Василина Маковцева играет главные роли во многих спектаклях «Коляда-театра».
Василина Маковцева играет главные роли во многих спектаклях «Коляда-театра».

Актриса «Коляда-театра» Василина Маковцева, которая сыграла главную роль в фильме Сергея Лозницы «Кроткая», вчера вернулась с Каннского кинофестиваля. Там ей прочили победу в номинации «Лучшая актриса», а сам тяжёлый драматический фильм о женщине, которая едет на встречу с мужем в тюрьму, называли одним из претендентов на «Пальмовую ветвь».


С победой не сложилось — фильм оставили без наград, но сам факт участия в основной программе Каннского фестиваля — это уже большой успех для актрисы из России. Под утро в воскресенье Василина прилетела в Екатеринбург, а вечером того же дня уже играла в спектакле «Большая советская энциклопедия». Днём перед спектаклем нам удалось поймать Василину и буквально на бегу, в гримёрке, расспросить о впечатлениях от одного из самых известных и статусных кинофестивалей мира.


— Как вам Канны? Там действительно всё так пафосно и прекрасно, как видится с экранов?


— Там и правда пафосно и прекрасно. А самое прекрасное — что там есть море, по которому я очень скучаю целый год и, может быть, всю жизнь. Море, солнце и очень красивые виды.


— Какие ощущения, когда идёшь по знаменитой красной дорожке?


— Так смешно, когда нас «выпустили» на старт, я думала, что мы сейчас просто пойдём прямо и всё. А там пройдёшь пять метров — надо встать, повернуться, позировать. Всем процессом руководил директор фестиваля, кивал: «Повернитесь туда, сюда». Было очень забавно. Конечно, я волновалась. Это понятно, потому что не знаешь, когда нужно идти, и неловко себя чувствуешь.



— Как наряд выбирали?


— Мне предложили продюсеры, что они займутся вопросом моих нарядов, за что я им очень благодарна, потому что сама я не хотела на это время тратить. Как только я прилетела, у меня вообще не было времени для себя, только поспать. Всё остальное время мы занимались подготовкой к премьере, и следующий день был очень сложным. Мы приходили в модные дома и выбирали разные платья и костюмы. В итоге решили остановиться на белом смокинге, мне он очень понравился. В брюках ведь удобней, чем в узком платье. Он был куплен для общения с прессой.


А для премьеры мы выбрали потрясающее платье от дизайнера Ульяны Сергеенко, очень красивое… Но за полтора часа до церемонии, когда мне уже сделали причёску и макияж, мы вдруг поняли, что в номере нет платья. Я начала его искать, оказалось, что оно потеряно — висит где-то в номере у кого-то другого или не знаю еще где. И я пошла второй раз в смокинге. Сначала мне было вообще всё равно, я бы пошла хоть в джинсах. Потом подумала, что в костюме даже лучше — он очень элегантный, и неожиданно, что все в платьях, а я в брюках.


— Кого из знаменитостей видели?


— Я не знаю, где они все там живут, потому что я никого не видела. Но, честно говоря, я и не охотилась за ними. Меня попросили привезти автограф Умы Турман и фотографию с ней, но я её не встретила. Может быть, я кого-то и видела, но не узнала. Потому что на фотографиях, в фильмах и в жизни актёры совершенно разные.


Василина готовится к спектаклю в театре уже через несколько часов после самолёта из Канн.
Василина готовится к спектаклю в театре уже через несколько часов после самолёта из Канн.


— Расскажите про фильм. Вы ведь его впервые целиком увидели только на показе в Каннах? Как впечатления?


— Да, я не видела его до фестиваля. Думала, что буду смотреть и разбирать, как я там выполняю задачи режиссёра и всё такое. Но я себя настроила, что не надо этого делать — непродуктивно. И вообще — премьера, а я тут буду… Постаралась расслабиться и посмотреть фильм в целом, что практически удалось. Хотя, как только появлялись наши в кадре, у меня волей-неволей появлялась улыбка. Я в очередной раз порадовалась за наших артистов, испытала гордость, потому что реально крутые актёры у нас в театре, правда. Все на своём месте и абсолютно профессионально работают. Даже выделить кого-то не могу, все классные. Но момент с Николаем Владимировичем Колядой в фильме — один из самых ярких и образных моментов, очень трогательный. Столько всего сплелось в этом маленьком кусочке, который максимум минуту идёт! (Николай Коляда сыграл в фильме эпизодическую роль бомжа. — Прим. ред.)


Эпизод с бомжом-Колядой, по мнению Василины, самый трогательный в фильме.
Эпизод с бомжом-Колядой, по мнению Василины, самый трогательный в фильме.


— Не могу не спросить про историю с освистыванием. Многие СМИ написали, что на фильм плохо отреагировали на показе перед прессой. А на самом-то деле как его восприняли?


