Директор управления по экспедиторской деятельности ГК "Деловые Линии" Михаил Петров.
Директор управления по экспедиторской деятельности ГК "Деловые Линии" Михаил Петров.

Дороги в России, как известно, все ещё недостаточно развиты, а об их качестве лучше даже не вспоминать. Но и те, что есть, используются не самым эффективным способом. Это видно по высокой доле холостых перевозок (по экспертным оценкам, это 10-15% всех поездок), неполной загрузке фур (машины в среднем загружены на 70-75%) и неравномерному распределению потоков (70% грузов из центра). Такое неоптимальное использование ресурсов сказывается в конечном счете на ценах, которые вы видите в магазине.


Почему так происходит, рассказал директор управления по экспедиторской деятельности ГК "Деловые Линии" Михаил Петров.


– По вашему мнению, почему инфраструктура простаивает?


– Дело в том, что рынок перевозок хаотичен: транспортные схемы разрозненны, у каждого перевозчика свои условия, сроки и разнообразные транспортные средства, у большинства складов – уникальная топология, используется множество различных систем управления процессами. Например, в логистике сборных грузов нужно, чтобы на складе было много ворот, но на рынке складской недвижимости преобладают склады класса А, где соотношение другое. В итоге нужно либо строить специфический склад, либо брать склад большего размера по площади, чем необходимо. А это дополнительные значительные вложения с долгим сроком окупаемости.


Большое количество транспортных компаний и разрозненность заказов сказываются на оптимальной себестоимости перевозки. В мегаполисе себестоимость доставки или забора одного заказа значительно зависит от их количества в одном рейсе. Чем больше "стопов" в рейсе, тем каждый заказ дешевле. Средняя плотность остановок на рейс в России у транспортных компаний сборных грузов гораздо меньше, чем у западных коллег.


– И это приводит к тому, что многие товары не продаются и не используются?


– Верно, причина – высокая стоимость доставки. Кроме того, неравномерно распределяются товары между развитыми и отстающими регионами. Мультимодальные перевозки сложны, дороги, медленны и ненадёжны. Городская доставка – кошмар и для логиста, и для городского жителя. Логистические сети и цепи поставок небезопасны. Внедрение автоматизации и цифровых технологий в логистике – слишком дорогое удовольствие.


– Как решить эти проблемы?


– Новая концепция – так называемый "физический интернет" (Physical Internet), то есть перенесение принципов работы интернета на логистику, может решить эти проблемы частично или полностью. Во всяком случае, на это рассчитывают перевозчики и учёные, работающие над моделью "физического интернета" в США и Европе. "Деловые Линии" обратили внимание на эту концепцию и анализируют возможности применения в России.


– Можете рассказать поподробнее?


– "Физический интернет" – глобальная открытая логистическая система, основанная на принципах физической, цифровой и операционной взаимосвязи, стандартных и свободных "интерфейсах" и "протоколах". По аналогии с информационной паутиной "физический интернет" дать возможность максимально быстро и дёшево получить и передать товар.


Цифровой интернет не передаёт информацию: он передаёт пакеты, снабжённые идентификатором. Информация в пакете инкапсулирована и не обрабатывается сетью. Зато заголовок пакета содержит всю информацию, необходимую для идентификации и правильной маршрутизации до адресата. Таким образом, вы можете пересылать данные в любую точку земного шара стандартным и универсальным способом.


Также "Физический интернет" напрямую не манипулирует физическими товарами. Он управляет исключительно контейнерами. Стандартная упаковка – так называемые π-контейнеры. Они должны быть стандартизированы во всём мире по размерам, функциям и приспособлениям. Эти модульные контейнеры "физического интернета" можно будет постоянно контролировать и маршрутизировать, используя соединение через интернет.


– У "физического интернета" есть прототип?


– Да, запуск прототипа состоялся ещё в 1969 году (передача символов LO между Лос-Анжелесом и Стенфордом), но бурное развитие пошло через 13 лет после создания и стандартизации протоколов TCP/IP (1982-83), системы доменных имен DNS (1984 год), протоколов HTTP, языка HTML и идентификаторов URI (1989 г.). То есть основным толчком была стандартизация. Прорыв в логистике также может обеспечить именно она. Тем более, в отрасли уже есть успешный пример морских контейнерных перевозок, которые поддержали глобализацию и определили облик и принципы работы современных грузовых кораблей и портов.


– Как вы думаете, логистика может дать фору финансовым технологиям?


– Конечно, если заниматься ей серьёзно. "Деловые линии", будучи лидером грузовых перевозок в России (доля рынка перевозки сборных грузов – 26%), уделяют интеграции технологий большое внимание. Уже сейчас мы активно используем новейшие системы для оптимизации работы складов, анализа данных о клиентах, маршрутах, грузообороте. Некоторые наши решения в этой области позволили ускорить технологические операции и оборачиваемость грузов, а также оптимизировать работу грузчиков на 10-40%.


Понятно, что это только начало, но убеждён, что за стандартизацией, которая откроет путь к свободной конкуренции, будущее глобальных перевозок.