Владимир Злоказов считает, что проспект Ленина нужно уже сейчас делать нормально, а не откладывать всё на потом.
Владимир Злоказов считает, что проспект Ленина нужно уже сейчас делать нормально, а не откладывать всё на потом.

Этим летом проспект Ленина на участке от Московской до 8 Марта ждёт большой ремонт. К чемпионату мира по футболу там не только покрасят фасады домов, но и отремонтируют дорогу, проложат велодорожку, заменят тротуарную плитку, сделают подсветку, поставят новые скамейки и световые инсталляции в виде кашпо. Однако ремонт главной улицы города не решит важных транспортных проблем, считает урбанист фонда "Город.PRO" Владимир Злоказов. Он написал колонку для Е1.RU, в которой изложил свою точку зрения.


Трамваи продолжат стоять в пробках, а удобных остановок не ждите!


Представьте, что вы задумали отремонтировать квартиру. Отложили нужную сумму и готовы уже приступить к работам, как вдруг объявляется некий чиновник и говорит: "А вот поставить дополнительные розетки и отремонтировать сантехнику в ванной вам в рамках этого ремонта нельзя. Это вам нужно специальным образом оформлять, так что пока можете поклеить обои и плитку положить, а розетки и сантехнику давайте как-нибудь потом". Нужен вам будет такой ремонт?


"Очередная потёмкинская деревня к ЧМ-2018": урбанист раскритиковал план ремонта проспекта Ленина


Примерно в такой же ситуации оказался сейчас весь Екатеринбург с ремонтом проспекта Ленина. Губернатор поручил привести в порядок главную улицу и проект провели под грифом "Ремонт". И оказывается, что в рамках такого проекта на улице фактически нельзя ничего поменять!


Между тем на проспекте Ленина нужно менять много чего. Во-первых, уже десять лет идут разговоры о необходимости обособления трамвайных путей. Трамваи на Ленина постоянно застревают в пробках, в результате чего сбивается расписание их движения по всему городу. Ремонт – самое время установить вдоль путей бордюрный камень, чтобы машины не выезжали на пути и не стояли к ним слишком близко, как это было в свое время сделано, например, на улице Малышева.


Урбанист считает, что на Ленина нужно обязательно обособить трамвайные пути.
Урбанист считает, что на Ленина нужно обязательно обособить трамвайные пути.


Во-вторых, трамвайные остановки на Ленина расположены далеко не оптимально. Многие люди делают пересадку с трамвая на метро и наоборот. Если бы трамвайная остановка на Площади 1905 года находилась не на перекрёстке с Вайнера, а на перекрёстке с 8 Марта, путь от неё до метро был бы гораздо прямее и короче.


При этом, да, мы понимаем, что раз в год у нас парад, и трамвайная платформа не должна ему мешать. Ну, так давайте сделаем её сборно-разборной, чтобы люди не были вынуждены стоять на проезжей части весь год, только потому что 5 дней в году у нас парад и его репетиции!


Трамвайную остановку Злоказов предлагает перенести ближе к перекрёстку Ленина – 8 Марта.
Трамвайную остановку Злоказов предлагает перенести ближе к перекрёстку Ленина – 8 Марта.


Также давно пора сделать промежуточные остановки между Московской и 8 Марта. Учитывая новое расположение остановок на Ленина – Московской и Ленина – 8 Марта, промежуточные остановки должны находиться на перекрёстке Ленина – Хохрякова.


Ничего из перечисленного сделано в рамках намеченного ремонта не будет и, что самое досадное, ещё 3 года потом город не сможет притронуться к этому участку улицы, пока не закончится гарантийный срок на ремонт! Значит, ещё на 3 года, а то и больше будут отложены проблемы, которые нужно было решить ещё 10 лет назад!


"Ремонт – самое время установить вдоль путей бордюрный камень", – пишет Злоказов.
"Ремонт – самое время установить вдоль путей бордюрный камень", – пишет Злоказов.


Велодорожки как издевательство над велосипедистами


Отдельно стоит отметить вопрос велоинфраструктуры. Стоит отдать должное комитету благоустройства, который нашел возможность заложить в проект велодорожки, но если уж делать, то нужно делать хорошо, разве нет? Проектировщики же превратили эти велодорожки в настоящее издевательство над людьми, которые посмели выбрать велосипед в качестве средства передвижения по городу.


Во-первых, вместо того, чтобы обеспечивать безопасное пересечение проезжей части на перекрёстках, велодорожки обрываются прямо перед ними. В разных странах мира по-разному подходят к организации велодорожек на перекрёстках, но у нас нашли свой особый путь: просто не делать ничего вообще. При этом понятно, что велосипедисты, оставленные без какой-либо инфраструктуры на перекрёстках, будут пересекать их по пешеходным переходам и, разумеется, в большинстве своём спешиваться никто не будет. Проектировщики фактически провоцируют велосипедистов нарушать ПДД.


Злоказов раскритиковал прерывающиеся велодорожки, которые сделают на Ленина.
Злоказов раскритиковал прерывающиеся велодорожки, которые сделают на Ленина.


Во-вторых, велодорожки в принципе отсутствуют в самых напряжённых местах. Например, на площади 1905 года они не предусмотрены вообще, хотя именно здесь более всего необходимо эффективно и безопасно разделить транспортные потоки разных типов.


С другой стороны, например, на подъезде в районе улицы Вайнера проектировщики умудрились уместить велодорожку в самый узкий на улице участок тротуара, и приходит она ровно в то место, где стоят пешеходы, ожидая зелёного сигнала светофора!


В-третьих, велодорожки просто слишком узкие. Согласно градостроительному своду правил, минимальная ширина односторонней велодорожки составляет 1,5 метра. В муниципальных же рекомендациях по проектированию прописаны односторонние велодорожки шириной 2 метра. Такая ширина позволяет велосипедистам ехать бок о бок, а также совершать обгон.


Спешиваться на пешеходных переходах велосипедисты не любят.
Спешиваться на пешеходных переходах велосипедисты не любят.


Проектировщики же нашли какие-то лазейки в нормах и предусмотрели велодорожки шириной 1 метр! Велодорожки такой ширины нельзя будет даже почистить, поскольку в городе нет техники такого малого размера!


На все предложения исправить эти проблемы в проекте и даже предложение конкретных решений комитет благоустройства и проектировщики ответили категорическим отказом.


В общем, хотели как лучше, а получилось, как всегда. Велодорожки в таком виде являются дискредитацией всей идеи велоинфраструктуры, как для скептиков ("Мы им построили, а они не ездят!"), так и для сторонников ("Лучше никак, чем так!").


"Городу нужна полноценная реконструкция улицы, а не очередная потёмкинская деревня к чемпионату мира!" – считает Злоказов.
"Городу нужна полноценная реконструкция улицы, а не очередная потёмкинская деревня к чемпионату мира!" – считает Злоказов.


На весь этот декоративный ремонт, не обеспечивающий приоритет и удобство общественного транспорта, дискредитирующий идею велоинфраструктуры и замораживающий решение проблем на годы вперед, предполагается потратить 188 миллионов рублей.


В таких условиях ничего не остается, как требовать отмены всего проекта! Городу нужна полноценная реконструкция улицы, а не очередная потёмкинская деревня к чемпионату мира!