Психолог Елена Дрозденко советует вместе с ребёнком сделать календарь, куда он мог бы записывать свои дела.
Психолог Елена Дрозденко советует вместе с ребёнком сделать календарь, куда он мог бы записывать свои дела.

В начале учебного года, мы решили заново опубликовать все серии проекта "Первый раз в первый класс" (они будут выходить каждый будний день). Вместе с психологами УрГПУ мы давали советы родителям первоклассников (и не только) и предлагаем вам освежить их в памяти и сохранить в закладках.


Сегодня поговорим о детском тайм-менеджменте, это будет заключительная серия в нашем проекте.


Как научить первоклашку правильно организовывать своё время? Что предпринять, чтобы он не отвлекался за уроками на телефон, стремился хорошо выполнять задания? Или в первом классе учить ребёнка самоорганизации ещё рано?


Рассказать о детском тайм-менеджменте мы попросили старшего преподавателя кафедры общей психологии Института психологии УрГПУ, педагога-психолога 135-го лицея Елену Дрозденко.


– На сегодняшний день тема тайм-менеджмента актуальна не только среди взрослых. Она молодеет из года в год. Если раньше она была актуальна в подростковом возрасте, то сейчас считается, что основы тайм-менеджмента – самодисциплины, самоорганизации – необходимо закладывать уже в дошкольном возрасте, – объясняет психолог.


Календарь можно вырезать из цветной бумаги или нарисовать, главное, чтобы ребёнку было интересно его делать.
Календарь можно вырезать из цветной бумаги или нарисовать, главное, чтобы ребёнку было интересно его делать.


– Понятно, что на момент поступления в первый класс в силу возраста ребёнок ещё не умеет планировать свой день, организовывать свои занятия, нужна помощь и контроль родителей. Взрослые должны быть рядом, направлять ребёнка в его делах и таким образом прививать самостоятельность.


– С чего начать обучение ребёнка самоорганизации?


– Взрослые играют ведущую роль, и для начала с ребёнком нужно обговаривать распорядок дня, чтобы он знал, какие дела ждут не только сегодня, но и завтра. Можно какое-то время вместе собирать рюкзак, потом доверять это ребёнку и проверять за ним, пока он не будет сам справляться. Ещё можно делать "календарик-пинарик". Берётся лист бумаги, расчерчивается на 7 вертикальных колонок по дням недели и 4–5 горизонтальных колонок (по количеству недель) и вместе с ребёнком он заполняется. Например, в этот день идёт на кружки, можно обозначить это событие каким-то символом, наклейками, рядом прописать время. Сначала этот календарь ребёнок делает с родителями, а потом сам. Как правило, его размещают на видном месте – над письменным столом или на холодильнике.


Календарь можно делать совершенно разным: из цветной бумаги вырезать, рисовать его, использовать материалы для скрапбукинга и прочее. Важно, чтобы у ребёнка возник интерес к конструированию календаря. Можно, как взрослые отмечают в ежедневнике, так же отмечать выполненные ребёнком дела – рисовать значки, смайлики, приклеивать наклейки и разбирать, что и почему не выполнено, это тоже поможет в самоорганизации ребёнка.


Детский ежедневник надо разместить на видном месте, например, над письменным столом.
Детский ежедневник надо разместить на видном месте, например, над письменным столом.


Также важнейшим элементом самоорганизации выступает труд. Приучать ребёнка к труду следует обязательно. Ведь труд формирует волевые функции. За ребёнком в доме должны быть чётко закреплены обязанности: полить цветы, вытереть пыль, собрать игрушки и другое. Главное, чтобы те трудовые функции, которые возложены на ребёнка, были ему под силу. Со временем их необходимо расширять.


– Как правильно организовать рабочее пространство ребёнка?


– Рабочее пространство ребёнка играет огромную роль. Должен быть удобный стул (желательно, регулируемый), стол, подходящий под рост ребёнка, полки или стеллаж возле стола, до которых ребёнок мог бы дотянуться. Также необходимо правильное освещение с левой стороны. Можно повесить часы.