— Не знаю, что там было на пресс-конференции, только так же, как и вы, по слухам — что освистали и «букали». Но, насколько я знаю, практически на всех фильмах такое происходит. Потому что мнения у людей разные, и вообще искусство — это дело вкуса, что уж тут говорить. Возможно, это было. А на самой премьере перед обычными зрителями всё прошло замечательно. Да, кто-то начал кричать «бубу» чуть-чуть, но практически через 20 секунд это всё закончилось, потонуло в аплодисментах. Мы минут 15–20 стояли, пока нам все хлопали. Я не хвастаюсь, это было так.


Николай Коляда одним из первых поздравил артистку с успехом во Франции.
Николай Коляда одним из первых поздравил артистку с успехом во Франции.


— А после показа вам что говорили?


— Мы после этого пошли на официальное празднование премьеры, подходило очень много людей: и русские, и иностранцы. Все говорили очень тёплые слова, было много приятного. Во всю эту историю я стараюсь не погружаться и смотреть на всё со стороны. Потому что иначе это вообще неконструктивно. Я была там, ловила момент, а сейчас я уже здесь — у меня скоро спектакль, мне надо ещё слова повторить с ребятами. Не надо жить прошлым.


— В интернете уже сейчас обсуждают этот фильм, некоторые утверждают, что он «антироссийский», «непатриотичный», что Россия показана с какой-то не той стороны, с которой им бы хотелось. Вы сами как считаете?


— Слушайте, меня так осаждали европейские журналисты, добивались, чтобы я сказала, что да, всё плохо… Но я считаю, в фильме показаны проблемы не только России. Да, мы видим какие-то вещи, которые относятся и к России в том числе, но это история гораздо больше, чем об одной стране. Можно воспринимать всё напрямую — Лозница знает Россию, потому что он здесь много работал, учился, но это не значит, что в других странах нет никаких проблем. Ещё, может быть, посерьёзней.


— После такого успеха в кино планируете ещё сниматься? Или останетесь в театре?


— Как случится. Я стараюсь не рефлексировать по этому поводу. Случилось такое прекрасное событие в моей жизни, я увидела многих людей, узнала, что это за фестиваль, получила опыт. Посмотрим, какие будут предложения. Сейчас этот театр — это основное место моей работы, и любимой работы. Когда я уезжала на фестиваль, мы обговорили все сроки, было составлено расписание спектаклей, от которого я не могу отказаться.


В спектакле «Большая советская энциклопедия» всего три актёра. Одну из ролей играет Василина Маковцева (слева).
В спектакле «Большая советская энциклопедия» всего три актёра. Одну из ролей играет Василина Маковцева (слева).


Своё мнение о фильме и успехе Василины Маковцевой и скандале с освистыванием фильма высказал и Николай Коляда:


— Я всегда говорю, что судьбу спектакля и фильма решают зрители. На премьере фильму 15 минут аплодировала обычная публика — не журналисты и не критики! А критики — это такое крапивное семя. Я с ними постоянно ругаюсь, всю жизнь. Эти люди очень часто забывают, что тут надо быть очень осторожным, как врач, который делает операцию. Потому что, хоть и шутя, говорят, что художника обидеть может каждый, но это правда! Даже пренебрежительный взгляд, ухмылка, что-то ещё может привести человека в замешательство, бессознательное состояние. Сколько раз со мной такое было! Я и Лии Ахеджаковой сколько раз говорил: «Да перестаньте вы, вы гениальная артистка, посмотрите, сколько хороших-то статей!» А она говорит: «Вот почему-то хорошее не запоминается, а запоминается плохое». Потому что это больно! Это действительно всё делается из крови, а потом придёт кто-то и скажет: «Да ну, говно!»


Вот у меня спрашивают, почему у меня так много талантливых учеников? Потому что я умею хвалить. Вася Сигарев три странички написал, помню, я ему говорю: «Молодец, Вася! Давай работай!». Вася — раз, стал большим человеком. А мог бы сказать ему: «Да ну, говно какое-то, поезжай в свой Нижний Тагил и там живи!» Я не боюсь сказать хорошее слово артистам.


И Василина, и все остальные смотрят на меня и повторяют. Если я прихожу на репетицию утром, говорю: «Читали, что там про нас написали? Дак вот пошли они все…» — все начинают ржать. Видят, что Коляду это не трогает. Потому что я не буду же говорить им, как я плачу ночами, потому что мне обидно до невозможности!


Николай Коляда гордится своей артисткой.
Николай Коляда гордится своей артисткой.


Время на разговор с журналистами у Василины нашлось только во время подготовки к спектаклю в гримёрке.
Время на разговор с журналистами у Василины нашлось только во время подготовки к спектаклю в гримёрке.


Театр Василина называет своей основной и любимой работой.
Театр Василина называет своей основной и любимой работой.


В гриме и парике актриса совершенно преображается.
В гриме и парике актриса совершенно преображается.


Несмотря на успех в кино, Василина Маковцева не собирается бросать театр.
Несмотря на успех в кино, Василина Маковцева не собирается бросать театр.