Роль Жар-птицы исполняет 11-классница Полина Рубцова, а в роли Ивана – Артём Рязанов.
Роль Жар-птицы исполняет 11-классница Полина Рубцова, а в роли Ивана – Артём Рязанов.

В театре балета "Щелкунчик" готовятся к премьере – в начале июня зрителям покажут знаменитый балет "Жар-птица". Музыка в нём, как и положено, Игоря Стравинского, а вот сюжет иной. Постановщик раскрывать нам его не стал, чтобы, так сказать, не спойлерить, но всё-таки немного рассказал о своей задумке.


Постановкой занимается молодой питерский балетмейстер Пётр Базарон, а режиссёр этого спектакля – известный актёр и режиссёр Юрий Герцман, он приедет к нашим артистам уже на следующей неделе. Мы побывали на репетиции спектакля, поговорили с постановщиком и узнали у артистов, каково это – летать над сценой.


Постановочные работы начались около месяца назад. Балетмейстер то хвалит молодых артистов, то останавливает репетицию, выбегает на сцену и начинает показывать движения, отсчитывая такт.


Одной из главных фишек этого спектакля будет летающая Жар-птица. Эту роль в "Щелкунчике" исполняют сразу четыре артистки – они школьницы, кто-то учится в 11-м классе, кто-то в 9-м, для них сейчас горячая экзаменационная пора, поэтому приходится подменять друг друга.


Полёты – это новая идея постановщика Петра Базарона и режиссёра Юрия Герцмана. В их видении птица должна летать по сцене – и она полетела.



К полётам готовились тщательно, потому что это новый опыт, да и поднимать в воздух придётся детей. Поэтому театралы для начала проконсультировались у артистов цирка, там под купол взлетают почти каждый день.


Одиннадцатиклассница Полина Рубцова исполняет роль Жар-птицы. Кстати, Полина играла главную роль и в прошлом спектакле – "Снежная королева".
Одиннадцатиклассница Полина Рубцова исполняет роль Жар-птицы. Кстати, Полина играла главную роль и в прошлом спектакле – "Снежная королева".


Эскиз костюма Жар-птицы.
Эскиз костюма Жар-птицы.


– Очень сложно – приходится перестраивать мозги. Сложно придумывать поддержки, потому что я нахожусь на земле, а артист в полёте. Просить их о чём-то очень сложно, поэтому я могу опираться только на ощущение балерины, удобно ей или неудобно, – пояснил Е1.RU постановщик Пётр Базарон. – Мы от классики недалеко уйдём, но принципиальные точки соприкосновения будут. Очень сложно было отойти от всем известного произведения Фокина и Стравинского, то есть от классической постановки. У нас оригинальный сюжет, то есть мы написали своё либретто – главные персонажи у нас дети, но при этом настоящие артисты балета.


Питерский балетмейстер Пётр Базарон  уже ставил в "Щелкунчике" спектакль "Снежная королева".
Питерский балетмейстер Пётр Базарон уже ставил в "Щелкунчике" спектакль "Снежная королева".


Пока идут репетиции, на сцене работают артисты, постановщик и работник театра, который страхует балерину.
Пока идут репетиции, на сцене работают артисты, постановщик и работник театра, который страхует балерину.


Это сказка без конца и без начала, говорят про премьеру в театре. Зритель окунается в необычную атмосферу, сразу как зайдёт в зал.


– Хотели начать с некоего перформанса – у нас будет полуоткрыта сцена, и, коль это сказка, то придумали, что сказка уже существует в параллельной вселенной. Зритель заходит в зал и видит, что за кулисами уже что-то происходит – параллельно нашему реальному, где сказочный мир живёт, – пояснил Пётр.


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


Он рассказал, что для него это очень значимая работа, потому что он впервые берётся за Стравинского.


– Партитура очень сложная, уходит много времени, чтобы её разобрать, вникнуть в музыку и объяснить артисту, – добавил Базарон.


Так будет выглядеть костюм Кощея.
Так будет выглядеть костюм Кощея.


В спектакле много образов, которые олицетворяют русскую свободу. В этом спектакле постановщик и режиссёр отошли от сказочного образа, созданного Фокиным, сюжет другой, но персонажи те же.


– Это уникальный постановщик, он создаёт спектакль не ради спектакля, а ради детей. Это не просто выученные движения, они знакомятся с психологией образа, он помогает им раскрыться, осознать, – отзывается о постановщике заведующая литературно-драматургической частью, администратор "Щелкунчика" Майя Давыдовская.


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


Молодые артистки, которые исполняют роль Жар-птицы, рассказали, что, когда им сказали, что придётся взлетать, было немного страшно, но как только их подняли в воздух, страх улетучился. Самое сложное, по мнению девушек, это переродиться в другую роль, почувствовать, каким должен быть новый образ, и действительно стать Жар-птицей.


– Летать – это очень круто, там как будто другой воздух, другая атмосфера. Когда поднимаешься в воздух, обо всём забываешь, и работать на высоте очень комфортно, – сказала артистка театра балета "Щелкунчик" Татьяна Токаревских.


Костюмы чёрных птиц.
Костюмы чёрных птиц.


– Там работать на самом деле совсем по-другому, потому что закручивается трос, и нужно научиться управлять своим корпусом. Нужно полностью контролировать себя, – рассказала артистка театра балета "Щелкунчик" Полина Рубцова.


Долго разговаривать с нами девушкам постановщик не разрешает, зовёт репетировать. Времени на репетиции остаётся немного – премьера запланирована на 4 июня.


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


Эскиз костюма воина.
Эскиз костюма воина.


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


Эти девушки исполняют роль Жар-птицы, но с интересом рассматривают маски своих коллег.
Эти девушки исполняют роль Жар-птицы, но с интересом рассматривают маски своих коллег.


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"


В театре "Щелкунчик" балерины взлетели над сценой ради нового спектакля "Жар-птица"