Обязательно нужно соблюдать режим труда и отдыха. Не надо загружать ребёнка сразу всеми заданиями, которые он получил, всё должно быть дозировано. Можно вместе с ребёнком засекать время, чтобы определить, сколько он тратит на задание. Так постепенно ребёнок научится планировать своё время, будет понимать, сколько нужно времени на выполнение задания.

– Как оторвать ребёнка от гаджетов во время выполнения уроков?


– Не секрет, что больше всего детей отвлекает телевизор, компьютер и, конечно же, телефон. Лучше с самого начала договориться, что гаджеты во время выполнения заданий надо убирать. И, конечно, начинать это делать не с первого класса, а ещё с детского сада, чтобы исключить в дальнейшем пагубное влияние гаджетов. Лучше не вешать в комнате, где ребёнок делает уроки, яркие картины, они тоже отвлекают.


По возможности, у ребёнка должна быть своя комната, чтобы он сам организовывал там своё пространство, пусть неумело, в чём-то неправильно, но сам. Ребёнок должен элементарно понимать, где лежат его вещи. Если за него складывать вещи и не обозначать, где и что находится, то, конечно, ребёнку будет сложно утром найти ту же самую рубашку в школу. Вообще лучше готовить одежду с вечера, вывешивая её на видное место, например, на стул или плечики для одежды.


Сложнее приучить ребёнка, когда он приходит из школы и остаётся дома один, не разбрасывать свои вещи. Но опять же всё идёт из семьи. Если с 5–6 лет ребёнок видит, что родители приходят с работы, складывают дневные вещи в шкаф, надевают домашние, то и он будет стремиться делать так же. Если ребёнок видит, что от него требуют порядка, а родители сами этих требований не выполняют, возникнет недопонимание и даже протест.


– Как правильно учить уроки?


– В первом классе ребёнку поначалу сложно привыкнуть к своей социальной роли ученика и тем обязанностям, которые у него появились. Поэтому помощь родителей обязательна! При этом надо помогать, но не делать за ребёнка. Если мама и папа видят, что ребёнок устал, то лучше сделать перерыв в уроках. Можно вывести ребёнка из комнаты, отвлечь его. Но это в том случае, если ребёнок легко переключается, а если ему тяжело сосредоточиться, то лучше доделать уроки.

Что делать в первую очередь – сложные задания или лёгкие – зависит от самого ребёнка. Лучше устанавливать приоритет за тем, что нравится, и с этого предмета начинать. Кто-то из детей предпочтёт начать со сложного предмета, который не нравится, а потом перейти к тому, более интересному. Но соблюдение времени однозначно нужно.


За выполнением уроков ребёнок должен проводить примерно полтора часа, каждые 20 минут надо делать перерыв.
За выполнением уроков ребёнок должен проводить примерно полтора часа, каждые 20 минут надо делать перерыв.


Вообще считается, что на выполнение задания ребёнку в начальной школе необходимо 1,5 часа. Чем старше он становится, тем больше времени требуется. Перерывы в выполнении уроков желательно делать каждые 20 – 25 минут.


Бывают моменты, когда ребёнок вообще ничего не хочет делать. Но здесь возникают вопросы, что происходит в школе, раз у него такое отторжение к урокам, потому что, как правило, у первоклассников и вообще в начальной школе познавательная активность детей достаточно высока.

Ребёнок обязательно должен гулять каждый день хотя бы минут 40. Не так, что пришёл сразу же после школы, поел и за уроки, а надо погулять перед выполнением уроков. Такой отдых ребёнку необходим.


Вечером вместе с ребёнком обязательно проанализировать прошедший день и напомнить, что ждёт его завтра – новое и интересное.


В прошлых сериях проекта мы говорили о том, как настроить ребёнка на школу, как побороть детскую стеснительность, понять, почему ребёнок врёт. Говорили о том, как научить ребёнка давать отпор незнакомцу на улице, как родителям самим подготовиться к той нагрузке, которая "свалится" на них, когда ребёнок станет первоклассником. Рассуждали, как правильно выбрать кружки и секции для первоклассника, чтобы его не перегрузить и говорили о том, как усмирить ребёнка, у которого шило в попе.