формируется очень медленно.


Хороший способ научить гиперактивного ребёнка концентрировать внимание — записать его в спортивную секцию.
Хороший способ научить гиперактивного ребёнка концентрировать внимание — записать его в спортивную секцию.


— Можно ли как-то усмирить чересчур активного ребёнка?


Во-первых, надо чётко организовать распорядок дня ребёнка и не менять его на протяжении продолжительного времени. В этой ситуации ребёнок может приобрести необходимые автоматизмы организованного поведения. Во-вторых, создать спокойную, психологически благоприятную обстановку для ребёнка с минимальным количеством предметов, отвлекающих внимание ребёнка. В-третьих, обеспечить естественные формы активности ребёнка. В-четвёртых, организовать посещение спортивных секций и занятий.


— То есть ребёнка надо максимально загрузить?


— Мнение о том, что у гиперактивных детей энергии чересчур много, ошибочно. Вроде бы они постоянно в движении, при этом, если ребёнку надо продолжительное время удерживать внимание, например, при решении математических задач, он очень быстро утомляется.


Такой парадокс: у ребёнка может быть энергии через край, а при выполнении интеллектуальной задачи он устаёт мгновенно.
Такой парадокс: у ребёнка может быть энергии через край, а при выполнении интеллектуальной задачи он устаёт мгновенно.


— С какими проблемами могут столкнуться родители гиперактивного ребёнка, когда он пойдёт в школу?


— СДВГ имеет триаду признаков. Такой ребёнок не способен долго удерживать внимание на деталях, ему сложно придерживаться инструкций и довести начатое дело до конца. В школе может отвечать на вопросы, не дослушав до конца. Ещё такой ребёнок проявляет бесцельную двигательную активность, находится в постоянном движении, что приводит к перевозбуждению и повышенной утомляемости.


— Можно ли как-то решить эти проблемы по отдельности?


— Можно подбирать игры, которые сначала будут направлены на развитие устойчивости, концентрации, переключение и распределение внимания (например, игры «Что изменилось», «Спрятанное слово», «Где чей домик», «Найди отличия» и так далее). Затем упражнения на снижение импульсивности ребёнка (например, «Чёрное, белое не носить, да и нет не говорить»). Для снижения чрезмерной двигательной активности подойдут такие игры, как «Послушать тишину», «Повтори ритм».


Гиперактивные дети вообще очень плохо переносят скучные, монотонные, однообразные задания. Поэтому любая деятельность должна быть как-то эмоционально подкреплена.


Психолог советует родителям не кричать на ребёнка, когда он чересчур активничает, а обнять его и попытаться успокоить.
Психолог советует родителям не кричать на ребёнка, когда он чересчур активничает, а обнять его и попытаться успокоить.


— Можно ли повернуть гиперактивность в плюс учёбе?


— Можно, помимо проблем дети с СДВГ имеют много положительных моментов, которые необходимо замечать у ребёнка, гордиться им и почаще хвалить. Эти дети могут быть креативными и творческими, видеть то, чего другие не замечают, уметь рассматривать несколько вариантов решений одной задачи. Надо отметить, синдром СДВГ не имеет ничего общего со снижением интеллекта ребёнка.


— Проходит ли гиперактивность с взрослением?


— Синдром СДВГ может в некоторой степени сохраняться у взрослого человека, при этом нужно отметить, что среди них очень много счастливых и преуспевающих людей. Возможными проявлениями СДВГ считаются следующие симптомы: нарушение концентрации и устойчивости внимания, утомляемость, вспыльчивость, импульсивность, низкий уровень стрессоустойчивости.


— Как родителям держать себя в руках, если ребёнок не сидит на месте и за ним нужен глаз да глаз?


— Следует обратиться к ребёнку по имени, говорить короткими предложениями с чёткой инструкцией, просто и чётко объясняя, почему и что нужно делать. Можно также обнять ребёнка или оставить его наедине, чтобы он сам успокоился. Главное, сохранить эмоционально положительное, доброжелательное отношение к ребёнку и быть осторожными с критическими замечаниями.


В прошлых сериях проекта мы говорили о том, как настроить ребёнка на школу, как побороть детскую стеснительность, понять, почему ребёнок врёт. Говорили о том, как научить ребёнка давать отпор незнакомцу на улице, как родителям самим подготовиться к той нагрузке, которая «свалится» на них, когда ребёнок станет первоклассником. Рассуждали, как правильно выбрать кружки и секции для первоклассника, чтобы его не перегрузить.